Судить нельзя люстрировать: "очищением" судебной системы должна заняться ГПУ

2 апреля 2014, 20:06обновлено 3 августа 2018, 01:05
Очищение судебной власти должно быть первым вопросом для Люстрационного комитета.

 / delate.info

Вряд ли найдется хоть один украинец, довольный работой отечественной судебной системы. Кроме, разве что, самих представителей Фемиды. В этой связи, очищение неприкосновенной касты судей, должно стоять первым вопросом в повестке дня Люстрационного комитета.

Еще несколько недель назад вышеупомянутый комитет, созданный "из ничего" и пока без реальных рычагов влияния, начал работу именно с вопроса люстрации судебной ветви власти. Первым результатом совместной деятельности комитета и Министерства юстиции стал законопроект о люстрации судей.

Документ был внесен в Верховную Раду и "потерялся" там среди других подобных. Так, его рассмотрел парламентский комитет по вопросам верховенства права и правосудия, но голосование, запланированное на 13 марта, так и не состоялось. По словам народного депутата от "Батькивщины" Леонида Емца, из-за того, что фракция УДАР внезапно зарегистрировала свой вариант законопроекта. Теперь в комитете должны рассмотреть и его, а это процедура не одного дня. Мол, на прошлом заседании комитета присутствовали все главы судов и других органов, пресса, а также представители Самообороны Майдана и общественности. Поэтому, по словам депутата, надо бы второй экземпляр также рассматривать в таком же широком кругу.

17 марта профильный комитет все же собрался в "узком" кругу — при участии представителей всех парламентских фракций и судебной системы. В частности, на заседании присутствовал глава Высшей квалификационной комиссии судей Игорь Самсин и вице-президент Европейской комиссии по вопросам эффективности правосудия Георг Става. Последний, на примере Сербии, пояснил, что подходить к процессу люстрации судебной ветви власти нужно очень взвешенно. Иначе судьи, уволенные без соблюдения должной процедуры, смогут добиться возвращения в должности через Европейский суд по правам человека. "В Сербии после переаттестации и дополнительной проверки было уволено много судей... Через несколько лет они в ЕСПЧ добились восстановления в должностях. В результате, в Сербии теперь работает вдвое больше судей, чем необходимо", - рассказал он.

В свою очередь, комиссар по правам человека Совета Европы Нильс Муйжниекс отметил, что законодательные инициативы относительно люстрации судей "могут иметь опасные последствия". Поэтому, по его мнению, в случае принятия такого закона, он должен быть обязательно согласован с Венецианской комиссией.

А пока парламентарии даже не могут определиться, какой из проектов законов взять за основу, судьи, погрязшие в коррупции и ранее выносившие заведомо неправомерные решения, по-прежнему остаются на своих местах и продолжают делать свою "работу".

видео дня

У "обидчиков" Тимошенко особый статус

Говорить, что не начато ни одно расследование относительно служителей Фемиды, самих не раз нарушавших закон, несправедливо. 15 марта Генеральная прокуратура взялась за судей Печерского и Шевченковского районных судов, а также сотрудников ГПУ, принимавших участие в... "делах Тимошенко". Так, главное следственное управление Генпрокуратуры возбудило уголовное производство "по фактам принятия решений судьями Печерского и Шевченковского районных судов относительно избрания Юлии Тимошенко меры пресечения в виде содержания под стражей, вынесения заведомо неправосудных постановлений об отказе в допуске к участию в деле ее защитников, а также нарушения права экс-премьера на защиту".

В частности, вовсю идет уголовное расследование против экспертов Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз (по факту составления и выдачи заведомо ложных выводов судэкспертиз по уголовному делу по обвинению Тимошенко). Уже начато уголовное производство относительно должностных лиц Качановской исправительной колонии по факту составления заведомо ложных актов об отказе Тимошенко от участия в судебных заседаниях, по признакам преступления, предусмотренного статьей 366 (служебный подлог).

Новое руководство ГПУ не обошло вниманием и своих коллег: началось досудебное расследование в отношении работников Генпрокуратуры по фактам злоупотребления служебным положением и привлечения заведомо невиновного лица к уголовной ответственности, а также препятствования деятельности народного депутата Украины, по признакам преступлений, предусмотренных статьей 351 (препятствование деятельности народного депутата Украины, 364 (злоупотребление властью или служебным положением), 372 (привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности). Также возбуждены дела по статье 371 (заведомо незаконные задержание, привод, домашний арест или содержание под стражей), 374 (нарушение права на защиту), 375 (вынесение судьей заведомо неправосудного приговора, решения, определения или постановления).

То есть, для того, чтобы наказать обидчиков экс-премьера — судью Печерского суда Родиона Киреева и судью Шевченковского суда Андрея Трубникова — новой власти не понадобился ни специальный закон, ни какой-то комитет. Для начала уголовного производства оказалось достаточно только фактов неправомерных действий со стороны служителей Фемиды.

Судить нельзя помиловать

Закономерно возникает вопрос: почему, в таком случае, до сих пор не начаты аналогичные уголовные производства против судей, "пачками" определяющих десятки людей (активистов Майдана и просто тех, кто, невовремя, попался под руку правоохранителям) на 2 месяца в СИЗО по гораздо более надуманным поводам, нежели дела Тимошенко?

К примеру, чем от судьи Печерского суда Родиона Киреева существенно отличаются судьи Соломенского суда Алла Демидовская и Андрей Макуха, "паковавшие" украинцев за участие в массовых акциях на ул. Грушевского 19 января с формулировкой "содержание под стражей"? Особенно, учитывая, что сами эти судьи уже давно должны бы освободить свои должности, так как ранее уличались в коррупционных действиях.

В частности, еще в августе 2013 года Высшая квалификационная комиссия судей отстранила от должностей и Аллу Демидовскую, и Андрея Макуху. Причин отстранения коллег "на камеру" никто не называл, но в кулуарах шептались, что Демидовская "погорела" на взятке в несколько тысяч долларов. Мол, один из участников судебного процесса, который она вела, передал для судьи взятку. Макуха выступал "посредником" в передаче денег, за что и поплатился. Впрочем, отстранение продлилось лишь два месяца, после чего оба "судьи" вернулись к работе, вполне подпадающей под статьи УК 371 (заведомо незаконные задержание, привод, домашний арест или содержание под стражей), 374 (нарушение права на защиту) и 375 (вынесение судьей заведомо неправосудного приговора, решения, определения или постановления).

Кроме судей районных судов, не лишним будет вспомнить и служителей Фемиды в Апелляционном суде Киева. Судьи Людмила Бартащук, Ольга Ефимова и Александр Бец совершенно спокойно оставляли под стражей активистов Майдана и Автомайдана, до этого избитых правоохранителями.

К примеру, так поступили с 23-х летним программистом Владом Цилицким, которому из-за сильного сотрясения мозга после избиения "Беркутом" врач запретил "любые виды передвижения".

Судей не смутил тот факт, что у Влада во время апелляции все еще был разбит нос, выбита челюсть, он почти не видел одним глазом и врачи опасались, что зрения парень может лишиться. Вынося приговор, судьи не стали брать во внимание и тот факт, что во время "массовых беспорядков", в организации которых Цилицкого и обвинили, он находился в торговом центре (рассчитывался кредитной карточкой, и в чеке есть время). В результате, все это стало основанием для "приговора": оставить под стражей в больнице, с "перспективой" перевода в СИЗО.

Кроме того, судьи Светлана Коваль, Ольга Ефимова и Александр Бец точно так же оставили под стражей активиста Автомайдана Дмитрия Полтавца, основанием для заключения под стражу которого стали протоколы допроса двух свидетелей. Примечательно, что этими свидетелями оказались сотрудники правоохранительных органов, которые и производили задержание Полтавца.

Впрочем, стоило ли ждать справедливого суда от людей, которые сами не раз нарушали закон. В частности, судья Бец известен тем, что, в свое время, отклонил апелляционную жалобу на арест Юрия Луценко. Незаконность этого решения позже признал Европейский суд по правам человека.

Доказательства есть, а уголовного дела – нет

Не менее интересны судьбы судей, занимающихся не административными и уголовными, а самыми денежными — хозяйственными — делами. Очищение "авгиевых конюшен" Высшего хозяйственного суда, пожалуй, должно быть тотальным. Ведь все руководство ВХСУ (председатель и заместители), а также рядовые судьи, в большинстве своем, ярые сторонники предыдущей власти и часть команды беглого экс-президента Украины Виктора Януковича. Более того, своими должностями в "хлебном" суде они непосредственно обязаны близкому окружению Виктора Федоровича либо ему лично.

И это не удивительно. В рамках хозяйственной юрисдикции рассматриваются самые резонансные "денежные" дела: об активах предприятий, операциях и махинациях с ценными бумагами, имуществом, земельные вопросы. Вряд ли заниматься подобным было бы позволено чужим. Особенно, учитывая растущие последние три года бизнес-аппетиты старшего сына экс-президента.

Собственно, глава Высшего хозяйственного суда Украины Виктор Татьков — донецкий соратник Януковича. Заместитель Татькова — Артур Емельянов — тоже выходец из Донецка и известен как "личный" судья Александра Януковича (именно он, возглавляя Донецкий хозсуд, а позже — Киевский апелляционный хозсуд, выносил заведомо неправосудные решения в пользу строительной фирмы Януковича-младшего "Мако").

Именно поэтому последние годы эти судьи могли беспрепятственно выстраивать коррупционные схемы принятия необходимых судебных решений с нарушением действующего процессуального законодательства, играя на руку тем или иным заказчикам. В основном, от власти. К примеру, "благодаря" Виктору Татькову семейство экс-министра Раисы Богатыревой, имеющее интерес к фармацевтическому бизнесу, "отжало" немалый кусок акций взаимосвязанных донецких компаний "Синбиас Фарма" и "Онко Дженерикс" (активы оцениваются в около 50 млн долларов), которые владеют полным циклом уникального производства онкопрепаратов от субстанций до готовых форм. Судья помог семье экс-министра провести через суды первой и второй инстанции решение об аннулировании корпоративных прав инвестора компаний — компании Inmodal. И с января 2014 года дело находится в Высшем хозяйственном суде. А, пока вердикт не написан, поговаривают, что Татьков, "в благодарность", уже получил 30% акций обоих предприятий.

К слову, по слухам, расценки на "помощь" от Татькова колеблются от нескольких сотен тысяч до миллионов долларов. Но, несмотря на тот факт, что на действия судьи не редко поступали жалобы в милицию и прокуратуру, поймать его за руку не удавалось. Впрочем, в декабре 2013 года, после расследования коррупционных сделок в схемах по назначению арбитражных управляющих, Виктор Татьков оказался у правоохранителей "под колпаком". Так, одна из "креатур" Татькова — Алексей Толчеев, назначенный в свое время арбитражным управляющим одной из компаний, был арестован за вымогательство. Якобы Толчеев, за признание компании банкротом, потребовал у заинтересованных лиц около 70 тыс. долларов (по другим данным, сумма была в несколько раз больше). На чем и погорел.

После ареста Алексей Толчеев находится под стражей и вовсю дает показания. В том числе, на Виктора Татькова и Артура Емельянова. Тем более, что ряд других посредников и таких же, как Толчеев, арбитражных управляющих, сегодня находятся под подписками о невыезде и так же дают показания.

К сожалению, утверждать, что вышеупомянутые судьи будут сняты с должностей, не приходится. Ведь, несмотря на то, что 22 февраля 2014 года Верховная Рада рассмотрела ряд проектов постановлений об увольнении судей (в одном из них упоминалась фамилия Татькова), оба "фигуранта" до сегодняшнего дня занимают свои кресла. В кулуарах Верховной Рады сплетничают, что Емельянов "купил" депутатскую лояльность за несколько миллионов долларов, а теперь еще и бахвалится дружбой с новоназначенным министром юстиции Украины. В то же время, ходят слухи, что начальник Емельянова — Виктор Татьков, также пытается "умаслить" парламентариев деньгами, чтобы те, в случае представления разрешения на его арест, не поддержали ГПУ в этом вопросе. К слову, сама Генеральная прокуратура тоже пока не спешит с вынесением подобных решений.

В этой связи остается надеяться на одно: что в рядах судей глава Оболонского районного суда столицы Ирина Мамонтова, которая в январе принимала решение об аресте четырех задержанных студентов — активистов Майдана (домашний арест, а не содержание под стражей), а после ушла в отставку, не останется единственным честным судьей в Украине.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять