"Выборы" в "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР: зачем боевики подняли новую шумиху?

8 июля 2015, 11:58обновлено 3 августа 2018, 01:14
Эксперты рассказали, какие политические и правовые последствия могут иметь выборы на оккупированных территориях.

 / укроп.org

Боевики решили провести местные "выборы". И уже назначили даты: в "ДНР" (террористическая организация. - ред.) голосование назначено на 18 октября (за неделю до всеукраинских местных выборов), в ЛНР — 1 ноября. Лидеры самопровозглашенных республик настаивают, что эти "выборы" пройдут согласно Минским договоренностям, однако умалчивают, что они предусматривали до проведения выборов на Донбассе установление режима прекращения огня, отвод тяжелого вооружения и обмен пленными.

При этом главари "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР — Александр Захарченко и Игорь Плотницкий — в унисон заявляют, что убедились в том, что Киев срывает Минские договоренности, а также в одностороннем порядке (без согласования с "народными республиками") принимает "Закон о местных выборах".

видео дня

Опрошенные "Главредом" эксперты убеждены, что нынешняя шумиха, поднятая боевиками вокруг темы выборов, является реакцией на то, что "план Путина по закреплению особого статуса "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР в Конституции Украины провалился". А выборы на оккупированных территориях, даже если и состоятся, то не будут иметь ни политических, ни правовых последствий, а их результаты не будут признаны даже Россией, считают политологи.

Тарас Березовец

Директор компании

BertaCommunications, политтехнологТарас Березовец:

Почему возникла эта идея назначить эти выборы в "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР именно сейчас? А возникла она потому, что Порошенко на прошлой неделе озвучил тезис: никаких особых статусов для этих районов Донецкой и Луганской областей в новой Конституции закреплено не будет, Украина остается унитарной, никакой федерализации не будет, и никаких особенностей самоуправления на этих территориях не предвидится. И сразу же, буквально на следующий день появилось заявление представителя ДНР, а потом — и ЛНР о том, что они будут проводить сами местные "выборы". При этом "ДНР" (террористическая организация. - ред.) хочет проводить выборы ровно за неделю до украинских.

Так что истерика России и террористов по поводу того, что план Путина по "впариванию" этих "республик" и закреплению их особого статуса в Конституции Украины провалился.

Что касается того, будут ли иметь эти выборы хоть какое-то значение. В этой ситуации позитивом для Украины является то, что все уже давно перестали обращать внимание на любые политические истерики и заявления террористов, что является достаточно мощным положительным сигналом. Сегодня Украина движется дальше, есть положительные примеры и в процессе борьбы с коррупцией, и в создании полиции, и т.д. По сути, тема Донбасса и военного противостояния отходит во второй десяток тем украинских медиа. Поэтому если эти выборы состоятся, я уверен, даже Российская Федерация не признает их результаты. Потому что она ни в коем случае не хочет брать на себя никакие обязательства перед террористическими "республиками". По сути, сейчас идет шантаж Украины тем, что это будет второй приднестровский сценарий. Не просто а-ля Южная Осетия и Абхазия, где неизвестно что и непонятно какие органы действуют. Наоборот, мол, будет создана эдакая квазинезависимая "республика", а-ля второе Приднестровье. У нее будут собственные вооруженные силы, уже есть свои "министерства", теперь изберут органы власти и т.д. Но этот шантаж, по моему прогнозу, не будет иметь влияния ни на позицию Украины, ни на позицию западных союзников.

В Минских договоренностях четко прописано, что Украина обязуется провести на Донбассе выборы, но — только после того, как на этой территории будет восстановлен контроль над границей и над этими районами Донецкой и Луганской областей. Украина не отказывается от проведения таких выборов, но после возобновления контроля над оккупированными территориями.

Анатолий Луценко

Директор компании

GMTGroup, политологАнатолий Луценко:

В контексте минского переговорного процесса боевики получили команду вывести войска из Широкино, а их московские кураторы дали им политическое указание делать подобного рода заявления, как звучат насчет выборов.

