Суд над полковником Безъязыковым: свидетели обвинения и аргументы защиты

15 декабря 2016, 00:35обновлено 3 августа 2018, 01:22
Прокуратура настаивает на аресте полковника за сотрудничество со спецслужбами РФ. Родные верят в его невиновность и опасаются фабрикации дела.

Полковник Иван Безъязыков после освобождения

В первом ряду на деревянной скамейке в зале Шевченковского райсуда Киева сидит пожилая и очень худенькая женщина с большими светлыми глазами. Она теребит сморщенными руками деревянную палочку и вглядывается в дверь за стеклянным аквариумом. "Уже Ваню привезли?", — дрожащим голосом спрашивает она, и волосинки на ее голове шевелятся в такт тихим словам. "Время прошло, может, его не привезут", — резко замечает сидящая рядом с ней хрупкая молодая женщина. Она тоже смотрит на ту же дверь. "Тогда будем спать тут. Нам некуда идти", — замечает пожилая.

Они обе — мать и жена — ждут своего Ваню — полковника Вооруженных сил Украины, разведчика Ивана Безъязыкова, попавшего в плен к террористам после боя под Степановкой в августе 2014 года, освобожденного 5 июля 2016-го и ныне задержанного по подозрению в сотрудничестве с боевиками.

видео дня

"Два года Ивана никто не забирал из плена, — говорит шепотом жена полковника, Маргарита Безъязыкова. — Спустя это время в результате тайной спецоперации СБУ его вернули домой. Все произошло тихо, потому что мы знали, что кто-то в Украине блокирует обмен Ивана. И теперь, когда его освободили, все равно же остались те, кому он неугоден. И очень разумно с их стороны закрыть его за решеткой".

Заветные двери открываются. "Ванечка!", — вскрикивает пожилая женщина и хочет подойти к сыну. Его заводят в стеклянный аквариум, сняв наручники. "Улыбается, как всегда", — говорит Ирина, теща полковника. "Мама, не трави душу", — просит Маргарита Безъязыкова.

Иван Безъязыков в аквариуме

Иван Безъязыков садится на скамейку за спинами трех своих адвокатов. Один из них государственный, двое привлечены друзьями семьи. Напротив — прокурор.

Арест и обвинения

В день задержания мужа Маргарита восстанавливает хронологию событий 12 декабря, дня, когда в Житомир приехали силовики из Киева.

"Утром Иван позвонил и сказал, что отвел ребенка в детский сад и поехал на квартиру, которую выдали ему в 2014 году от Министерства обороны. Мы в ней еще даже не ночевали, Иван там делает ремонт, — рассказывает Маргарита "Главреду". — После этого мы не созванивались. Около 12.00 позвонила мама, сказала, что наша соседка ей сообщила, что к нам в дом ломятся четыре мужчины. Я отпросилась с работы, поехала. И мама тоже. Параллельно с нами приехал еще сослуживец Ивана, ведь мы не знали, что это за мужчины проникли в наш дом. До этого нам с Иваном то и дело звонил и писал Паша Гаркавенко из "Правого сектора", он был в плену с Иваном, его освободили раньше. Мне кажется, этот человек немного не в себе, ведь его уже несколько раз освобождали из Донецка, а он туда возвращался. Паша все время хотел встретиться с Ваней, о чем-то поговорить. Нам так показалось, что он хочет вернуться в Донецк. Ваня решил с ним не встречаться, просил сказать обо всем по телефону. Тот отказывался. Иван предупредил, что сообщит в СБУ, если тот ему что-то такое скажет. Гаркавенко стал писать мне. Я сначала не знала, кто это, думала, не туда попали… Но его сообщения были настолько резкими, что я даже подумала, может, он напал на наш дом. Мы зашли. Нам сразу показали удостоверения сотрудников СБУ. Иван сказал, что его забирают в Киев. Оперативники перевернули все в доме, забрали технику, диски, блокноты. Оказалось, что ждали его еще у той новой квартиры, где ремонт, затем привезли сюда. Я подозреваю, что мужа просто могли увезти, и я бы не знала, куда он делся. Нам так прямо те люди сказали, мол, вас не ждали".

Сегодня Ивана Безъязыкова обвиняют по ст. 258 ч. 3 Уголовного кодекса Украины — участие в террористической организации. В СБУ не исключают и дальнейшую переквалификацию.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Полковник Иван Безъязыков: меня освободили из плена, потому что Захарченко обо мне забыл

"После освобождения из плена мы всегда работаем, общаемся с нашими ребятами и девушками, которые там были, чтобы получить от них важную информацию, — сказал на следующий день после задержания журналистам руководитель аппарата главы СБУ Александр Ткачук. — И многие из них указывали, что поведение Безъязыкова в плену было очень подозрительным. Он был одет в военную форму Вооруженных сил РФ, имел при себе оружие. Что экстраординарно для личностей, пребывающих в плену. Кроме того, он свободно передвигался и спокойно общался с представителями российских спецслужб на оккупированных территориях. В материалах достаточно показаний лиц, которые непосредственно видели Безъязыкова на оккупированных территориях. Есть и материально-технические материалы, которые доказывают, что он активно сотрудничал с российскими спецслужбами".

Ткачук говорит, что СБУ долгое время занималась сбором доказательств, чтобы не делать поспешных выводов.

Незаконное задержание и свидетели

Судья Валентина Малиновская устанавливает личности представителей всех сторон. Каждое слово ей дается с трудом. Из-за сильного насморка слова судьи иногда звучат неразборчиво и нечетко.

Сторона защиты ходатайствует о том, что задержание Безъязыкова было незаконным — в 13:30 его задержали, а в 17:45 был составлен протокол и сообщено о подозрении. Судья удовлетворяет просьбу защиты, уточняя, что нет признаков того, что преступление было совершено недавно. Аквариум открывается, и Безъязыкова выпускают в зал. Он садится рядом с адвокатами. Защитники, с которыми Иван встретился впервые в суде, просят объявить небольшой перерыв для общения с задержанным. Судья Малиновская поддерживает и удаляется.

В перерыве мать и жена идут обнимать сына и мужа. Он спокоен и сдержан. Маргарита говорит, что впервые за два дня увидела мужа. В день задержания следователь сказал, чтобы она приехала в Киев на свидание и разговор. Как оказалось позже, это должен был быть не разговор, а допрос в СБУ. От него по рекомендации адвокатов Маргарита Безъязыкова отказалась, а Ивана смогла увидеть только в зале суда вечером во вторник.

Защита просит вызвать в зал суда свидетелей обвинения — сослуживца Безъязыкова Руслана Косинского и того самого Павла Гаркавенко из "Правого сектора". Полковник согласен с просьбой своих адвокатов.

"С Гаркавенко мы были вместе в плену в Донецке, — говорит он судье. — И у меня сложилось такое впечатление, что все его свидетельства — неправдивые, даже если сравнить те, которые он давал 27 августа и те, что 25 ноября. Сам Гаркавенко, по моему мнению, нуждается в психиатрической экспертизе, потому что за то время, которое я с ним провел, у меня сложилось впечатление, что он не совсем адекватный человек. Он несколько раз отказывался возвращаться в Украину из Донецка. Об этом могут сказать волонтеры, которые за ним ездили. И на основе свидетельств это человека сформировано обвинение? Также мне лично пришлось самому удерживать его от суицидных действий во время пребывания в плену".

Можно предположить, что несколькими часами ранее руководитель аппарата главы СБУ Александр Ткачук зачитывал журналистам выдержки из показаний именно этого свидетеля. "Другой человек говорит, что Безъязыков поддерживал связи еще с одним сотрудником РФ, называет его позывной, — говорил Ткачук. — С ним на долгое время он выходил пообщаться и попить чай. В ходе общения с капитаном с позывным… (умалчивается), который в то время был разжалован, мне стало известно, что Иван Безъязыков имеет позывной "Луиз". Он также имел выданное и подписанное Захарченко удостоверение. Не один раз сам Безъязыков говорил, что к нему хорошее отношение боевиков "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и утверждал, что очень важный офицер".

Второй свидетель обвинения — на то время майор ВСУ Руслан Косинский.

"О Косинском хочу сказать, что после моего освобождения 5 июля — 6 июля была проведена очная ставка сотрудниками СБУ, — поясняет Безъязыков. — И в тот момент вопрос, имеющийся в этом производстве, не всплыл. В своих показаниях он замечает, что если бы я, действительно, занимал ту должность, о которой сейчас говорят, то, может, он не смог бы вернутся целым и здоровым домой. А так вернулись все, слава Богу".

"Я в своем муже уверена, — говорит в комментарии "Главреду" Маргарита. — Сразу после возвращения из плена я просила рассказать мужа правду. Он говорил, что никаких солдат он не допрашивал. Был только один случай. Когда Ваня находился в разведуправлении в Донецке, боевики сказали, что он как высшее начальство должен агитировать младших по званию переходить на сторону ДНР. Иван отказался. Они настаивали, что муж должен приказать. Как мне Ваня рассказывал, и он об этом говорил в СБУ: "Приказы я могу раздавать на свободе, а здесь я подневольный, я им тут не командир". Они хотели приводить к Ивану всех по одному. Начали с Косинского. Ваня рассказывал, что ему пришлось с ним разговаривать, напрямую старался не говорить о переходе на ту сторону, мялся, каким-то намеками пытался пояснить, что его заставляют это делать. Иван был уверен, что Косинский понял, что все это спектакль. И после Ваня долгое время не мог поверить, что Косинский о нем рассказывает как о предателе. Когда Ивана освободили, ему сделали очную ставку с Косинским. Мы приехали в СБУ, мужа повели переодевается, а там уже ждал его он. Косинский кинулся пожимать руку Ивану. И следователь стал спрашивать Ивана при Косинском. Тот слова Ивана подтвердил. У Вани тогда спросили, была ли у него возможность отказаться от агитации. Муж сказал, что не было, ведь при нем один из террористов из этой группировки убил человека, была угроза и его жизни. Потом у Вани спросили, были ли еще подобные случаи. Тогда Иван сказал, что благодаря майору Косинскому, который не поддался на провокацию, тем самым спас и его, и себя. На Косинском все закончилось — больше никого не приводили. Тогда летом следователь сказал, что к Ивану вопросов больше нет".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Высокий чин. Волонтер рассказал, почему Украина не могла тихо обменять полковника разведки

Руслан Косинский был освобожден в феврале 2015 года во время одного из больших обменов. Уголовное производство в отношении Ивана Безъязыкова было начато уже спустя месяц — в марте.

Сотрудники СБУ без указания фамилии зачитывают и следующие показания свидетеля: "Безъязыков совместно с другим представителем российской разведки пытался склонить меня на переход на сторону ДНР, при этом Безъязыков предлагал должность замкомандира отряда. Во время беседы Безъязыков вел себя свободно, поддерживая разговор с указанным сотрудником российской разведки, был одет в военную форму РФ и имел при себе оружие — автоматический пистолет Стечкина".

Вызов свидетелей, отвод судьи, госпитализация

— Мне очень странно, что Генпрокуратура и центральное управление СБУ строит обвинение против боевого офицера, начальника разведки 8-го армейского корпуса, который после Степановки, когда полностью была разбита 30-я бригада, взял белый флаг и с двумя офицерами пошел к сепаратистам договариваться об освобождении заложников и забирать тела погибших, — говорит один из адвокатов Безъязыкова Олег Веременко.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Полковник Иван Безъязыков: безоружные, мы пошли договариваться об эвакуации тел и попали в плен

— Я могу сказать как адвокат Ивана Николаевича в Евросуде, что мы подавали иск о возвращении его из плена. Но, похоже, Безъязыкова не хотели возвращать из плена те, кто ответственен за организацию "Иловайского котла". В связи с этим прошу вызвать следующих свидетелей, — из уст защитника звучат фамилии полковника ВСУ Петра Ромигайло, начальника Генерального штаба ВСУ Виктор Муженко, офицера-разведчика Евгения Мандажи, попавшего в плен вместе с Иваном, волонтера Олега Котенко, принимавшего участие в операции по освобождению Безъязыкова.

Другой адвокат подозреваемого — Олег Юрченко — настаивает, что свидетельства этих людей очень важны, ведь ныне "мы решаем: этот человек — герой или предатель". К тому же они важны и потому что статья, по которой проходит Безъязыков (258-3 — участие в террористической организации) не предусматривает иной меры пресечения, как взятие под стражу.

Прокуратура настаивает, что предоставленных доказательств достаточно для рассмотрения вопроса о мере пресечения, а спустя время на судебном разбирательстве у стороны защиты будет возможность приглашать других свидетелей. "Я не думаю, что названные лица владеют той или иной информацией касательно совершения или не совершения преступления, — убежден присутствующий на суде прокурор. — С таким же успехом можно пригласить 99,9% населения Киева, которые тоже ничего не слышали о совершении преступления. Факт отсутствия информации еще не свидетельствует об отсутствии такого преступления".

Защита протестует. Адвокат Олег Веремеенко заявляет об отводе судьи, мол, та необъективна. Судья объявляет перерыв.

"Ваня сказал, что будет читать этой ночью все эти бумажки, — говорит мама Ольга Безъязыкова. — Он не думает, что его отпустят". Маргарита реагирует на сказанные вслух фамилии свидетелей обвинения.

Маргарита Безъязыкова  показывает СМС

Маргарита Безъязыкова  показывает СМС

Она достает телефон и показывает СМС-сообщения, написанные с неизвестного ей номера, как потом оказалось, телефона Павла Гаркавенко: "Он писал: "Корону сними, будет падать, ноги отдавит, 100% время как бумеранг к тебе вернется". Я у него спрашиваю: "Вы кому пишете?". Тот отвечает: "зиг-хай" (выкрик граждан фашистской Германии). Я пишу: "Думаю, вы ошиблись номером". Он пишет: "Я вам писал зиг-хай, вам будет ж.. скот должен стоять в стойле. Предупрежден, близкие тоже ответ дадут. Мы живем в Гондурасе".

"По нему видно, что он не совсем здоров, — продолжает она. — Человек с нестабильной психикой. Это стыдно. Я все думала, кто этот второй свидетель. Оказывается, это Павел Гаркавенко. Я корю себя за то, что послушала своего мужа. Я хотела написать заявление в полицию по поводу этих угроз. Но муж сказал, что он не в себе. Но сейчас этот человек выступает как свидетель от прокуратуры. И это не шуточки прокуратуры. Речь идет о человеческой жизни и не только его, но и моей, детей, матери".

"Хочу добавить, что по поводу этих СМС-сообщений я обращался в СБУ, говорил, что ко мне цепляется неадекватный человек, — рассказывает Иван Безъязыков. — Они мне посоветовали игнорировать, сказали, что кто его знает, что там у человека с головой после плена. А теперь он главный свидетель обвинения".

Присутствующая в зале мама Маргариты Безъязыковой — Ирина говорит: "Мама Гаркавенко потом, когда вернулась из Донецка, после того как сама забрала сына, рассказывала нам, что видела Ивана с длинными волосами и худого, он работал на кухне. А тут оказывается, что Иван его вербовал. На кухне работать что ли?".

"Я ходил в форме российского образца потому, что у меня другой одежды не было. Когда меня брали в плен, мою разорвали. Мне дали такую", — отвечает на вопросы журналистам подозреваемый. Говорит он и о свидетельствах об оружии: "Этот момент описывается в показаниях второго свидетеля. И был разобран уже представителями СБУ. У меня оно было для того, чтобы состоялся эксперимент, пойдет ли майор Косинский после разговора на сотрудничество с ДНР. К счастью он не пошел, проявил твердость. И от меня представители "ДНР" (террористическая организация. - ред.) отстали".

"Вчера у меня была частная беседа с сотрудниками СБУ, которые без протокола говорят, что сейчас меня обвиняют по статье 258 часть 3, но если буду упорствовать, то обвинят в госизмене, — продолжает Безъязыков. — "Давайте вы согласитесь на это, посидите свой срок, мы вас отбелим, и все будет хорошо", — сказали мне. Я вот хотел спросить, не является ли такие слова психологическим давлением? И если меня закроют на два месяца, то это будет тоже психологическое давление".

Медики оказывают помощь Ивану Безъязыкову

Неожиданно в зал входят врачи "скорой помощи". Они выводят Безъязыкова в коридор, а спустя 10 минут увозят полковника в больницу. "Иван пожаловался на сильные головные боли, а врачи заподозрили неладное с желчным пузырем. Медики сразу после освобождения из плана говорили, что муж нуждается в операции", — комментирует Маргарита. Она едет за мужем в больницу.

"Обследование не выявило у него никаких проблем со здоровьем", — сегодня утром сказала журналистам пресс-секретарь СБУ Елена Гитлянская. Судебное заседание продолжилось в среду, 14 декабря, в 9.00

Фото: 112.uaFacebook Олега Веремеенко

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
^
Мы используем cookies
Принять