В долгосрочной перспективе Александр Лукашенко обречён. Его плану – установить в Беларуси квазимонархию и передать власть своему младшему сыну – не суждено реализоваться. Семейство Лукашенко (царь и наследник) ждёт незавидная участь: оно рискует повторить судьбу четы Чаушеску.
В краткосрочной перспективе всё не так ясно и понятно. У Лукашенко большие шансы остаться у власти в ближайшее время. Да, он полностью утратил доверие белорусского населения, однако, как показывает практика, в авторитарных странах диктаторам совершенно необязательно иметь поддержку общества – им достаточно поддержки силовых структур.
История свидетельствует, что революции против диктатур бывают успешными только в двух случаях: если у диктатора нет воли применять жестокое насилие против протестующих (или нет личной воли, или он находится под давлением других стран), или если диктатор теряет поддержку своих силовых структур. В противном случае диктатор может пребывать у власти сколько угодно.
Мадуро в Венесуэле – яркий тому пример: он давно не популярен, но все равно сохраняет власть исключительно на штыках в условиях полностью разваленной экономики.
Однако не стоит делать вывод о том, что протесты в Беларуси бессмысленны. Это не так. Для того, чтобы диктатор потерял поддержку силовых структур, как один из вариантов, необходимо длительное противодействие между населением и властью. Тогда в какой-то момент силовикам просто надоедает сражаться с населением, и они начинают разворачивать оружие против диктатора.
Потому протесты в Беларуси не бесперспективны. Чем дольше они будут продолжаться, чем интенсивнее они будут, тем больше шансов, что Лукашенко утратит возможность подавлять их с помощью своих костоломов.
Читать такжеЛукашенко нанёс Беларуси тяжелейшую психологическую травмуЧто касается белорусской оппозиции и тех людей, которые были соперниками Лукашенко на этих выборах… Если Лукашенко останется у власти, то в лучшем случае их всех ждет эмиграция, в худшем – тюрьма. Как показывает практика, Лукашенко – очень мстительный человек. Своих политических противников он одно время совершенно бестрепетно истреблял, просто убивал (известная история Гончара).
Россия постоянно вмешивается в ситуацию в Беларуси. Несмотря на все споры и склоки, путинский режим всё-таки поддерживает режим Лукашенко, прежде всего, экономически, а также в смысле безопасности. Силовые структуры в Беларуси точно так же, как это было в Украине при Януковиче, наводнены агентами российских спецслужб. Потому, естественно, Россия держит руку на пульсе и влияет на ситуацию.
Вопрос в том, может ли это российское вмешательство перейти в открытую фазу – в прямую военную интервенцию? Пока не похоже на то. России сейчас это слишком тяжело – и экономически, и внешнеполитически. Ведь, если Россия пойдет на масштабные военные действия, это вызовет новую волну санкций и новую волну бегства капитала из РФ. Российская экономика всего этого просто не потянет. Не говоря уж о непосредственных расходах на интервенцию...
Если Лукашенко останется у власти, он будет ещё больше зависим от Кремля. Его отношения с Западом станут ещё хуже. И в связи с тем, что ему будет просто не на кого опираться, он попадёт в ещё бо́льшую зависимость от Кремля.
И – от Китая. Это важный момент: Лукашенко может опереться на поддержку не только российских, но и китайских властей.
Читать такжеЗакат диктаторов: почему режимы Путина и Лукашенко обреченыБолее того, не исключено, что Кремль, воспользовавшись дестабилизацией в Беларуси и ослаблением Лукашенко, попытается реализовать идею союзного государства. Кремль может шантажировать Лукашенко тем, что откажет ему в поддержке, а в этом случае он точно потеряет власть.
К слову, не совсем корректны сравнения украинского Майдана с протестами в Беларуси – между ними есть разница. Режим Лукашенко – это классическая давно установившаяся диктатура. Янукович только шел к этому, до диктатуры ему было очень далеко. К тому же, у Януковича была легальная мощная позиция, в отличие от Лукашенко. Потому Януковичу сложнее было справляться с ситуацией. Это реальные диктаторы могут легко игнорировать общественное мнение, опираясь только на силовиков. А Янукович такого себе позволить не мог. К тому же, он был трусоват (вспомните хотя бы, как он потерял сознание из-за брошенного в него яйца) и сдрейфил. Если бы он не сдрейфил, то, может быть, и удержался бы при власти. Но Янукович запаниковал.
Лукашенко – не таков, он паниковать не будет. Потому шансов у «батьки» остаться у власти намного больше, чем у Януковича.
Однако рано или поздно его диктатура все равно падет. Причем, думаю, он будет бороться за власть до последнего, может опоздать убежать и рискует повторить судьбу Чаушеску.
Игорь Эйдман, социолог, публицист, автор книги «Система Путина», специально для Главреда
Записала Надежда Майная