Следующим фактором, почему боевики заговорили о выборах, стали местные выборы в Украине, которые запланированы на октябрь. Прозвучали заявления части украинских депутатов о том, что нужно провести выборы по всей Украине на базе нового закона, но запретить избирательные процессы на всех оккупированных территориях. А согласно законам, принятым Верховной Радой, оккупированными территориями являются Крым и часть Донецкой и Луганской областей.

Кроме того, Кремль стремится имплементировать "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР как отдельные субъекты в общеукраинскую политическую систему, в том числе посредством новой конституционной модели. В контексте этой цели перед ними стоит задача — оказывать давление на Украину с помощью избирательного процесса на подконтрольных боевикам территориях.

Минский процесс развивается. К урезониванию и успокаиванию Путина присоединяются даже отдельные лидеры стран СНГ, которым совершенно невыгодна нынешняя эскалация конфликта, их интересуют экономические моменты, а не военные или внешнеполитические. А главная задача Кремля сейчас — легализация "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР, что возможно только в случае, если на это пойдет украинская сторона (а она на это не пойдет). А в выборах они видят дополнительный момент легитимации.

Когда эти квазиобъединения (даже не знаю, как их правильнее назвать) образовались, они не были признаны даже Российской Федерацией. Та же судьба ждет и результаты этих выборов, то есть они не будут иметь никаких последствий. Разве что станут отдельным инструментом пропаганды дня на три в российской прессе и прессе боевиков, а если тема греческого кризиса получит развитие, то и того меньше.

Юрий Якименко

Заместитель генерального директора — директор политико-правовых программ Центра Разумкова

Юрий Якименко:

Инициатива по проведению местных выборов в "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР — это очередной фейк и имитация со стороны руководства этих образований, направленные, в первую очередь, на то, чтобы перебросить мяч на поле Украины, обвинив ее в том, что она срывает Минские договоренности.

Но ведь договоренности должны выполняться с первого пункта, а если 1-й и 3-й пункты не выполняются боевиками, то ни о каких других пунктах, ни о каком 12-м пункте речь идти не может. Все это идет в разрезе общепринятой в России концепции о том, что "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР должны стать субъектами переговорного процесса, как самостоятельная сторона, хотя такой стороной в действительности является сама Россия.

Так что это попытка, прежде всего, обвинить в который раз Украину в срыве договоренностей. Это также обусловлено, в том числе, тем, что некоторые европейские политики хотели бы, чтобы Украина начала выполнять пункты 9 и 12, не ожидая выполнения первых и основоположных пунктов боевиками. Кроме того, эти образования хотят добавить себе квазилегитимности посредством местных выборов, чтобы потом можно было претендовать на статус полноправных представителей этих образований и населения, которое там проживает.

Что касается правовых оснований для этих выборов. Есть закон Украины об оккупированных территориях, есть постановление Верховной Рады, которая относит к оккупированным территориям "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР. Согласно этим законам, проведение местных выборов на оккупированных территориях является невозможным. Когда там не действуют законы и Конституция Украины, а выборы, в том числе согласно Минским договоренностям, должны проводиться в соответствии с украинским законодательством, понятно, что никаких правовых оснований для проведения там выборов нет. Как, собственно, нет и физической возможности для этого, поскольку правовой порядок на этих территориях никем не обеспечивается, права и свободы граждан также не могут быть гарантированы, внешняя граница не контролируется ни Украиной, ни международными организациями, скажем, ОБСЕ или миротворческими подразделениями. В таких условиях нет возможности провести выборы в этой части Донецкой и Луганской областей.

Поэтому все это — лишь игра словами, направленная, в первую очередь на дискредитацию позиций Украины, на снятие боевиками с себя вины за невыполнение первых пунктов Минских договоренностей и на достижение ими собственной квазилегитимации.

Если эти выборы в "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР все-таки будут проведены соответственно 18 октября и 1 ноября, то они будут иметь такие же последствия, как и предыдущие выборы там — то есть никаких. Их результаты никто не признает, потому что все зарубежные партнеры, в том числе, участники "минского процесса", говорят о необходимости выполнения всех пунктов Минских договоренностей, безусловно, начиная с прекращения огня, отведения тяжелого вооружения, обмена пленными и т.д. А это уже потом должно создать правовые и политические предпосылки для проведения местных выборов на тех территориях.

Надежда Майная

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять