Игры Кремля вокруг "Евровидения": запрет на въезд российской участнице и последствия для Украины

24 марта 2017, 06:12обновлено 3 августа 2018, 01:24
Какие последствия для Киева может иметь запрет на въезд в Украину для участницы в конкурсе от РФ Юлии Самойловой.

 / Instagram

Украина наконец-то приняла непростое для себя решение относительно участницы от России на "Евровидении" — Служба безопасности запретила въезд в Украину гражданке РФ Юлии Самойловой сроком на три года. Как отметила пресс-секретарь СБУ Елена Гитлянская, "решение принято на основании полученных данных о нарушении ею законодательства Украины".

Как известно, Россия хотела отправить на "Евровидение" в Киев певицу с ограниченными возможностями Юлию Самойлову, которая в 2015 году выступала в оккупированном Крыму и въезжала туда без предупреждения украинской стороны. Именно этот факт и стал причиной запрета на въезд.

видео дня

В России уже назвали это решение Украины "циничным и бесчеловечным". А, кроме того, в РФ грозятся бойкотировать не только нынешнее "Евровидение", но и все последующие.

"Россия будет бойкотировать этот конкурс, и не только в Киеве, но и все последующие. Руководство "Евровидения" должно сказать свое слово, заявить, что такое решение украинских властей по Самойловой недопустимо. Но руководство "Евровидения" молчит, оно полностью политизировано и ангажировано", — заявил зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич.

Опасаться скандала и критики из-за принятого решения со стороны организаторов "Евровидения" Украине, похоже, не стоит. Поскольку ранее исполнительный директор конкурса Йон Ола Санд заявил, что организаторы "Евровидения" будут уважать решение Киева относительно российской участницы. "Мы полностью уважаем и понимаем законы Украины, но со стороны Европейского вещательного союза у нас нет никаких возражений к российской делегации и не видим нарушений с их стороны. Мы хотим, чтобы участвовали все страны, но это решение украинской власти, и мы будем его уважать", — отметил Йон Ола Санд.

Опрошенные "Главредом" эксперты называют выбор участницы от России на "Евровидении" спланированной политтехнологической операцией Кремля, которая поставила Украину в такое положение, что любое решение о въезде или запрете на въезд Самойловой в страну, будет ей только в ущерб и повредит имиджу. По словам экспертов, любое дальнейшее развитие ситуации Россия будет использовать в информационной войне против Украины.

Константин Матвиенко

Эксперт корпорации стратегического консалтинга "Гардарика"

Константин Матвиенко:

Лично я не знаком с творчеством этого человека (певицы Юлии Самойловой. — Ред.), и это творчество меня не интересует. Если она нарушила украинский закон, и он не позволяет допустить ее к участию в "Евровидении", значит, она не должна быть допущена, несмотря ни на какие обстоятельства, связанные с ее инвалидностью. И точка.

Что касается выбора России, то это такая слабость, это такое никчемное российское попрошайничество! Москва уже не знает, каким образом можно еще оставаться в приличном обществе, даже на таком второстепенном песенном конкурсе, как "Евровидение". А оно, на мой взгляд, на самом деле Украине не очень-то и нужно (при всем моем уважении к действительно достойной победе Джамалы).

Если помните, Россия обещала приехать на "Евровидение" на танках, но приезжает в инвалидной коляске. Стыдно… Это стыдно для такой страны, которая претендует на то, чтобы называться сверхдержавой.

Я считаю, что участницу от России Самойлову впускать в Украину нельзя ни в коем случае. Даже несмотря на все обстоятельства, связанные с ее инвалидностью. Она нарушила украинское законодательство. Нам просто нельзя создавать прецедент и делать исключения для кого-либо.

При этом ни о каких имиджевых потерях для Украины речь не идет. Даже если мы потеряем в чьих-то глазах, с точки зрения имиджа, запретив Самойловой въезд в Украину, то мы больше потеряем, если сами нарушим свое же законодательство.

Нарушать закон нельзя. И имидж государства формируется именно тогда, когда оно следует своему законодательству. Такой запрет на въезд для участницы из России не создаст никаких потерь и проблем.

А вот если бы Самойловой разрешили въезд, тогда в глазах украинских граждан (а власть должна заботиться, прежде всего, об отношении к ней украинцев, а уж потом — об отношении к ней международного сообщества) это было бы проявлением слабости и безответственности. И, собственно говоря, имеет ли право государство, которое само же нарушает свои законы, требовать от других соблюдения норм международного права?

Максим Розумный

Доктор политических наук, заведующий отделом развития политической системы Национального института стратегических исследований

Максим Розумный:

Вполне можно предположить, что выбор Юлии Самойловой в качестве участницы от России в "Евровидении" является проектом российских политтехнологов. Поскольку, во-первых, в России всё становится политикой и геополитикой, поэтому поверить, что это решение принималось без учета политики РФ, очень сложно. Ведь конкурс "Евровидение" имеет феномен патриотического голосования, феномен позиционирования на международной арене, а финал конкурса будет проходить в Киеве — в зоне повышенного интереса России.

Во-вторых, "Евровидение" в целом стало политизированным конкурсом с тех пор, как на его результаты начали проецироваться те или иные отношения между народами и странами.

Поэтому в выборе России своего представителя на "Евровидении" превалирует политический подтекст над каким-либо другим — художественным, гуманитарным и т.д.

Последствия запрета на въезд Юлии Самойловой для Украины вполне понятны. Скорее всего, это будет воспринято в России и ряде других постсоветских стран, в том числе отчасти и в самой Украине, как очередное подтверждение штампов российской пропаганды. Этот факт будет использован, чтобы укрепить восприятие Украины как зацикленной на вражде стране, которая не воспринимает каких-либо других ценностей, которая настроена против России, и в этом своем агрессивном ослеплении украинское общество и власть не способны на проявления человечности, жалости, восхищения отвагой или талантом.

Не думаю, что эта акция будет очень эффективной, но она станет кирпичиком в проекте дегуманизации образа Украины.

Возможно, за этим выбором России стоит проект каких-то провокаций. Ведь если бы Самойлову впустили в Украину, то нельзя исключать вариант, что в России стремились спровоцировать агрессию и скандалы на самом конкурсе, либо надеялись на не совсем адекватное поведение самое исполнительницы. В этом случае негативные последствия для Украины были бы более существенными.

Запрет на въезд был предсказуем. Но реакция не будет иметь длительного действия — российские СМИ повозмущаются решением Украины не допустить участницу от России. Возможно, даже будут какие-то замечания со стороны организаторов "Евровидения": не стоит исключать, что в связи с этим мы можем получить какой-то негатив от администрации конкурса и даже других участников из дружественных по отношению к России стран, а также разного рода демарши и замечания.

Но если действие негативных последствий в случае запрета на въезд будет краткосрочным, то в случае разрешения на въезд, с одной стороны, был бы риск более длительных негативных последствий, а с другой — у Украины появились бы шансы смягчить ситуацию или переиграть ее в свою пользу, если бы при этом удалось предотвратить возможности провокаций, и Украина выбрала бы какое-то выигрышное позиционирование. В международных отношениях Украина должна руководствоваться международными обязательствами, которые она взяла на себя, присоединяясь к проекту "Евровидение". Если бы Украина отталкивалась от слогана celebrate diversity, то она смогла бы имиджево переиграть ситуацию себе на пользу, показав миру и России, что мы — открытые, гуманные, незашоренные стереотипами, и что мы не агрессивны. Это бы отвечало самому духу "Евровидения".

Тарас Чорновил

Политический аналитик

Тарас Чорновил:

В России ничего не бывает без политики. Как говорил классик: "Поэт в России больше, чем поэт". То есть просто писать стихи в России нельзя — нужно либо поддерживать и хвалить власть, либо быть мучеником и борцом с ней. Точно так же в России не может быть просто певца — в России любой деятель культуры автоматически становится "рядовым культурного фронта". Они все на фронте, все в войне.

И в случае с "Евровидением" — хорошо продуманная операция против Украины. В России есть масса исполнителей хорошего уровня, которые могли бы серьезно соревноваться на "Евровидении", и бо́льшая часть из них не посещала Крым, не нарушала украинское законодательство. Эти люди спокойно смогли бы участвовать в этом конкурсе, и шансы на победу у них были бы выше, нежели у певицы, которой Россия "давит на жалость". Ведь уровень ее исполнения невысок, но она эксклюзивна. Можно только уважать и восхищаться человеком, который с детства был обречен на инвалидность, и который все равно себя реализовал. Но она себя реализовала пока что на уровне средней певицы.

В России недавно был прецедент, когда в конкурсе выступал человек с ограниченными возможностями, но жюри очень жестко отреагировало — "не давите нам на жалость". Эта ситуация вызвала массу возмущения в соцсетях, даже российские СМИ признали, что не совсем хорошо получилось…

Возвращаясь к "Евровидению, можно вспомнить этот внутренний конкурс и позицию жюри "не давите нам на жалость", а коль скоро речь зашла о международном конкурсе, "давить на жалость" стало фактором российской политики.

Украину сейчас поставили на вытяжку. Если бы мы приняли Самойлову на конкурс, отказавшись от применения четкой законодательной нормы, которая запрещает въезд людям, которые ранее незаконно пересекли границу и бывали на временно оккупированной территории, таким образом, мы размыли бы эту норму — один раз не выполнили, и это создало бы прецедент, который бы позволил России пользоваться этим и в дальнейшем. Мол, если вы не применили норму в отношении одной певицы, то какие у вас могут быть претензии к любым другим, которые бывают в Крыму?

После запрета на въезд Самойловой в Украину, в России начнут "давить на жалость", и на весь мир будет раздуваться скандал Москвой.

Думаю, что Москва рассчитывала на то, что Украина столкнется с руководством Европейского вещательного союза, который потребует от нас безоговорочно допустить на "Евровидение" участника от РФ, в противном же случае право на проведение конкурса у нас отберут. Но так не случилось. Очевидно, Союз дал ответ, который России очень не понравился: они не могут влиять на Украину, поскольку доступ на территорию страны регулируется внутренним законодательством, а европейцы законы чтят. Ведь так же и наши певцы, когда летели на "Евровидение" в страны-члены Шенгенской зоны, должны были пройти все процедуры для получения визы. Если бы кто-то из наших артистов имел запрет на въезд в ЕС, Украина не смогла бы отправить его на "Евровидение" в Германию или Швецию.

Дальше Россия будет только "давить на жалость" и рассказывать, какая Украина мерзопакостная в данной ситуации. Что будет дальше — замена участника от России или срыв присутствия России на конкурсе, сказать сложно. Думаю, что в Москве сейчас рассматривают варианты, при которых они смогли бы получить самые лучшие дивиденды пропагандистского характера.

Вообще, для Украины сложилась крайне неприглядная ситуация. Но бывают такие ситуации, в которых мы ни при каких вариантах не можем выиграть. Но это только битва, а битвы проигрывают даже самые сильные страны. Мы должны выиграть войну, а не все битвы подряд. И это тот случай, когда Украина в любом случае понесет потери — моральные, организационные, идеологические. Потому что Россия использовала очень грязный прием. Вспомните, как они когда-то говорили: "Что будет украинская армия делать, когда перед нами пойдут женщины и дети?" Вот сейчас перед ними в пропагандисткой войне (а ситуация с "Евровидением" — это тоже элемент "гибридной войны") пошли уже люди с ограниченными возможностями. Это абсолютно типично для России — она использовала запрещенный прием, и этот прием обречен принести России бонусы в информационной войне, а нам — потери.

Поэтому Украина в любом случае — запрета на въезд или разрешения — получила бы минусы. Нужно исходить не из эмоций, а из оценки ситуации в целом, руководствуясь трезвым рассудком. Если бы была негативная для нас позиция Европейского вещательного союза, и он обязал бы нас впустить в Украину любого исполнителя от любой страны, у нас бы не было вариантов, кроме как придумывать формальные причины, по которым мы должны впустить российскую исполнительницу. Ведь это не наш конкурс — это конкурс, который проводится на нашей территории. Тогда бы пришлось либо вообще отказываться от проведения "Евровидения" в Киеве (что нанесло бы больший имиджевый ущерб), либо смириться с тем, что эта российская исполнительница у нас присутствует.

Но поскольку Европейский вещательный союз не высказал Киеву такие требования, Украина оказалась перед сложным выбором. Если бы она впустила эту исполнительницу, она бы навредила своим национальным интересам. А раз мы не впустили участницу от России, против Украины будет раскручена очень грязная кампания в западной прессе благодаря российскому лоббизму, и в этой ситуации мы тоже в чем-то проиграем.

Но если у нас нет общественной консолидации, и если у нас множество групп, которые только и ищут способы дестабилизировать ситуацию (часть этих групп, очевидно, финансируется из РФ), то в этой ситуации допуск Самойловой в Украину принес бы больше вреда, чем запрет на ее въезд. Поскольку ее приезд в Киев был бы использован для того, чтобы дестабилизировать ситуацию вокруг "Евровидения". Моментально нашли бы так называемых "ветеранов АТО", а потом бы оказалось, что на сто человек пять реальных ветеранов, десять — ранее судимых, а остальные — просто "заробітчани". Но это было бы представлено так, что "ветераны АТО защищают последний фронт", заблокировав центр на Левобережной, где будет проходить "Евровидение". Это выглядело бы позорно в глазах всей западной прессы. И это бы навредило посерьезнее.

Учитывая этот фактор внутренней дестабилизации, который мог бы быть спровоцирован, на мой взгляд, решение о недопуске Самойловой в Украину является правильным.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять