Парад Победы в Москве: почему лидеры Запада не спешат в Россию на торжества?

22 апреля 2015, 10:47обновлено 3 августа 2018, 01:13
Эксперты рассказали, почему ряд стран проигнорировал торжества 9 мая в Москве, и с кем теперь придётся отмечать 70-летие победы Путину.

 / ЕРА / UPG

Москва готовится с размахом отпраздновать 70-летие победы во Второй мировой войне с традиционным парадом на Красной площади 9 мая. Однако лишь несколько лидеров стран мира изъявили желание присутствовать на этих торжествах, среди них — главы Китая и Индии, КНДР и ЮАР, Таджикистана и Узбекистана, Армении и Азербайджана, Кипра и т.д., а также лидеры всего нескольких европейских стран.

Главы же большинства государств отказались приехать на торжества в Россию или же вовсе проигнорировали приглашение российского руководства. В частности, речь идёт о главах Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Финляндии, Израиля, Великобритании и других.

видео дня

Америку будет представлять только посол США Джон Теффт. Канцлер Германии Ангела Меркель планирует приехать в Москву, но лишь 10 мая. Самой неожиданностью стал отказ президента Беларуси Александра Лукашенко присутствовать на торжествах на Красной площади. Правда, он пообещал побывать в Москве накануне 9 мая и объяснил своё отсутствие необходимостью принимать аналогичный парад в Минске.

Эксперты рассказали "Главреду", какие выводы стоило бы сделать России из готовности лидеров мировых стран присутствовать на торжествах по случаю празднования 70-летия победы в Москве, а также, какие выводы сделали они об отношении ведущих стран к политике России, исходя из реакции лидеров государств на приглашение российского главы державы.

Константин Матвиенко

Политолог, эксперт корпорации стратегического консалтинга "Гардарика"

Константин Матвиенко:

Мировые страны высказались в отношении России достаточно чётко, когда ввели санкции против РФ. Кроме Украины, которая санкции против России так и не ввела.

Что касается 9 мая, то понятно, что Россия является страной-агрессором. Праздновать победу над фашизмом в фашистской стране большинство мировых лидеров считают неприемлемым для себя.

Отказ Лукашенко присутствовать на параде в Москве не стал сюрпризом. Он пытается балансировать между Западом и РФ. Россия, в силу своего экономического краха, не может больше быть донором этого режима, соответственно, Лукашенко ищет себе других доноров. Фактически он торгует этим статусом.

Не стоит забывать, что наряду с Советским Союзом Беларусь и Украина являются странами, которые являются основателями ООН, признаны победителями во Второй мировой войне. Безусловно, присутствие Лукашенко для Путина было бы знаковым, наверное, самым знаковым. То, что Лукашенко не будет на параде, — это показатель для общественности.

Какие выводы должна сделать для себя Россия из реакции стран на её приглашение на торжества? Самоликвидироваться, как тоталитарный и фашистский режим. Но, понятно, что этого не произойдёт.

Максим Розумный

Доктор политических наук, заведующий отделом развития политической системы Национального института стратегических исследований

Максим Розумный:

Россия и её руководство, в принципе, добились того, чего и хотели: Россия "приватизировала" победу во Второй мировой войне, сделала её фундаментом своей идентичности на сегодняшний день. Причём в этой идентичности очень естественно объединился и коммунистический режим Ленина и Сталина, и царская Россия, и имперская идея, и советская идея. То есть всё то, что как-то с трудом сочеталось, и по поводу чего уже много лет в российской голове шли дебаты, сейчас сфокусировалось и сложилось в идею "Великой Победы".

Но этот результат сформировался не просто сам по себе, как самоцель. Он сформировался как средство мобилизации всего российского общества. Эта мобилизация выглядит довольно странной в контексте современных реалий. Странной — потому что события 70-летней давности сложно сделать актуальным политическим контекстом. Вспомним 70-летие Великой Октябрьской социалистической революции, которое отмечалось в 1987 году. Это казалось совершенно другой эпохой, событием, которые было неизвестно когда, которое уже никого не вдохновляло и которое воспринималось как простая формальность. А тут удалось через 70 лет найти мотивацию благодаря пропагандистскому и эмоциональному влиянию на волне реваншизма поражения в "холодной войне".

Но для чего это нужно было делать? Понятно, что это необходимо для консолидации политического режима Путина, который нацелен на три момента. Первый — внутренний: обеспечение стабильной власти, если не Путина лично, то, по крайней мере, той чекистской группы, которая стоит за ним. Второй — внешний: восстановление влияния России на постсоветском пространстве. Третий — восстановление России, как одного из глобальных центров влияния.

С первой целью, очевидно, всё в порядке. Российское общество отреагировало прогнозировано: оно консолидировалось, оно сегодня готово давать своему руководству любые авансы, и любая оппозиция сейчас подавлена или нейтрализована (и оппозиция либеральная, и оппозиция националистическая).

А вот с остальными целями есть проблемы. Постсоветское пространство отреагировало, наверное, не так, как рассчитывали: оно ответило отторжением и осторожностью. Втянуть в этот психоз (с одной стороны, параноидальный, с другой — психоз мании величия) удалось не столько людей, сколько хотелось бы. Какие-то куски и украинского, и белорусского, и казахского, и латвийского общества, какие-то отдельные социальные группы и регионы удалось в это втянуть. Но по большому счёту, этот феномен, скорее, сыграл против идеи России о восстановлении влияния на постсоветском пространстве. Свидетельство тому — даже Лукашенко не будет присутствовать 9 мая на одной трибуне под покровительством Владимира Путина.

