Новый президент Дуда: какие перспективы польско-украинских отношений?

7 августа 2015, 15:29обновлено 3 августа 2018, 01:14
Эксперты рассказали, какие позитивы ждут украинско-польские отношения со вступлением в должность Анджея Дуды — нового президента Польши.

 / Reuters

Анджей Дуда, кандидат от оппозиционной партии "Право и справедливость", победивший на выборах 24 мая, вступил на должность президента Польши. 6 августа прошла церемония его инаугурации.

В своем выступлении новый польский лидер подчеркнул важность укрепления отношений со странами-соседями Польши — от Балтийского до Черного и Адриатического морей. А, кроме того, отметил, что Польша и Центрально-Восточная Европа нуждаются в более прочных гарантиях безопасности со стороны НАТО и большего присутствия Альянса в регионе.

видео дня

Накануне инаугурации Дуда заявил о намерении вернуть Польшу за стол переговоров по урегулированию ситуации на Донбассе. Он также отметил, что территориальная целостность Украины не является предметом дискуссии и должна быть восстановлена. К переговорам по урегулированию российско-украинского конфликта Дуда хочет подключить новых союзников и провести их в формате широкой мирной конференции.

Также, по словам Дуды, поддержка Украины Польшей не обязательно должна носить финансовый характер. Кроме того, из заявлений нового польского президента стало понятно, что Киеву не стоит рассчитывать и на военную помощь.

Дуда, помимо прочего, напомнил о своей принципиальной позиции — добиваться создания военных баз НАТО в регионе — и отметил, что будет до конца эту позицию отстаивать.

Опрошенные "Главредом" эксперты прогнозируют хорошие перспективы польско-украинских отношений после смены лидера в Польше. В чем именно проявятся позитивы от президентства Дуды — подробнее в комментариях политологов.

Тарас Березовец

Директор компании

BertaCommunications, политтехнологТарас Березовец:

В данной ситуации имя президента не имеет значения, поскольку межгосударственные отношения определяются национальными интересами Польши. Кроме того, аналитики НАТО считают Польшу одной из наиболее вероятных целей военной атаки со стороны России сегодня. Поэтому Польша будет, прежде всего, заниматься укреплением собственной национальной безопасности, в частности, в системе противоракетной обороны. НАТО уже заявило о своем намерении размещать тяжелую технику и вооружение, около 250 танков на территории восточных союзников НАТО. И львиная доля этого придется именно на территорию Польши.

Поэтому полякам сегодня весьма интересен украинский опыт борьбы с Россией. Поскольку поляки в реальной опасности, они будут наращивать сотрудничество в рамках уже созданного литовско-польско-украинского батальона.

Что касается практической помощи, то Польша, как и при Коморовском, сейчас при Дуде вряд ли будет предоставлять Украине вооружение. Это не ее прерогатива. Это будут делать американцы.

Однако намерения Польши войти в переговорный процесс по урегулированию конфликта на Донбассе, присоединиться к четверке переговорщиков означает, что эта позиция согласована с американцами. Поскольку Польша — наиболее проамериканская страна в Европе. Поэтому появление поляков за столом переговоров будет равносильно появлению там американцев.

Поскольку партия "Право и справедливость" всегда высказывала довольно жесткую антироссийскую позицию, что было позицией Ярослава Качинского — духовного наставника Анджея Дуды, сейчас будет усиливаться антироссийская риторика и политика в любом случае. Но не думаю, что в ближайшем времени это приведет к какой-либо практической помощи Украине. Поляки, прежде всего, будут думать о собственной безопасности, а не о нашей.

Тарас Чорновил

Политический аналитик, бывший народный депутат

Тарас Чорновил:

Европейская цивилизованная политика хороша элементами наследственности. Это у нас, когда приходит новый президент, страна может развернуть курс на 180 градусов. В Польше такого не бывает. Перед выборами политики могут делать множество заявлений, проявлять собственные эмоции, но есть понятие преемственности, чего строго придерживаются. Поскольку линия государства должна быть более-менее постоянной стабильной и прогнозированной.

Сейчас к власти в Польше пришел Анджей Дуда, отношение к которому в Украине было весьма осторожное: были опасения, что после Коморовского придет человек, который предъявит Украине какие-либо претензии. Однако это изначально было невозможно, и то, что Дуда говорил накануне инаугурации, и то, что будет делать на должности президента, будет продолжением политики президента Коморовского. Для Украины это совершенно нормальная, хорошая позиция. Плюс личное отношение Дуды к России сыграет свою роль. Это не проявится непосредственно в диалоге Украина-Польша, но это прозвучит в разговоре между Польшей и руководством Евросоюза. Думаю, Дуда будет достаточно жестко давить на отдельных лидеров европейских государств, которые хоть заикнутся о снятии санкций с России.

Что касается общей политики, в том числе по отношению к Украине, то очевидно, что Польша никогда не пойдет на снятие санкций с России и будет настаивать на их постепенном усилении. Также Польша будет и дальше поддерживать евроинтеграцию Украины и будет оставаться нашим хорошим партнером. Теперь дело за Украиной: нам нужно как можно скорее построить хорошие личные контакты между руководством Украины и Польши. Не стоит забывать, что в Польше грядут парламентские выборы, которые, вероятно, повлекут за собой смену правительства. Вполне возможно, что произойдут серьезные изменения. И если мы при предыдущей власти в Польше имели хорошие контакты с президентом Коморовским, то со стороны премьер-министра порой звучали очень неприятные для Украины вещи.

Думаю, что теперь, в результате перемен, "Право и справедливость" получит дополнительные позиции в парламенте и сможет сформировать свое правительство. Нам придется выстраивать и на межпрезидентском, и на межправительственном уровнях прочные контакты. То есть со стороны Польши готовность к сотрудничеству есть, а с украинской стороны эти вещи необходимо будет усиливать.

Новое польское руководство будет больше ориентировано на сотрудничество с Америкой, нежели это было во времена Бронислава Коморовского. Нынешние заявления о базах НАТО — это были первые фразы, а за ними последуют вторые — о возобновлении и полной реализации проекта по размещению на территории Польши элементов ПРО западного мира по защите от тех ракет, которые могут полететь с востока. Раньше всегда говорили, что это будут иранские ракеты, но сейчас речь идет о российских. С приходом Дуды эта тема снова будет подниматься и обсуждаться. И в нынешних условиях к этому будут относиться намного реалистичнее, чем когда-то, когда Россию рассматривали в качестве партнера. Так что, думаю, будет происходить консолидация вокруг идей Польши по созданию стены обороны против российской агрессии, и это будет приобретать конкретные формы.

Точно не будут выполненные заявления господина Дуды, озвученные еще во время предвыборной кампании, о том, что польские солдаты, солдаты НАТО и ЕС должны войти в Украину и выгнать российского агрессора. На это поляки не пойдут. Дуда это сказал на волне эмоций. Однако мы сможем получить определенные формы военной поддержки по инициативе Польши (необязательно именно от Польши — возможно, от других стран, но по инициативе Польши).

Повторюсь, Польша сейчас готова к диалогу. Партия нового президента, несмотря на все опасения украинских политиков, очень положительно настроена по отношению к Украине. Нам сейчас нужно немедленно действовать. Мы демонстрировали очень хорошие отношения с Коморовским, даже тогда, когда стало очевидно, что он проиграл выборы, и когда уже следовало бы переключить внимание на Дуду. Мы затянули с этим. Потому сейчас Президенту Порошенко срочно нужно налаживать контакт с Дудой. Потому что он — наш потенциально хороший союзник. И сейчас ему нужно максимально уделить внимание. Он — молодой политик, который довольно неожиданно поднялся на такую высоту, и у него несколько кружится голова. В такой ситуации ему необходимо продемонстрировать нашу симпатию и уважение. Для политиков такого типа это достаточно чувствительный психологический фактор. Они хотят почувствовать уважение и приятие — после этого они очень много могут дать взамен.

Что касается возвращения Польши за стол переговоров по Донбассу. Тут и проявился элемент преемственности. Дуда повторил дословно фразу, которую успел сказать ряд польских политиков: и Коморовский в общем контексте, и Сикорский на этом жестко настаивал, и Туск об этом вспоминал. Они настаивали на том, что проводить какие-либо переговоры без участия Польши — это тупиковый путь. Польша должна быть участником этих переговоров. Потому поляки отрицательно относились ко всем форматам и настаивали на том, что Польша лучше всего из всех европейских стран понимает ситуацию и больше других заинтересована в положительном ее разрешении. Плюс — Польша имеет мощную дипломатическую машину и хорошее знание региона, а также украинских и российских элит, в отличие от немцев, французов и американцев. В этом, безусловно, есть логика.

То, что Дуда сейчас перенял эту идею у своих предшественников, значит, что Польша готова быть активным участником и посредником в этом конфликте. А мы понимаем, что Польша является более верным союзником Украины, чем любые другие западные партнеры. Для нас хорошо, что на этом настаивает сама Польша, которая на сегодня является сильной страной Европейского союза, страной, к которой прислушиваются.

Александр Палий

Политический аналитик

Александр Палий:

Польша сегодня пребывает в весьма хорошем экономическом состоянии, ее экономика постоянно растет. Мы видели, что во время кризиса 2009 года Польша была единственной европейской страной, где не было падения. Для нас также ценен опыт перехода Польши от авторитаризма.

Франция, Германия, Польша поддерживают территориальную целостность Украины. И с постепенным экономическим истощением и дипломатической изоляцией Россия будет принимать все меньше решений, идущих вразрез мнению международного сообщества.

Что касается стремления Польши участвовать в переговорах по Донбассу. Польша просто хочет безопасности на своих восточных границах, ей не нужны там никакие драматичные изменения. Кроме того, Польша хочет найти свое место в современном мире. Это страна, которая динамично развивается, и мы видим, что она уже, по сути, говорит на равных с крупными западноевропейскими странами: Францией, Германией, Италией, Британией. И среди всех восточноевропейских стран Польша — наиболее успешна. Поэтому сейчас поляки пытаются привести свое политическое влияние в соответствие со сложившимися реалиями. Польша — это пример успешного реформирования.

Если Польша присоединится к переговорам по урегулированию конфликта на Донбассе, для Украины это будет плюсом. Поскольку так в поддержку территориальной целостности Украины будет высказываться четыре из пяти стран-переговорщиков. Это будет еще один голос в поддержку нужных нам решений.

Также Дуда говорил о том, что Польша будет добиваться размещения баз НАТО на своей территории. Это было бы хорошее развитие событий. Ведь чем больше будет рядом с нами баз НАТО, тем меньше у России будет желания атаковать и проявлять агрессию.

Надежда Майная

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять