"Газонокосилки" будет труднее сбить, чем "шахеды", их плохо видят радары - Коваленко

Дроны-"газонокосилки" могут стать аналогом картонных дронов из Австралии, их будет трудно сбить - Коваленко / Главред

Россия тестирует дроны-"газонокосилки", чтобы зимой истощать ими украинскую ПВО, считает эксперт.

Российская техническая мысль падает все дальше на дно. Вдобавок к иранским дронам "шахедам", которые украинцы уже давно за характерный звук двигателя зовут "мопедами", добавились еще и "газонокосилки". Именно это новое слово техники оккупанты уже несколько дней запускают по Киевщине.

В интервью Главреду военно-политический обозреватель группы "Информационное сопротивление" Александр Коваленко рассказал, чем опасны новые российские дроны, в чем их отличие от "шахедов", и как Россия может использовать эти дроны в течение зимы.

Что известно о "газонокосилках" и чем они отличаются от "шахедов"?

Помимо использования двигателей другого типа в этих дронах, с громкостью и звуковыми вибрациями другого порядка, об этих дронах мало что известно. Поэтому это уже не "мопед", а "газонокосилка". Их появление может говорить о том, что у россиян или иранцев есть проблемы с предыдущим поставщиком двигателей. То есть они получают недостаточно двигателей, чтобы полностью удовлетворить потребности производства дронов, потому что мы же видели рекорд сентября по количеству использованных "шахедов". В октябре их использование вообще на рекорд не тянет, что может свидетельствовать о том, что россияне не могут выйти на необходимые им объемы производства, чтобы держать интенсивность террора на одном уровне.

Те запчасти, которые россияне получали контрабандой (например, микросхемы), заменяли запчастями собственного производства – это мы видели на примере микросхемы “Комета” и других. Такое "импортозамещение" происходило для ускорения производства, потому что хоть контрабанда и сохраняется, в случае с распределением запчастей 50/50, производить все равно удается больше и можно заменять. К тому же, у россиян, вероятно, также есть проблемы и с двигателями, поэтому тоже будут пытаться их заменять.

То есть это именно Иран помогает выпускать, или уже можно говорить, что Россия наладила у себя производство дронов с китайскими запчастями?

Россияне также пытались наладить у себя производство – они планировали в первом полугодии 2023 года произвести 100 единиц. Однако они сорвали эти планы именно из-за проблем с поставками. Поэтому их производство ограничено, но россияне продолжают его реализовывать совместно с Ираном, потому что производственные возможности Ирана существенно больше российских.

Независимо от типа дронов, это лишь увеличит уровень террора со стороны РФ. Например, "Shahed-136" - это дешевая замена крылатых ракет. Их, конечно, не стоит сравнивать по функционалу, но цена дрона 40 тысяч долларов, что по сравнению с крылатой ракетой стоимостью 7 миллионов долларов и вероятностью сбития системами ПВО в 95 процентов против 10 процентов попадания дронами – разница существенная. То есть "шахеды" имеют большую вероятность попадания, причем не в один объект, а сразу в несколько. Да и 50 "шахедов" - это всего 2 миллиона долларов, что эффективнее и дешевле одной крылатой ракеты.

А как насчет "газонокосилок"? Согласно фото, которые появлялись, они значительно меньше "шахедов", и судя по тому, как быстро они долетали до Киевщины, они довольно долго могут летать. Насколько велика угроза именно от этих дронов?

Для военных объектов они представляют меньшую угрозу, чем для гражданских. У такого дрона меньшая боевая часть, например, в несколько килограммов, однако это тоже взрывчатое вещество, которое вредит и убивает. Здесь еще есть вопрос, из чего они сделаны. Поговаривают, что это кустарное производство, но мы помним, как Украина некоторое время использовала австралийские картонные дроны. С "газонокосилками" возможна та же проблема, потому что если они действительно сделаны "из палок", из какой-то фанеры, то их будет сложнее зафиксировать средствами РЛС, чем какие-то массивные объекты.

А какие цели они могут поражать - гражданскую инфраструктуру или это будут другие цели, где их будет трудно сбить?

Мне кажется, что РФ вообще с ними сейчас экспериментирует, чтобы именно выяснить, против каких целей такие дроны могут быть эффективными. Это не может быть какая-то важная цель вроде зернового хаба. Потому что когда по нему прилетает 30 килограммов взрывчатки и несколько - это разные вещи. Если же говорить о меньших объектах и объектах, чувствительных для поражения вроде нефтеперерабатывающего завода, контейнеров и цистерн, то для них это может стать угрозой. Так же, как и для складов с боеприпасами.

Можно считать эти тестирования "газонокосилок" в определенной степени и тестированием россиянами украинской системы ПВО?

Безусловно, их могут использовать для разряжения наших систем ПВО или для их перегрузки.

У нас также были заявления о производстве дронов. Есть ли у Украины что-то похожее и может ли появиться после этих ударов?

У нас есть разные возможности – все зависит от того, какие поставлены боевые задачи. Сделать дрон "из палок" – это самое простое. А нам не нужен примитивный дрон, который можно фиксировать визуально, с помощью РЛС и услышать его за 2-3 километра – нам нужен тихий, незаметный, почти стелс-дрон, который сможет нести достаточно мощную взрывчатку. То есть не "газонокосилка", а нечто более эффективное для выполнения боевых задач.

Ввиду того, что на севере Украины РФ заметно затихла с нанесением ударов, выглядит все так, что россияне накапливают ракетный потенциал для дальнейших обстрелов. Может ли РФ после "газонокосилок", по аналогии с "шахедами", перейти к более активным ракетным обстрелам?

В любом случае, через некоторое время РФ будет активнее "работать" и на севере также. Сейчас мы видим именно процесс накопления боекомплекта различной номенклатуры - как дронов, так и ракет. Как и в прошлом году, инфраструктурные и энергетические объекты будут одними из приоритетных целей для таких ударов. Также россияне не оставят в покое зерновые хабы и портовую инфраструктуру украинских портов.

Кто такой Александр Коваленко

Коваленко Александр родился 15 декабря 1981 года в Одессе. Окончил Одесскую академию связи им. Попова. С 2014 года принимает активное участие в противодействии агрессии России против Украины. Военно-политический обозреватель группы "Информационное сопротивление". Ведущий эксперт Украинского центра исследования проблем безопасности. Украинский политический и экономический блогер под ником "Злой одессит".

Новости сейчасКонтакты