Ещё менее удачной была идея восстановления на этой волне паритета с США или партнёрства в глобальном измерении с Китаем, Европой, потому что Россия начала восприниматься, как нестабильное, непредсказуемое и опасное государство.

Выводы из всего этого будет сделать очень сложно. Потому что остановить этот "поезд" или перевести его на какие-то другие рельсы будет чрезвычайно трудно, поскольку запущен инерционный процесс. Потому результаты смогут сыграть лишь какую-то косметическую роль, то есть смягчать отрицательные последствия и компенсировать их чем-то позитивным. России нужно или давить на газ, или давить на тормоз — такая основная дилемма будет стоять перед Путиным после празднования 9 мая.

Богдан Яременко

Дипломат, экс-консул в Эдинбурге и Стамбуле, председатель Общественного совета при Комитете по иностранным делам Верховной Рады Украины, руководитель фонда "Майдан иностранных дел"

Богдан Яременко:

Оставим за Москвой право делать любые выводы из чего угодно, в том числе из присутствия или отсутствия определённых стран на торжествах 9 мая.

Но для нас это свидетельство того, что цивилизованные страны отворачиваются от России и Путина, и нет даже обычного политического диалога в форме участия глав держав или правительств в таких, казалось бы, важных исторических датах и празднованиях. Безусловно, причина и в том, что Москва произвольно трактует историю, но основная причина — попирание Россией международного права, а также прав человека и т.д.

Россия постепенно оказывается в изоляции, в своеобразной политической блокаде. И если говорить о том, что российско-украинская война является лишь частью глобального противостояния, то складывается впечатление, что в отличие от времён "холодной войны", которая была два-три десятилетия тому назад, у Советского Союза были союзники и достаточно ресурсов. У России же сегодня союзников нет: фактически нет государств, на которые она могла бы положиться за пределами своей территории.

Единственные её сателлиты — несколько (уже даже не все) постсоветских стран, которые просто не могут выживать без финансовой и другой помощи России. Но даже среди этих государств (что мы видим на примере Беларуси) нарастает всё большая обеспокоенность по поводу возможности сосуществования или партнёрства с РФ.

Это — достаточно благоприятный для Украины факт, на котором украинская дипломатия должна и делать акцент, и использовать его в практической работе для углубления проблемных отношений между Россией и государствами, которые пока что общаются с РФ, а также для убеждения своих друзей продолжать такую линию поведения.

Кость Бондаренко

Директор Института украинской политики

Кость Бондаренко:

Это празднование показало существующий сегодня в мире "водораздел". Москва прекрасно понимает, что мир разделился на проамериканский и антиамериканский, то есть на тех, кто поддерживает политику Вашингтона, и тех, кто её не поддерживает. Москва не является самодостаточной. И, очевидно, показателем для Путина должно быть не присутствие на торжествах европейских лидеров, а присутствие или отсутствие на параде лидеров Китая и Индия, а также каково представительство этих делегаций. Путин понимает, что ожидать каких-то дружеских отношений или показательной демонстрации неповиновения относительно политики Вашингтона со стороны европейских стран не приходится. Ведь даже самые большие критики Вашингтона воздержались от поездки на 9 мая в Москву, чтобы не дразнить Обаму.

Путин в сложившейся ситуации рассчитывает продемонстрировать, что существует единство стран-членов БРИКС или членов различных форм тихоокеанского сотрудничества.

Кроме того, думаю, это послужит дополнительным фактором для пересмотра последствий Второй мировой войны. В Европе сейчас пересматривают результаты этой войны, переписывают историю, чтобы приуменьшить роль той же России. Так и в России будет пересмотр результатов Второй мировой войны, чтобы преувеличить, например, роль Китая (как известно, Чан Кайши был участником многих международных конференций времен ВМВ, например, в Касабланке, которая была не менее важна для судьбы войны, нежели конференция в Тегеране). Также, очевидно, будет акцентироваться внимание на разгроме Японии и т.д. То есть будет ряд моментов, которые несколько пересмотрят историю Второй мировой войны.

Потому не думаю, что стоит ожидать каких-то больших политических последствий этих торжеств. Просто сейчас сложилась картина противостояния двух полюсов, двух систем: с одной стороны — Евросоюз и США, то есть евроатлантическая система, а с другой — тихоокеанская система. Это противостояние и найдёт своё отражение на праздновании 70-летия победы.

В России прекрасно понимают, что первичными являются экономические отношения и политика, потому, очевидно, в РФ не будут делать большой проблемы из того, что кто-то приехал на торжества, а кто-то не приехал.

Следует также отметить, что Лукашенко является очень хитрым политиком. Он хочет сегодня в глобальном противостоянии сорвать самый большой куш. С одной стороны, он имеет очень тесные отношения с Россией и Китаем, а с другой — он понимает, что для него очень важно открывать для себя европейские рынки, поскольку рынок Таможенного союза не совсем удовлетворяет Беларусь. Также для него важно снять введённые санкции против Беларуси, сделать прорыв в западном направлении. Для этого он будет осуществлять деликатные шаги. Тем более, Лукашенко прекрасно понимает, что неявка на 9 мая в Москву для него ничего не будет значить, и вряд ли это отразится на каких-то ключевых процессах в Таможенном союзе.

Надежда Майная

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять