Вероятность масштабной военной операции России против Украины действительно очень высока.
Эта угроза увеличивается потому, что украинская власть за восемь лет войны так и не смогла создать в Украине институт сдерживания внешней агрессии в виде мощных сил обороны и национального сопротивления. Наверное, у нас слишком были убеждены в том, что войны не будет, а потому полагались лишь на дипломатические и политические механизмы решения проблемы.
В результате украинская армия так и остается армией советского типа. Мысли о том, как менять и развивать армию, сегодня только нарабатываются. Территориальная оборона Петром Порошенко сознательно не создавалась, а Зеленским она была создана, но в виде паллиативного решения, то есть не совсем так, как нужно. Адекватное перевооружение войска так и не было проведено. Одна из причин – до сих пор не реформированный государственный сектор оборонной промышленности, представленной преимущественно Укроборонпромом. Элементы перевооружения армии осуществлялись, но это были лишь спорадические и хаотические усилия. Единственным светлым моментом стало сотрудничество с Турцией и закупка у нее ударных беспилотников «Байрактар».
По поддержке собственной оборонной промышленности никаких адекватных шагов не было сделано. В том числе инициативы, которые могли бы быть реализованы на уровне частных предприятий, не были поддержаны. Причина понятна: у нас до сих пор нормы прибыли остаются такими, что, если предприятия принимают участие в выполнении гособоронзаказа, то они не могут обеспечить себе развитие. В итоге эти предприятия просто избегают выполнения государственного оборонного заказа, даже известны случаи, когда они отказывались выполнять его. Последний пример – предприятие «Аэротехника», которое сочло убыточным выполнение контракта по подготовке автоматизированной системы управления «Ореанда-ПС» для Воздушных сил. А автоматизированные системы управления – это 40% устойчивости войск.
Понимаете, насколько все плохо...
Тактическое звено у нас также не перевооружалось. Даже такие серьезные системы, как противотанковые и ракетные комплексы производства КБ «Луч», у нас последние два года не поставлялись, Саудовская Аравия закупила их на огромные суммы. В Украине была разработана система залпового огня "Ольха-М" дальностью поражения противника 110 км, и ее уже у нас заказало иностранное государство – Объединенные Арабские Эмираты, а наше Министерство обороны еще только собирается принять эту систему на вооружение.
То есть мы постоянно медлим, тормозим и часто не понимаем того, что можно было бы сделать в этой ситуации. Безусловно, не сегодня, а 3, 5, 7 лет назад. Напомню, что только в этом году Военно-морские силы планируют получить первый дивизион ракетных комплексов "Нептун", а могли бы иметь их еще несколько лет назад. А все из-за того, что власть Порошенко медлила до 2016 года с началом разработки этого ракетного комплекса и доведением его до серийного.
Читайте такжеСтоит ли ждать вторжения России в Украину - интервью с Олегом Ждановым
Что касается территориальной обороны, то сейчас проводятся учения и создается национальное сопротивление – это замечательно. Но войска территориальной обороны могли быть созданы еще в 2015 году! Однако президент Порошенко, опасаясь своих политических оппонентов, решил не давать "зеленый свет" созданию территориальной обороны. В итоге этот вопрос затормозился на много лет, и мощной территориальной обороны у нас до сих пор нет. А она должна быть вооруженной легким вооружением, должна быть мобильной и мощной. То, что нарисовано как намерения, выглядит очень интересно, но это до сих пор лишь намерения на пороге войны…
Путин понимает, что Украину начали перевооружать западные партнеры, в частности, много чего мощного и полезного поставляют США и Великобритания. Поэтому Путин осознает, что Украина ускользает из-под контроля России навсегда. Еще три-пять лет, и Украина станет слишком крепким орешком для России.
При этом риторика России, НАТО и США обострилась больше всего со времен Холодной войны. Сегодня ситуация даже острее, чем был Карибский кризис.
К тому же, НАТО сегодня слабее, чем когда-либо за всю историю существования этого военно-политического блока.
Следовательно, расклад для Путина очень привлекательный: Украина – уязвимая и незащищенная мишень из-за того, что наша власть не позаботилась об усилении безопасности; западные партнеры – слабые, и за Украину бороться не будут, максимум, на что они способны, – поддерживать Украину поставками оружия или символической отправкой определенного военного контингента, как это сделала Канада.
