Очередной офшорный скандал, в который угодил Пётр Порошенко, скорее всего, не будет иметь ни политических, ни юридических последствий, хотя вряд ли останется незамеченным. Порой украинцы, как сектанты, отказываются замечать что-либо плохое в словах и поступках политика, которому они симпатизируют: что бы он ни делал, они остаются его приверженцами, оправдывают любые его шаги, даже самые сомнительные. Этот скандал вновь указал на существование таких поклонников у Петра Алексеевича.
В результате, с одной стороны, официальная позиция Европейской солидарности свелась к тому, что материалы расследователей об офшорах Порошенко – это фейк, из-за которого они намерены судиться с журналистами и который они будут опровергать. С другой стороны, приверженцы Порошенко говорят: «А что, собственно, он сделал плохого? Он же не вывозил ценности из Украины, а ввозил их». Одним словом, они считают, что Порошенко – все равно молодец.
Читать такжеЗеленскому нужно убить в себе дракона Порошенко
Таким образом, приверженцы разных политических сил в Украине напоминают футбольных фанатов: им неважно, что происходит в команде, как она себя ведёт, они всё равно будут ходить на стадион, скандировать кричалки в её поддержку и драться с фанатами других команд.
К тому же, нынешний офшорный скандал – не первый и не последний, а потому украинским обществом они воспринимаются, как нечто обыденное, как неотъемлемый атрибут украинского политического дискурса.
Но здесь другой важный момент. Порошенко очень хочет вернуться к власти и возглавить государство, а для этого ему нужно расширить свой электорат. А с этим у него, как, собственно, и в других оппозиционных политиков, серьезные проблемы: все они застыли в своих электоральных нишах. Нет даже намека на то, что он может выйти за пределы своих 25%, а подобные скандалы закроют для него возможности электорального расширения, поскольку избиратели перестают видеть в нем альтернативу нынешней власти.
Пётр Олещук, политолог, преподаватель КНУ им. Тараса Шевченко, специально для Главреда