Лукашенко удержится у власти, во-первых, благодаря тому, что многие белорусы, в первую очередь, силовики, даже не представляют себе другого правителя и не хотят перемен. За 26 лет батьки при власти многие привыкли или приспособились – таких людей вполне устраивает нынешний оазис «постсоветского совка», за который они готовы драться. При этом они будут защищать не столько Лукашенко, сколько свой уже привычный приятный и выгодный образ жизни.
В последние пару дней отдельные белорусские силовики сжигают или выбрасывают свою форму, фуражки и погоны, снимая это на видео. Однако это совершенно несущественно и не сможет повлиять на исход протеста. Это лишь единичные случаи, тогда как система силовых структур продолжает стоять за сохранение привычного образа жизни и стабильности. Единичные случаи ничего не решают, к тому же, среди них вполне могут быть постановочные кадры. Эта практика не нова: так было и в Украине в 2013-2014 годах, и в 1994-ом еще при Кучме.
Читайте такожПротест гніву: чим закінчиться "майдан" в БілорусіВо-вторых, сохранению Лукашенко у власти будет способствовать и тот факт, что оппозиция в Беларуси – не идеологическая, она выступает против искажения волеизъявления. Нет оппозиции, которая бы выступала за определенный путь развития государства, как, к примеру, в Украине в свое время выступали за европейскую интеграцию. Этот протест очень локальный, касающийся конкретного факта – пренебрежения мнением белорусов. И он утихнет, если Лукашенко будет действовать жестко. А он именно так и поступает.
В-третьих, белорусские протесты не имеют стабильной финансовой поддержки. На переднем плане протеста должны быть достаточно богатые люди, стремящиеся изменить собственное положение дел, переиграть ситуацию в свою пользу – тогда они финансируют протестные движения. Уже потом к ним примыкают народные массы, и люди начинают помогать – кто рублем, кто пирожком. Очень важны люди, способные финансировать протест, ведь даже установка сцены – это тысячи долларов.
Если Лукашенко останется у власти, то в сфере гражданских прав и свобод в Беларуси ничего не изменится, поскольку их и так там нет. Там – лишь имитация отдельных гражданских свобод. Соответственно, Лукашенко просто нечего забирать у белорусов.
Важную роль в организации белорусских протестов играют соцсети, а именно – Телеграмм. Власть Беларуси пыталась обуздать и этот способ коммуникации между людьми, но у нее не хватило ума и знаний, чтобы это сделать. Власти Беларуси думали, что решат эту проблему, отключив интернет. Однако Телеграмм-каналы не прекратили работу. Не была учтена возможность подключения к Сети через мобильную связь, но это чистая недоработка, которую Лукашенко будет легко исправить в случае необходимости.
В отношении оппозиции неминуемо будут репрессии, если Лукашенко будет править и дальше. Протестующих и сейчас арестовывают тысячами, фиксируют в КГБ Беларуси, в дальнейшем против них непременно будут открыты уголовные дела. Возможно, позже будет объявлена амнистия, но это точно не коснется организаторов.
Беда в том, что у протестов в Беларуси нет профессионального ядра, нет лидера. А если нет организации и носителей идеи, которая ведет к конкретной цели, нет даже лозунгов, эти протесты обречены.
Читайте такожЛукашенко зробив грандіозну помилку: розплата близькоВ любом случае, удержится Лукашенко у власти или ему на смену придет кто-то другой, та же Тихановская, Россия воспользуется ситуацией, чтобы подмять Беларусь под себя. Возможно – в виде союзного государства, которое сейчас является лишь формальным, но впоследствии Россия может сделать его фактическим. Ведь у белорусских силовиков, в частности, у армии, превалируют пророссийские настроения. Они видят пенсии российских военных и условия, в которых живут российские силовики, и искренне желают такого же себе. Потому не исключен ни военный переворот в Беларуси в пользу России, ни дипломатический путь, когда Лукашенко никто, кроме Путина, не подаст ни руки, ни денег. Возможна любая форма. Но результат один: Беларусь попадет под непосредственное управление России.
Если говорить о том, как изменятся позиции Беларуси в мире, то она просто откатится назад лет на 10-15 – в тот период, когда Лукашенко обвиняли в репрессиях и убийствах оппозиционеров и журналистов, он был невыездным, и у него были огромные дипломатические проблемы. Беларусь вернется на этот уровень, хотя не исключено, что на этот раз наказание будет мягче.
Тогда, 10-15 лет назад, Беларусь, пребывая изоляции, никуда не исчезла. А сегодня и Китай, который является главным международным партнером Беларуси после России, не отвернется от нее. Этого Лукашенко будет достаточно. И нет смысла опасаться, что санкции Запада подтолкнут Беларусь в объятия этих двух стран, потому что дальше уже некуда – Беларусь уже там, в крепких объятиях РФ и Китая.
Что касается отношений Украины и Беларуси в случае сохранения у власти Лукашенко, то, если в Украине Андрей Ермак и дальше будет определять внешнюю политику, то отношения между странами могут стать даже теплее и теснее. Ермак ведь считает, что наша страна должна соглашаться на условия Москвы, иначе мира нам не видать. Его называют «агентом Кремля», однако это не так – он искренне убежден, что Украине Россию не победить, а потому, чтобы закончить войну, нужно соглашаться на ее условия. Так что и с Беларусью ухудшения не будет.
В окружении Зеленского есть люди, способные убедить его в том, что по данному вопросу следует занять цивилизованную позицию. Если они это сделают, тогда ухудшения отношений с Беларусью не избежать.
Какими будут украинско-белорусские отношения в случае сохранения Лукашенко при власти – это открытый вопрос, потому что в окружении Зеленского есть приверженцы и одного, и другого пути.
Александр Кочетков, политический аналитик, специально для Главреда