Судя по поведению украинской власти, не похоже, что она хотя бы немного готовится к мощной войне. В частности, не используется сильный козырь Украины – 300 тысяч человек, которые прошли войну и могли бы создать сейчас мощный резерв и быть большой силой. Нет признаков того, что с этим контингентом власть начала активно работать. По сути, в Украине к большой войне никто не готовится.
Впрочем, нужно отметить, что и сама Россия не слишком готова к войне с Украиной. На определенных тактических уровнях она достигла некоторых успехов, в частности, в вопросах систем радиоэлектронной борьбы или автоматизированных систем управления. Но российская логистика и общая ситуация в России не выглядят слишком хорошо. Россия технологически истощена, у нее мало мощного современного тактического вооружения, которое бы позволило проводить удачные и долговременные операции.
Поэтому для России единственный вариант – выбор удачного момента и осуществление блицкрига.
Не стоит исключать проведения десантно-штурмовой операции по отношению к Киеву с целью смены власти – заменить в Украине власть России есть кем. В Украине достаточно пророссийских элементов, которые с радостью согласятся возглавить вассальное государство – примерно такое, каким стала Беларусь. Такая угроза действительно существует, и все зависит от того, насколько быстро будут приниматься решения внутри украинского генералитета.
Читайте такжеПутин сломает себе шею в Украине, если полезет с широкомасштабной войной
Возможно ли применение авиации и нанесение ракетных ударов? Сценарий, который предусматривает нанесение ракетных ударов и применение авиации – наименее вероятен, потому что Путину невыгодно таким образом воевать против украинского народа. Для президента РФ логика этой войны заключается в том, чтобы сменить власть в Украине и получить вассальное государство.
Плюс он будет стремиться продемонстрировать определенную силу по отношению к Западу и выставить красные флажки на той территории, которую Москва сочтет своей вотчиной.
В любом случае, даже если вдруг Россия прибегнет к нанесению ракетных или авиационных ударов, никто не будет бомбить офисы и жилые дома. Такие удары будут нанесены только по военной инфраструктуре для уничтожения скоплений военной техники. Смысла в бомбардировке украинских городов и превращении Украины в Сирию для Путина нет. Могу заверить, что даже при условии использования ракетной техники гражданская инфраструктура поражена не будет.
В общем, сегодня существует три вероятных сценария.
Первый сценарий – развертывание конфликта со стороны Беларуси и заброска диверсионно-разведывательных групп на территорию Украины (до 200 групп).
Второй сценарий связан с разбалансировкой внутри Украины и развертыванием массовых противостояний с властью, вроде того, что мы наблюдали на днях со стороны "защиты" Порошенко. Все это может быть искусственно подпитано российскими спецслужбами и пророссийскими структурами, которые остались в Украине со времен президентства Януковича.
Третий сценарий предполагает внезапное нападение, например, десантно-штурмовая операция с моря или с воздуха. Это будет сопровождаться внезапной переброской значительного количества структур спецназначения, которые будут пытаться захватить и сменить власть в Украине.
Все эти сценарии могут произойти, и все они будут носить скоротечный характер.
Путин колеблется из-за того, что может получить в Украине мощный отпор, и тогда это фактически будет означать проигрыш России и крах нынешней российской власти. Это очень сдерживает Путина. Поэтому сейчас он изучает мощность украинского общества и его способность реагировать на угрозы. Потому что главная проблема для него – высокий уровень участия всего украинского общества в оказании отпора врагу.
Если оценивать вероятность сценариев в процентах, то вероятность проведения наземной операции России против Украины составляет 80%. Такая высокая вероятность обусловлена тем, что украинские власти за восемь лет создали благоприятные для Путина условия. Вероятность проведения ракетной операции с воздуха составляет 20%, то есть, скорее всего, это не произойдет.
При этом захват власти в Киеве может быть лишь частью операции РФ. Если крупная операция не удается в задуманном масштабе, российские власти постараются выйти из ситуации красиво. Тогда может быть расширен регион оккупированных украинских земель, более того, может даже произойти присоединение к России ОРДЛО.
Наиболее вероятные сроки операции – с начала российско-белорусских учений в начале февраля (6-8 февраля) и до годовщины аннексии Крыма.
Такая перспектива должна нас не пугать, а мобилизовать на активные действия и подготовку к войне.
Валентин Бадрак, военный эксперт, директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения, специально для Главреда