Заявление посла Украины в Германии Андрея Мельника связана не с тем, что Украина хотела бы восстановить ядерный статус. Заявление посла - это, скорее, призыв к Западу, который отреагировал на очередной шантаж России не так, как того хотелось бы Украине.
Для государства Украина, которое в 1994 году подписало Будапештский меморандум и добровольно отдало свой ядерный потенциал в обмен на гарантии безопасности это - последний шанс на выживание.
Россия - ядерная держава, которая не просто так собрала войска на границе с Украиной. Она шантажирует нас этим оружием, мол, либо мы капитулируем, или она действительно начнет уничтожать нас ракетами, танками, самолетами. И единственный инструмент, который сейчас существует против неадекватной и агрессивной державы - только такая же сила с ядерным оружием. Такой силой является только НАТО. Если мы не найдем с Альянсом путей для сближения, то нам придется согласиться с тем, что Украина исчезает, или же идти на непопулярные шаги. Тем более, что мы уже видели, как в 2014 году подписанты этого меморандума в ответ на открытую агрессию России в Крыму и на Донбассе заявили, что никак не могут помочь, чем разрушили устои тех механизмов, которые сформировались после распада СССР и завершения Холодной войны.
Читайте такжеКравчук сделал заявление о ядерном статусе Украины после слов посла в ФРГЗа такие вещи должен кто-то отвечать. Пока что ни США, ни Великобритания, ни Франция не взяли на себя ответственность за безопасность Украины и защиту ее территориальной целостности от России. Более того, Запад, насколько я понимаю, надеется, что после встречи Байдена с Путиным это как-то само собой решится, потому что Запад до сих пор разделяет вопрос уничтожения украинской нации и бизнес с Россией. Для них это параллельные реальности и они не видят в этом проблемы, потому что Северный поток-2 и его достройка для них важнее. Поэтому, после катастрофического решения НАТО в 2008 году, когда Альянс отказал Украине и Грузии в ПДЧ, который ничего не требовал ни от НАТО, ни от Запада в целом, сейчас Запад снова пытается избежать принятия трудных решений, ведь ПДЧ вызовет раздражение России и на это опять придется как-то реагировать.
То есть фактически украинский посол говорит откровенно, что ситуация с Россией не рассосется самостоятельно и Западу значительно проще предоставить Украине ПДЧ, чем начинать восстанавливать ядерный потенциал. Но я бы не хотел, чтобы Украина к этому возвращалась, потому что на самом деле это очень дорогое и неблагодарное дело, которое вызовет неоднозначную реакцию в мире. Потому что тогда на нас будут давить все - и наши союзники, и наши враги и если Украина решит пойти по этому пути, она останется наедине и без поддержки.
Михаил Самусь, заместитель директора Центра исследования армии, конверсии и разоружения по международным вопросам, специально для Главреда