Катастрофа "Боинга" и санкции могут сдержать Путина, но есть угроза неадекватной реакции - эксперты

21 июля 2014, 23:50обновлено 3 августа 2018, 01:08
Эксперты рассказали, остановит ли Путина угроза новых санкций.

Владимир Путин

Катастрофа сбитого на Донбассе "Боинга-777" малазийских авиалиний, в результате которой погибли 298 человек, может стать поворотным моментом в конфликте на востоке Украины.

После этой трагедии России, продолжающей поддержку террористов, грозит новый пакет санкций, которые могут стать фактором, сдерживающим агрессию, и изменить поведение Кремля в Украине, считают эксперты. Однако быстрой и кардинальной перемены позиции Москвы и Владимира Путина они не прогнозируют.

видео дня

Каких дальнейших шагов ждать от российского руководства, в чём могут заключаться основные изменения в его поведении и какие опасности для Украины остаются, политологи рассказали "Главреду".

Алексей Гарань

Научный директор Школы политической аналитики Национального университета "Киево-Могилянская академия", профессор политологииАлексей Гарань:

Думаю, что Путин очень серьёзно "подставился": он сам не ожидал, что будет сбит пассажирский самолёт (боевиками, чему есть ряд доказательств - ред.). И совершенно понятно, что Путин в результате попал в капкан, и как-то оправдаться ему будет крайне сложно. Потому вероятность расширения санкций резко возрастает. Кроме того, существенно изменилась тональность заявлений Запада – стала более жёсткой. Сейчас в тот список (санкций - ред.), который представляет ЕС, должны попасть серьёзные стратегические компании России. Усилилась риторика со стороны стран, которые нас традиционно поддерживают: Великобритании и США. Поэтому, думаю, что давление на Путина будет возрастать, и оно будет вынуждать его к маневрированию или даже к определённому ограничению вмешательства.

Евросоюз пока что не приступил к секторальным санкциям, то есть, не перешёл к третьему уровню санкций. США фактически начали секторальные санкции. Позиция Европейского Союза состоит в том, как говорит Меркель, что они хотят сохранить возможность расширения давления. Они считают, что это более эффективно, чем ввести санкции сразу. С этим можно спорить…

Павел Рудяков

Директор Информационно-просветительского центра "Перспектива"Павел Рудяков:

Если говорить об угрозе введения санкций, то она не только не остановит Путина, но и не повлияет на внешнюю политику России и, тем более, не повлияет на геополитическую стратегию Российской Федерации и лично её президента.

Однако санкции (те, что уже введены, и те, что хотят ввести) могут повлиять на поведение Кремля. Что бы там ни говорили, но санкции – это серьёзный экономический, политический и имиджевый фактор сдерживания.

Сейчас можно говорить о том, что произойдёт изменение в политике и действиях России по отношению к украинскому кризису и событиям на востоке Украины. Эту перемену уже вот-вот следует ожидать, и она уже начала проявляться. Первым её важным признаком следует считать заявление президента Путина, которое стало итогом нескольких телефонных разговоров в режиме "один за другим", по полчаса на каждый разговор, начиная с Кэмерона и заканчивая Олландом, и, скорее, ритуальные разговоры с австралийцами и руководителями правительств тех стран, граждане которых больше всего пострадали в этой ужасной авиакатастрофе. Сразу после этого ночью появилось заявление Путина, суть которого состоит в том, что нужно форсировано продвигать мирный вариант урегулирования ситуации на Донбассе.

На мой взгляд, угроза санкций или изменение международного контекста этих событий привели к тому, что, как минимум, риторика высшего российского руководства изменилась в пользу продвижения мирного пути разрешения конфликта. Путин и до этого не один раз говорил, что он за мирное урегулирование ситуации, но это говорилось при других обстоятельствах и было оформлено совершенно другой филологической и политической стилистикой, и там были нюансы, которые демонстрировали, что это в большей степени игра на публику, а не реальный алгоритм поведения. Сейчас, на мой взгляд, будет иначе.

В руках Российской Федерации сейчас действительно есть положительный настрой на реальный диалог, во-первых, между Москвой и Киевом, во-вторых, между Москвой и Киевом, плюс ОБСЕ. Кроме того, именно от России зависит, кто от Донбасса будет принимать участие в этих переговорах (при этом люди, которые хотя бы подозреваются в действиях, которые могут квалифицироваться как международный терроризм, не имеют никакого права быть участниками переговоров). В этом, на мой взгляд, Россия могла бы реализовать свою миролюбивую интенцию на практике очень эффективно в нынешних условиях.

Виталий Бала

Директор Агентства моделирования ситуацийВиталий Бала:

Эта трагедия (катастрофа "Боинга" - ред.) станет поворотным моментом в нынешнем кризисе, который был инспирирован Россией. Всё зависит от того, каким образом страны дальше будут "общаться". Я вижу два возможных сценария. Первый предполагает, что Россию будут полностью игнорировать, исключат из G20 (следующее заседание в Австралии, а ее премьер-министр выступил очень жёстко, так как при крушении самолёта погибло много австралийцев). В этом случае и Россия, и её президент станут изгоями, с которыми никто не будет общаться. Однако в этом случае есть опасения, что Путин отреагирует неадекватно – начнёт действовать ещё более агрессивно и, возможно, решится начать широкомасштабную войну с Украиной.

Второй сценарий предполагает, что общение между странами будет продолжаться, однако при этом будут введены серьёзные санкции, в том числе третьего уровня. Возможно, те потери, которые в результате введения санкций понесёт Россия, заставят её понять, что то, что она делает, делать нельзя.

Заявление Путина о падении "Боинга", – это ход в ответ на заявления президента США Барака Обамы и госсекретаря США Джона Керри (о причастности боевиков к трагедии и наличии у них российского оружия- ред.), причём слабый ход. Руководство США заявило, что нет никаких сомнений относительно того, откуда был запуск ракеты, сбившей самолёт. По сути, они легализовали имеющие у них разведданные, в том числе данные спутникового наблюдения. Всё это не позволит России свалить вину за случившееся на Украину, откреститься от этого.

На мой взгляд, заявление Путина – слабый шаг, потому что США имеют в своём распоряжении конкретные факты, и они, когда будет расследование, поставят все точки над "і".

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять