Новая провокация России: игра на нервах или риск большой войны

12 августа 2016, 12:25обновлено 3 августа 2018, 01:20
Эксперты рассказали, что может последовать за обвинениями России в адрес Украины в нападении на Крым и гибели российских военных.

 / kremlin.ru

Украинские власти, общество и экспертная среда всерьез обеспокоены очередной провокацией России и тем, что может последовать за нею. 10 августа ФСБ РФ заявила, что предотвратила совершение терактов в Крыму, которые якобы были подготовлены Главным управлением разведки Министерства обороны Украины. Согласно сообщению сайта ФСБ, объектами терактов были критически важные элементы инфраструктуры и жизнеобеспечения полуострова.

"В результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий в ночь с 6-го на 7-е августа 2016 года в районе города Армянска Республики Крым обнаружена группа диверсантов. При задержании террористов в результате огневого контакта погиб сотрудник ФСБ России. На месте боестолкновения обнаружены: 20 самодельных взрывных устройств суммарной мощностью более 40 килограмм в тротиловом эквиваленте, боеприпасы и специальные средства инициирования, штатные противопехотные и магнитные мины, а также гранаты и спецоружие, состоящие на вооружении специальных подразделений Вооруженных сил Украины", — говорится в сообщении.

видео дня

Президент РФ Владимир Путин быстро отреагировал на заявление ФСБ и подключился к его "раскрутке". Путин прямо обвинил Украину в терроре, заявив, что "киевские власти не ищут способы решения проблем путем переговоров, а переходят к террору". По этой причине он не видит смысла в продолжении переговоров по урегулированию российско-украинского конфликта в "нормандском формате".

Генштаб ВСУ и украинский МИД назвали провокацией заявление ФСБ. А Минобороны Украины, в свою очередь, опровергло информацию российской стороны, охарактеризовав ее как "попытку оправдать передислокацию и агрессивные действия военных подразделений Российской Федерации на территории временно оккупированного полуострова".

"Под надуманным предлогом Кремль разворачивает гибридную спецоперацию для оправдания оккупации Крыма и своих дальнейших агрессивных действий против Украины", — говорится в сообщении МИДа Украины. При этом добавляется, что "особое беспокойство вызывает концентрация российских вооружений на временно оккупированных территориях Крыма и Донбасса и вдоль российско-украинской границы".

Президент Украины Петр Порошенко назвал фантазиями обвинения России в адрес украинских военных в подготовке терактов в Крыму.

"Обвинения российской стороной Украины в терроризме в оккупированном Крыму звучат так же бессмысленно и цинично, как заявления российского руководства об отсутствии российских войск на Донбассе", — считает Порошенко. "Эти фантазии — лишь повод для очередных военных угроз в адрес Украины", — добавил он.

Также президент поручил привести в усиленную боевую готовность военных, пограничников, сотрудников СБУ и Нацгвардии. Кроме того, он поручил МИДу организовать телефонные разговоры с руководством Германии и Франции в "нормандском формате", вице-президентом США Джозефом Байденом, президентом Европейского Совета Дональдом Туском, а также инициировать разговор с российским лидером Путиным.

Обвинения России в адрес Украины вызывают тревогу. Как, в частности, отметил постпред Украины в Совете Европы Дмитрий Кулеба, нынешние российские провокации в Крыму напоминают действия РФ в начале войны 2008 года в Грузии. А опрошенные "Главредом" эксперты увидели сходство между нынешними действиями РФ с поведением Германии перед началом Второй мировой войны.

Эксперты рассказали, с чем они связывают появление обвинений со стороны РФ в адрес Украины, что может за этими обвинениями последовать, и может ли это стать прелюдией к началу "большой войны".

Тарас Чорновил

Политический аналитик, экс-народный депутат Украины

Тарас Чорновил:

Последние обвинения России в адрес Украины не могут не тревожить, поскольку появляется нехорошая ассоциация. Сами обвинения — невероятно абсурдны, и это понимают во всем мире. Но они слишком напоминают обвинения, которые звучали в 1933 году, что группа Димитрова подожгла Рейхстаг, что в конце августа 1939 года Польша захватила немецкую радиостанцию, что евреи уничтожали немецких детей и так далее. Все очень похоже. Обвинения доведены до полной нелогичности, бессодержательности и бездоказательности. Но все прекрасно помнят, чем все это закончилось во времена Гитлера — большими репрессиями, большими преследованиями и Второй мировой войной.

Все говорят, что Путин — хороший ученик Сталина. Но нет, он — очень хороший ученик Гитлера, отлично повторяющий нацистские методы и фокусы. Поэтому последние обвинения со стороны РФ в адрес Украины, откровенно говоря, вызывают тревогу, поскольку аналогия уж слишком прет. Путин пытается создать какие-то провокации, самостоятельно их раскрутить и обвинить в них страну, которая даже физически не могла бы нечто подобное осуществить.

Однако Путин, помимо того, что он провокатор и мерзавец, немного просчитывает возможные последствия, в частности, военные. Чтобы организовывать большие военные провокации, ему все-таки необходимо иметь и соответствующее тактическое преимущество, и готовность, и возможности, и эффект неожиданности (как, скажем, в период Иловайска вводились российские войска на территорию Украины). Поэтому в сложившейся ситуации, на мой взгляд, идет скорее, игра нервов, причем очень серьезная, с желанием для себя выторговать более выгодные позиции.

Не думаю, что за этими провокациями и обвинениями последует эскалация конфликта, переход границы или линии разграничения, начало наступательных операций и большая война. Думаю, за этим может последовать общая эскалация, но при позиционной войне. А дальше — будут звучать заявления России о том, что она не видит перспективы продолжения переговоров в сложившемся формате, обвиняет во всем Украину, а Россия вообще ни при чем. Так что это больше война нервов. Частично против Украины, а больше — против западных партнеров.

Плюс, похоже, параллельно два последних диктатора Европы (Путин и Эрдоган) позиционно договорились об игре в отношении Евросоюза. Эрдоган показывает, что европейцы должны пойти ему на уступки по ряду вопросов (евроинтеграция, признание статус-кво, когда Турция остается партнером ЕС, но в ней вводится тоталитарный диктаторский режим, а Европа не должна обращать на это внимания). Путин же хочет добиться от Европы снятия санкций, введенных против России, а также признания статус-кво, по крайней мере, в вопросе оккупации Крыма. Для такой ситуации они могут разыгрывать карту якобы объединения своих усилий, прояснения недоразумений, существовавших между ними. Исходя из этого, предполагаю, что такая игра нервов больше направлена на ЕС, а не на Украину.

Так что, на мой взгляд, последние обвинения — это очень серьезная опасная игра, грозящая в любой момент перейти критическую черту. В первую очередь, она направлена на Евросоюз, во вторую — на Украину. Сама привязка этих обвинений к кануну Дня независимости Украины (Путин любит играть на таком) не случайна, и это признак желания испортить стране праздничное настроение, создать атмосферу тревоги и неуверенности.

Подытоживая, эти обвинения в адрес Украины — серьезная игра нервов и желание завоевать новые позиции, а также позиционная дипломатическая игра, что может сопровождаться эскалацией. На восточном фронте это может проявиться в росте количества обстрелов. Однако, думаю, в первую очередь, будет разыгрываться крымская карта. Возможно появление диверсионных групп на границе с Крымом, демонстративные маневры, регулярное перекрывание пунктов пропуска с демонстративным появлением там российских военных в непосредственной близости и так далее. Это будет называться эскалацией, с якобы случайными обстрелами в ту сторону. Но не думаю, что это повлечет за собой разворачивание наступательной операции. Однако не возьмусь делать окончательные выводы, поскольку со стороны России мы видим совершенно не адекватного человека, с имперским мышлением и особенностями психологии, характерными для Гитлера.

Связаны ли эти обвинения с событиями последних дней в Крыму, а именно — переброской и накоплением военной техники на полуострове? Пессимисты считают, что все эти действия России могут быть направлены на то, чтобы начать наступление и боевые действия, то есть действовать по классическому образцу 1939 года нацистской Германии. Но это, скорее, имитация событий 1939 года. Идет историческая реконструкция, которая должна вызвать соответствующие ассоциации. Нас подталкивают к тому, чтобы мы все восприняли это именно как повтор 1939 года. Путин пугает мир третьей мировой войной. Эта тема — одна из его очередных "игрушек", чтобы все боялись. Он видит, что множество европейских лидеров уже напуганы. Это четко прослеживалось по референдуму в Нидерландах, когда, как показывала социология, голландцы боялись русских и не хотели их злить — они проголосовали так, как того хотела Россия, чтобы ее не раздражать, чтобы случайно не спровоцировать третью мировую. Приблизительно на таких настроениях играет Путин. Для Европейского Союза он создает слишком прозрачные аллюзии, которые очень напоминают начало Второй мировой войны. Идет слишком демонстративная реконструкция тех исторических событий.

При этом возможны еще две реальные провокации. Во-первых, какая-то российская военная группа якобы с нашей территории, как это бывало и на Донбассе, может обстрелять другую российскую группу, причем так, чтобы даже были человеческие жертвы. Во-вторых, у нас есть масса непереборчивых людей, которые едут отдыхать в Крым, раз уж "и отцы, и деды там отдыхали", несмотря на то, что Крым аннексирован. Ведь ежедневно по путевкам в Крым едут десятки автобусов из Киева. Оккупационным российским "властям" в Крыму очень просто схватить пару человек из этих туристов, желательно, чтобы это были люди, отслужившие в украинской армии, арестовать их и обвинить в провокациях. Очень просто посадить в тюрьму пару человек из туристов и поднять на весь мир шум, что украинцы готовят провокации, и что в Крыму задерживают диверсантов, которые убивали российских солдат. А дальше Россия начнет раскручивать другой, более высокий, уровень противостояния. Это очень характерно для РФ.

Поэтому я бы больше остерегался таких прямых провокаций и политических последствий, которые направлены на ЕС, нежели прямых военных угроз. Хотя совсем снимать со счетов такую угрозу не стоит. То, что наш Генштаб относится к прозвучавшим со стороны ФСБ обвинениям серьезно, это правильно. В отличие от аналитиков и журналистов, ГШ пусть лучше переоценит ситуацию, чем недооценит, как это было перед Иловайском, когда разведка просто проспала.

Владимир Огрызко

Дипломат, экс-министр иностранных дел Украины, руководитель Центра исследований России

Владимир Огрызко:

Это — традиционная российская тактика, преступная и бандитская: Россия обвиняет жертву в том, чего она не делала, чтобы иметь формальный повод для очередных атак на эту же жертву. Если посмотреть на события, которые разворачивались вокруг всех "горячих точек" постсоветского пространства, все происходило именно таким образом, начиная от Приднестровья, заканчивая Абхазией, Нагорным Карабахом и так далее. То есть всюду, где было необходимо вмешательство российской военной силы, сначала устраивались провокации, а позже они превращались в повод для очередной вооруженной агрессии. Поэтому в последних обвинениях России в адрес Украины я не вижу ничего нового.

Однако цинизм России зашкаливает: страна-террорист, страна, захватившая чужую территорию, страна, ведущая против другой страны войну, обвиняет ее в терроризме! Это уже на самом деле невероятное проявление международного цинизма, который только можно себе представить.

Что в данной ситуации следовало бы делать Украине? Честно говоря, я не совсем понял заявление постпреда Украины в ООН Ельченко, который сказал, что Киев может созвать Совет Безопасности ООН. Я считаю, что Киев должен делать это каждый месяц, чтобы информировать о провокациях и вооруженной агрессии, произошедших за месяц, нужно предъявлять вещественные доказательства, демонстрировать материалы. И такие доклады нужно делать ежемесячно и о ситуации в Крыму, и о ситуации на Донбассе.

На мой взгляд, для Украины сейчас важно перейти в информационное наступление, а не ждать, пока кто-то начнет нас обвинять, чтобы мы стали оправдываться. Ведь сейчас с украинской стороны все, как по команде, начали оправдываться. Но мы — на своей земле! Крым — это украинская территория! Донбасс — это украинская территория! Поэтому — это наше право находиться там, мы можем стрелять, защищать, освобождать, а не оправдываться за сделанные пару выстрелов. Эта позиция "мы не будем провоцировать" как раз и провоцирует таких, как Путин и представители его режима. С другими нормальными и адекватными партнерами всегда можно договориться, а с этим "партнером" можно говорить только на языке силы — именно это он понимает лучше всего. Потому мы должны продолжать работу по консолидации наших международных партнеров и вести активную информационную работу. Это те две вещи, которые сейчас крайне важно делать.

Россия озвучила обвинения в адрес Украины, чтобы иметь формальное основание говорить: "украинские террористы напали на российскую воинскую часть или российского военного, что стало поводом для дальнейших провокаций и военных действий".

Очень точно отреагировал на данную ситуацию госдепартамент США, сказав, что самой лучшей формой реакции была бы та, если бы Россия как можно скорее покинула Крым — тогда бы все вопросы с так называемыми "провокациями" со стороны Украины закончились бы сами по себе.

Однако также некоторые европейские институты продолжают делать вид, что нужно примирять жертву и агрессора, нужно идти на уступки агрессору, и, таким образом, они провоцируют агрессора на такого рода дальнейшие действия. Это, на мой взгляд, провальная политика.

Валентин Бадрак

Директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения

Валентин Бадрак:

Поскольку Россия уже полностью осуществила цикл подготовки к военному вторжению в Украину с использованием российского вооружения и регулярной российской армии, эти обвинения можно рассматривать как элемент для создания провокаций. Это может быть и предварительный элемент, и самостоятельный — в зависимости от того, как он будет восприниматься. Не секрет, что целая армия российских спикеров работает над тем, чтобы использовать сложившуюся ситуацию для активизации идеи вторжения в Украину и получения одобрения населением России. На случай, если этот сценарий не сработает, известно, что Путин уже зондирует почву на предмет того, насколько США воспримут его идею — сравнение в глазах западного мира ИГИЛ с украинскими силами обороны. Путин стремится получить молчание Запада в ответ на свои атаки Украины.

Сегодня сложилась негативная ситуация вокруг Украины, и Путин ее использует. Негатив состоит в следующих факторах. Первый — сдержанность США из-за президентских выборов в Америке. Второй — общая сдержанность НАТО и неготовность Альянса помогать Украине, что было зафиксировано во время Варшавского саммита НАТО в июле. Также сказывается некий кризис внутри НАТО из-за позиции Турции, которая пошла на существенное сближение отношений с Россией, несмотря на позицию НАТО. Третий — выборы в Госдуму РФ: Путину необходимо мобилизовать свой электорат, и, как это традиционно происходит в России, он будет пытаться сделать это за счет внешнего врага, создания виртуального врага и борьбы с ним.

Поэтому Украина оказалась в очень тяжелом положении. Фактически Запад признал ее "серой зоной", "прокладкой" между Россией и западным миром. Украина оказалась наедине с внешним врагом. В течение двух лет, к сожалению, наши власти не осуществляли максимально возможную подготовку к обороне, проводя лишь паллиативные мероприятия по подготовке обороны. Ситуация крайне сложная.

Единственный важный аргумент и сдерживающий фактор для Путина — закаленность украинской армии и высокое мотивационное морально-психологическое состояние украинских Вооруженных сил. Этот момент серьезно изучается российским генштабом и может стать главным фактором сдерживания для проведения какой-нибудь военной операции.

Еще один важный момент, который мы должны учитывать и использовать, — активность и сила украинского гражданского общества. Необходимо его мобилизовать для борьбы с агрессором, поскольку в 2014 году преимущественно именно народ Украины посредством волонтерских организаций и усилий отдельных патриотических движений остановил войну и позволил развернуться Вооруженным Силам Украины.

Сегодня ситуация повторяется, и крайне важно, чтобы общество, которое действительно является очень сильным и мощным, сосредоточило свои усилия на противодействии агрессору и подготовке обороны, в том числе партизанских движений, чтобы РФ не смогла воспользоваться путями для быстрого прорыва. Имею в виду пути, которые ведут и с востока, и из Крыма, и через Чернигов с севера, и через Ростов. России нужно помешать воспользоваться этими путями, чтобы она не смогла сделать быстрый бронетанковый бросок. Ведь главным образом России интересен не захват территории, а смена власти в Украине и ее возврат в лоно Российской империи.

В последние недели мы наблюдали серьезную передислокацию и формирование ударных групп. Но это касается не только Крыма, который сегодня беспрецедентно милитаризован и превращен в боевой плацдарм. И это не нацелено на захват Украины. Россия пытается пригрозить Западу, чтобы сделать невозможным любое его вмешательство. Уверен, что в случае военного нападения РФ на Украину автоматически в Крым будет переброшено тактическое ядерное оружие, тем более, что сейчас на полуострове есть носители ядерного оружия. Россия, таким образом, будет угрожать Западу, чтобы он не вмешивался и не противостоял ей на постсоветском пространстве, за пределами границ НАТО.

Следует отметить, что накопление военной силы происходило не только в Крыму, но и на базах вокруг Ростова-на-Дону, и на севере (направления, которые ведут на Чернигов и Сумы, — они сегодня существенно усилены Россией). Более того, я убежден, что в случае, если Россия решится на эту кровавую войну, высока вероятность того, что она воспользуется ситуацией и совершит также нападение с территории Беларуси, сделав, таким образом, Беларусь заложником ситуации. Также, безусловно, есть опасность нападения российских войск с Приднестровья. Фактически Украина сегодня взята в кольцо.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять