Крым, эйфория Путина и визовый режим с Россией: что Украине делать дальше

20 марта 2014, 11:03обновлено 3 августа 2018, 01:05
Украина и далее будет соседствовать с враждебным государством.

Украинские военные недалеко от границы с Россией

Санкции со стороны Запада оказались весьма символичным препятствием на пути к ампутации территории Крыма Россией. Украина вынуждена останавливать растущие в процессе еды аппетиты амбициозного "хирурга" самостоятельно.

Помпезное подписание договора о вхождении в состав РФ Крыма, просуществовавшего в статусе самопровозглашенного независимого государства всего один день, стало моментом триумфа "собирателя российских земель". При этом выступление Владимира Путина не оставляет сомнений в том, что процесс не завершен, а отделение "исконно русского" полуострова – не финиш, а лишь промежуточная достигнутая цель. О взятом прицеле на юго-восточные регионы Украины, судьбу которых "большевики решили, не поинтересовавшись мнением самих жителей", Путин объявил, не таясь. В любом из них может быть задействована апробированная в Крыму схема, по которой российские военные под видом "местной самообороны" организовывают защиту населения от "боевиков и радикалов" в ответ на призыв о помощи из уст доморощенных или заезжих сепаратистов.

Чем бы ни завершилась "крымская война", Украина и далее будет соседствовать с враждебно настроенным государством. Поэтому превращение юго-восточных границ из решета в надежный кордон – задача первостепенной важности. Ужесточение правил пересечения границы, введение визового режима с РФ, составление списка персон нон грата, усиление спецслужб и военного контингента в приграничных регионах – меры первой необходимости. Решение о внедрении большинства из них уже принял Совбез, дело за реализацией. Россия наверняка ответит тем же. Жители приграничных территорий вряд ли будут в восторге от введения визового режима, поэтому сопровождать свои шаги власть обязана широкой информационной кампанией. Введение виз – длительная процедура, сначала пересекать границу будут по загранпаспортам, но даже это ограничит приток "титушек" российского происхождения.

Еще одним предложением украинской стороны является объявление Крыма демилитаризованной зоной, из которой будут выведены как украинские, так и российские военные. Предсказать отрицательный ответ России несложно. В Москве Крым уже считают своей территорией и готовы обсуждать только условия отъезда украинских военных и желающих сменить место жительства граждан. Стоит отметить, что попытки защитить права и имущество украинских граждан через принятие закона "Об оккупированных территориях" тоже вряд ли увенчаются успехом. На территории полуострова принятые Верховной Радой с 21 февраля законы игнорируются, а после ратификации договора о присоединении его к России начнут действовать законы другого государства. Помочь можно только переселенцам, предоставив им жилье, рабочие места и финансовую поддержку, соответствующие средства из бюджета должен выделить парламент.

Эйфорию Путина подпитывает не только замедленная реакция украинской власти, но и слабый в соотношении цена/угроза ответ Запада. Применение санкций первых двух уровней дало не больший эффект, чем лай моськи на слона. А поспешность, с которой Крым втягивают под российские флаги, может оказаться даже на руку долго раскачивающимся западным "шантажистам" Кремля. Через два дня договор об аннексии ратифицирует Совет Федерации. После этого возмущенные циничным нарушением норм международного права вполне могут отказаться от использования более серьезных – экономических - способов влияния на Россию ввиду нецелесообразности размахивания кулаками после драки. Во всяком случае, на саммите ЕС 20-21 марта готовы обсуждать только расширение "черного списка".

Причина нынешней медлительности ЕС понятна и имеет конкретное денежное выражение. К примеру, в Латвии потери от введения санкций против России оценивают в несколько сотен миллионов евро. Страны Прибалтики уже поднимают вопрос о необходимости получения компенсации ущерба в случае объявления РФ экономической войны. К тому же, зависимость Европы от российского газа довольно высока, организовать альтернативные поставки – задача далеко не нескольких дней. Украинский Крым может обойтись ей чересчур дорого. Да и США пока не слишком торопятся открыть нефтяные шлюзы, что негативно скажется на основной статье доходов российского бюджета.

С другой стороны, и сама жертва агрессии по факту огрызается в адрес России преимущественно возмущенными заявлениями. Об украинском "черном списке" пока не слышно, равно как и о денонсации ряда двусторонних соглашений, на что Украина имеет полное право. Зато СНБО принял решение начать процедуру выхода Украины из СНГ, официальным членом которого она даже не является, поскольку не ратифицировала устав содружества. Похоже, отечественные олигархи тоже не готовы нести потери ради сохранения территории страны. Безусловно, дешевле профинансировать выкапывание траншеи вдоль границы, чем терпеть огромные убытки от разрыва торговых связей и экспроприации капитала, находящегося в России. Да и пятая колонна, похоже, довольно сильна.

У пришедшей к власти команды приоритеты угрожающе смещены в сторону проблемы раздела портфелей, а не защиты целостности страны. Иначе премьер обратился бы к жителям юго-востока с разъяснительно-успокаивающей речью в день своего избрания, а не спустя три недели, когда там успели развернуть свои сети сепаратисты. Иначе силовой вице-премьер и министр обороны были бы в Крыму с первых дней военной интервенции, а не пытались бы демонстративно пробиться туда сейчас, когда это уже бесполезно. Иначе время, выигранное благодаря стойкости украинских военных, отказавшихся изменять присяге и применять оружие, не было бы преступно упущено из-за непрофессионализма назначенных на ключевые должности кадров.

Непризнание полуострова частью другого государства не снимает с руководства Украины ответственности за жизни тысяч украинских солдат, оставшихся на его территории. Так же, как и за судьбы бойкотировавших псевдореферендум крымских татар и украинцев, которые не захотят принимать российское гражданство. Уже сейчас понятно, что отведенный договором об аннексии месяц на раздумья, не будет спокойным. Через несколько часов после его подписания в Крыму погиб первый украинский военнослужащий и началась волна атак на военные части. Ценой промедления с решением вопроса о том, когда выводить украинских военных будут жизни людей. Тем более, что на требования Киева и выдвигаемые им ультиматумы, в Крыму смотрят сквозь пальцы.

Украинская власть не смогла предотвратить отсечение Крыма, но теперь она обязана оперативно выстроить новую модель полноценного функционирования пострадавшего государственного организма. В первую очередь, нужно защитить и успокоить юго-восток, приняв ряд законодательных решений по децентрализации власти и обеспечив приемлемые для местного населения кадровые назначения. Что же касается помощи с западной стороны, то брошенный ею спасательный круг в виде ускорения евроинтеграции и финансирования реформ Украина не имеет права упустить ни при каких обстоятельствах.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
^
Мы используем cookies
Принять