В далекой буковинской глубинке, в родно селе прямо на границе с Румынией возвращается ненадолго с заработков Леонид по кличке "Памфир" (Александр Яцентюк). Причем буквально на пару недель - приласкать жену, набожную хранительницу домашнего очага (Соломия Кириллова) да радостно поиграть с сыном (Станислав Потяк), который здорово вымахал за время его отсутствия. Но тот уже тинейджер, вошел в переходной возраст и в припадке подросткового бунта совершает поступок, который вгоняет в семью в серьезные долги. Чтобы расплатиться с ними, Памфир вынужден тряхнуть стариной и заняться в последний старым преступным промыслом (когда он был чуть ли не лучшим контрабандистом по эту сторону Черемоша). Стоит ли говорить, что такие истории добром никогда не кончаются.
Конечно, это заявление многим читателям может показаться самонадеянным, но трудно припомнить сходу какой-либо снятый в Украине в последние даже не годы, а десятилетия фильм, в который та или иная западная формула кино ложилась как влитая на чисто украинский материал. Даже в самых удачных попытках по типу "Бесславных крепостных" (в большей степени) и "Мои мысли тихие" (в меньшей) виднелись структурные шероховатости. Так вот - в "Памфире" все в этом плане идеально. В узком смысле тут можно вспомнить раннего Скорсезе (прежде всего "Злые улицы"), но в широком смысле - это криминальная драма самого высокого сорта. И в этом смысле радостно и удивительно, насколько удалась дебютная полнометражная работа режиссеру Дмитрию Сухолиткому-Собчуку. Каждый элемент в его фильме на месте, сюжет сухой и поджарый, как торс главного героя, и - что главное, минимальная дистанция между зрителями и персонажами (ни капли надуманности и искусственности). Это тем ценнее, что исполнители главных ролей, тоже по факту, дебютанты, в большом кино. Но играют они, да простят читатели, за этот штамп, на разрыв аорты.
Ничуть не хуже подводят и артисты второго плана, среди которых выделяется опытный Александр Ярема в роли злого криминального авторитета и коррумпированного чиновника Морды.
"Памфир" вообще напоминает хороший такой слоеный пирог. И его нужно смотреть слой за слоем - постоянно удивляясь качественному вкусу. Особенно сочно выглядит и этнографический, так сказать, элемент - народный праздник "Маланка" вряд ли когда-либо до "Памфира "подавали так сочно. Правда, любителей легкомысленно хрустеть попкорном под пиво и кока-колу нужно сразу предупредить - легкого развлечения от этого кино взять не получится.
Но если человек все решится ухнуть с головой, как будто прыгнуть с высокой скалы в море, то его ждут необычайные ощущения.
Другие материалы о кино: