Борзыкин: Эскапизм - это психическое заболевание, которое охватило всю планету

На DVD вышел юбилейный концерт легендарной санкт-петербургской группы "Телевизор".

Как говорит лидер группы Михаил Борзыкин, теперь "должны переиздать все альбомы, одиннадцать с учетом трех концертных".
Новые песни - как перечень заголовков оппозиционных газет, но и старые, вроде "Отечество иллюзий", "Твой папа - фашист" или "Шествие рыб", звучат так, как будто написаны сегодня. И, кстати, музыка тоже нисколько не устарела: такая хорошая "новая романтика", как раз то, что сейчас, спустя двадцать лет, снова актуально. Как модная музыка и оппозиционные политические взгляды уживаются в одном человеке, Михаил Борзыкин рассказал в интервью. - Михаил, почему именно сейчас вы активизировались? - Никакой специальной активности нет: "Телевизор" не прекращал своего существования, - рассказывает "Новой газете" музыкант. - Просто в последнее время у меня появилось больше социальных тем, потому что надоело терпеть уже. Пока не скажешь простыми примитивными словами, никто не понимает, что происходит в стране, даже поклонники "Телевизора". В какой-то момент я понял, что ничего не остается, как самому выйти на Марш несогласных. Три года назад так и сделал.
- Ваше возвращение - плохой знак? - Да. Это знак… того, что, в общем, мы прозевали. Мы думали, что такого типа песни не будут востребованы. Мы думали, что в 90-е необратимый поворот к лучшему свершился. И расслабились. Начали заниматься самокопанием и религиозными поисками. Потом оказалось, что дело-то не сделано, что не вытравлена вот эта возможность вернуть все обратно в советское тоталитарное прошлое. Часть этой вины лежит на нас, рок-музыкантах. Равнодушие - это уже соучастие. Я знаю, сколько преступлений совершается Путиным и компанией, и чувство вины заставляет меня писать песни и выходить на Марш несогласных. - Вопрос Юрия Шевчука премьеру про марш стал инфоповодом на несколько недель. - Два года назад я встретил Шевчука на Марше несогласных: никто не ожидал, что он придет. Он пришел по зову сердца. Мы с ним много на эту тему общались, наши позиции по большинству вопросов сходятся. - Шевчук - медийная фигура, вы - более андерграундная. Как власть к вам относится? - Пока это выглядит так: явление маленькое - не будем трогать. В стране, я так понимаю, выборочная система наказания. Важно создавать атмосферу страха. Нам уже иногда запрещают выступать. В Белгород недавно не пустили. Жесткий отказ. Однажды грозились завести уголовное дело. - За что? За упоминание Путина в старой песне "Твой папа - фашист"? - Да. Это же можно подать как "оскорбление государственного деятеля". За последние два года законодательство так изменилось, что можно что угодно объявить экстремизмом и дать пять лет тюрьмы. Или гранату и наркотики подбросить. Пока, видимо, ситуация не настолько критическая, и они пытаются сохранять относительно хорошие манеры. Но не случайно по рейтингу Human Rights Watch мы на каком-то сто пятидесятом месте по степени свободы. Многим все это кажется полной ерундой и выдумкой, но я-то сам общался с людьми, которые пострадали от системы. Когда лимоновцы вывесили в приемной президента лозунг "Путин, уйди сам!", один из них, мой знакомый, получил за это три года! За такие вещи давать такие сроки - ну это бред… И я знаю, что с ним там делали, как его прессовали… На самом деле любой человек может оказаться в машине, в которую врезался вице-президент Лукойла. Если чем-то не понравиться милиционеру - тебя убьют. Но пока людей напрямую это не касается, они не верят. Умные люди учатся на чужих ошибках, глупые - на своих.
- Ваша песня "Глупая" как раз про это. - А песня, в общем, про реальных людей. У меня такие знакомые просто есть. Они меня все увещевали: "Михаил, зачем вам все это, поэт должен быть поэтом!" Потом попали в милицию, где им устроили сотрясение мозга, и они уже говорили совсем другие слова: "Михаил, вы были правы, мы не знали, что там такие фашисты работают!" - Наши люди - они что, эскаписты? - Эскаписты, конечно. А эскапизм - это психическое заболевание, которое охватило всю планету. Но если учесть, что в Лондоне за какую-то идею выходят на улицу до полутора миллионов человек, а у нас - пара сотен от силы, то получается, что у нас эскапизма этого больше. Ну и страх получить дубинкой по башке. - Есть чего бояться - полстраны отсидело. - Да, это генетический страх. - В текстах вы затрагиваете актуальные социальные темы. В музыке придерживаетесь саунда 80-х, что-то типа модернизированного new wave. У вас нет ощущения, что отечественная старая "новая волна" на подъеме, возвращаются, например, питерский "Телевизор", московский "Альянс"? - Нет такого ощущения. Это все локальная популярность. Но вообще "новая волна" актуальна в мире как форма. Опять в моде штаны-бананы всякие, дизайн, имидж и драйв. Англичане и американцы в основном в этом преуспевают. Даже те, кто играл какой-нибудь гранж или альтернативу, стали включать электронные компоненты в аранжировки. Как, например, Muse или 30 Seconds to Mars. Но это опять все проходит мимо нас, мы опять музыкальная провинция. Этого бума и писка моды не происходит, потому что есть еще армия Игорей Николаевых и Кобзонов, и мы тащим это за собой. Есть еще русский рок, но русский рок - это по большому счету частушки под электрогитару. А когда-то были мечты, что Петербург станет музыкальной столицей, что у нас, как в Лондоне, будут представлены все направления и будем развиваться параллельно с Европой. Ничего подобного не произошло. - Странно: у вас же были Курехин, "Кино", приезжал Брайан Ино. - Странно, да… Более того, я как-то участвовал в телемосте с Британией. С их стороны были Ино и Питер Гебриэл, с нашей - Курехин, Гребенщиков, я и другие. Мы прекрасно общались. Вообще было удивительное время, время радужных надежд. Теперь это все свернуто, подобных телепроектов нет вообще. И я уверен, что это политическая воля: удобнее управлять народом-рабом и народом с невысокими интеллектуальными запросами, с низким музыкальным вкусом в том числе. Все эти вещи взаимосвязаны. Нельзя говорить "я вне политики" - мы все находимся в зоне влияния. Некоторые своим равнодушием оказывают поддержку нынешней политической системе. На эту тему не так давно был очень хороший фильм Иштвана Сабо "Мнения сторон". Главные герои - следователь и дирижер - любимчик Геббельса, который у наци там на всех корпоративках играл (в основе фильма - реальная история дирижера Вильгельма Фуртвенглера. - прим.авт.). Следователь ему говорит: ты понимаешь, что ты прислуживал фашистам? Он возражает: нет, я человек искусства. И весь фильм - психологический поединок. Но вообще это фильм о том, что "человек искусства" - это все, конечно, хорошо, но сначала надо быть просто человеком. Мне так кажется. -А жаль. Хочется, чтобы и жизнь была комфортная, и искусство - эстетское. -Хочется, но невозможно ничего вычленить из жизни! Ни политику, ни социальные проблемы. Это как кусок мозга себе оторвать… Но некоторые вычленяют: так человек пытается себя обезопасить, мешающие бытовому комфорту мысли выкидывать за ненадобностью. Такая позиция приводит к тому, что люди перестают развиваться, появляется цинизм. Ну а как еще, если человек воспринимает информацию через узкий фильтр, получая кастрированную картину мира? По-моему, это просто добровольное сумасшествие. Вот люди типа Боба Марли, Джона Леннона или Питера Гебриэла могли сочетать в себе и поэзию, и политику, а наши музыканты улетают куда-то в виртуальные заоблачные выси, поэтому их на самом деле никто не слышит и не слушает. Ходят на вывеску. "Аквариум" - замечательная, конечно, группа, но это - лейбл. Люди, стоявшие у истоков рок-н-ролла, развивались, затрагивали в своем творчестве всевозможные темы, а теперь у нас музыканты, которые воспитывались на корифеях жанра, боятся экспериментировать. Как спел Виктор (Цой. - А. Б.), "и вдруг нам становится страшно что-то менять". Там же все накатано: корпоративы, концерты. Я часто слышу: "У меня трое детей, куда я денусь, как я могу ссориться с этой властью?" Правильно: любой эксперимент грозит потерей аудитории и денег. - Сомневаюсь, что Шевчук после известной беседы с премьером перестанет собирать стадионы. - Да, Шевчук такого уровня достиг, что сейчас может не волноваться. Но стоит ДДТ не крутить по радио три года - все, Шевчук больше не будет собирать стадионы. Я разговаривал с людьми ранга Шевчука - они так волновались, что их могут перестать крутить по "Нашему радио". По одному только "Нашему радио"!
Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Новости партнеров
Новости
Продолжая просматривать glavred.info, вы подтверждаете, что ознакомились с Правилами пользования сайтом, и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности
Принять