Премьер-министр Армении Никол Пашинян подал в отставку и заявил об участии в выборах, но останется временно исполняющим обязанности, так как будущие выборы в июне еще должен кто-то организовать. На этих выборах станет известно, победит ли снова партия Пашиняна, а он сформирует большинство в парламенте и новое правительство.
Досрочные выборы – это, в некотором смысле, идея самого Пашиняна. Потому как он, по сути, повторяет сценарий, который уже был использован в 2018 году, когда он приходил к власти и к нему был вражески настроен парламент. Тогда он провел выборы, разгромив на них действующую тогда партию власти. Сейчас Пашинян, пользуясь тем, что оппозиция слаба, раздроблена и не имеет внятной альтернативы премьеру, пытается сделать то же самое и потому объявляет досрочные выборы, чтобы обновить мандат, перезагрузить парламент, снова получив в нем большинство и тем самым разгромить оппозицию. И в сложившихся условиях, несмотря на то, что к Пашиняну в Армении относятся не слишком хорошо, за него все равно будут голосовать, так как альтернативы ему нет, а возвращения старых политиков никто не хочет.
Читать такжеКапитуляция Армении - хороший урок УкраинеПосле войны в Нагорном Карабахе и трехсторонних заявлений в ноябре прошлого года, Армения попала под еще большее влияние РФ. И, соответственно, если Пашинян, который своим политическим выживанием обязан России (так как она его поддержала в ходе протестов) снова победит, то они продолжат его защищать, поскольку он для них удобен и те обязательства, которые Пашинян взял на себя, не дадут ему свободы маневров. Если же победит оппозиция – для России это еще лучше, так как некоторые ее политики связаны с политическими лидерами.
России, по большому счету, все равно, кто выиграет выборы – ей будет комфортно и с Пашиняном, и без него, так как при любом из исходов она ничего не теряет.
Но при этом России невыгодно, чтобы лодку раскачивали слишком сильно. Не исключено, что оппозиция может попытаться оказать влияние на исход выборов с помощью улицы. Удастся им или нет, будет зависеть от технического аспекта, так как по опыту февральских событий это маловероятно, так как по мобилизации сторонников Пашинян все еще гораздо сильнее оппозиции.
Если же говорить о дальнейших отношениях Армении с окружающим миром, то и тут все будет зависеть от России. Армения утратила часть суверенитета во внешней политике, потому что Пашинян не смог вырвать страну из внутриполитического тупика – она до сих остается зажатой между Турцией, Россией, Азербайджаном и Ираном. А так как после войны в Карабахе возможностей стало еще меньше, дальнейшее развитие отношений будет зависеть от России. В частности, недавно Турция и Армения начали говорить об открытии транспортных коридоров друг с другом. И заговорили они об этом не потому, что захотели дружить, а потому, что соответствующая конъюнктура возникла на уровне РФ и Турции. И этот пример хорошо показывает, что всю региональную политику определяют именно эти две страны, что наверняка останется неизменным и в дальнейшем.
Илия Куса, эксперт по вопросам международной политики и Ближнего Востока Украинского института будущего, специально для Главреда