Завершение войны в Украине может произойти раньше, если у России начнутся внутренние противоречия. Однако последнее слово за украинскими военными на поле боя - именно они, по мнению руководителя Центра военно-правовых исследований Александра Мусиенко, фактически диктуют условия политикам и от них зависят условия будущих переговоров о прекращении огня.
Главред спросил эксперта о том, что может повлиять на ход войны, при каких условиях Россия может взять оперативную паузу в войне и когда Украина может перейти к полномасштабного контрнаступления.
Михаил Подоляк заявил о возможности прекращения войны из-за внутренней нестабильности в России. Когда могут начаться эти процессы и повлияет ли это на ускорение завершения войны?
Самое большее, чего стоит ждать и что бы лучше всего повлияло — это не просто раскол так называемых правящих элит и борьба между ними, что дало бы нам окно возможностей воспользоваться тем, что меньше внимания россиян было бы приковано к Украине. Самое важное - это движения, которые могут быть среди коренных народов России на Кавказе, в Карелии и на Дальнем Востоке. То есть коренные народы имеют право на самоопределение согласно норм международного права и не реализовали его вследствие того, что были порабощены в свое время сначала российской империей, а затем терпели притеснений от советской власти. Все то, через что прошел украинский народ сейчас переживают и эти народности, их бросают на войну против Украины и если бы началось движение борьбы за права автономии народов и освобождение из рядов империи, которая продолжает их притеснять, то это бы сыграло определенную роль.
Впрочем, сейчас возникает борьба между силовиками относительно того, что, с одной стороны, есть те, кто считает, что нужно отказываться от ведения дальнейшей агрессии и искать выхода из этой ситуации, а с другой стороны есть те, кто считает, что надо объявить всеобщую мобилизацию и продолжать войну.
Но на сегодня пока не видно этой стадии обнищания в российском обществе, которое они готовы были бы терпеть. Дело в том, что многие из россиян вообще не успел пожить в 2000-х годах, в период подъема РФ, и они даже не поняли, как это жить под санкциями, потому что для них считается нормой жить бедно. Поэтому есть два варианта - либо возмутятся коренные народы, либо надо ждать, пока экономическое положение России станет таким, когда люди начнут выходить на серьезные акции протеста. Иначе - ни единого шанса.
Если говорить об экономической стороне, как скоро россияне смогут ощутить реальные последствия санкций?
Не раньше, чем до конца года — это минимум, который должен пройти до того, чтобы ситуацию в экономике начали чувствовать как можно больше людей. Надо подождать того, чтобы эти последствия начали испытывать те, кто успел пожить в 2000-х и увидеть другую жизнь, кроме бедности, и чтобы они дошли до той стадии, когда станет очень трудно. То время которое прошло, действительно бьет по россиянам, потому что продолжается уход многих предприятий из России (уже более 1000 компаний). Но даже эти компании остаются на стадии выхода или приостановки своей деятельности и еще в течение нескольких месяцев платят 30, 50 процентов от зарплаты сотрудникам. A вот когда все это закончится — компании уйдут окончательно, а санкции будут серьезнее — ситуация кардинально изменится.
Я приведу пример - посмотрите на ситуацию в Калининграде. Как только вступило в силу Положение ЕС о санкциях, жители массово побежали в магазины. Еще 22 мая губернатор Калининградской области на онлайн-заседании с президентом России откровенно сказал, что состояние жизни в области ухудшилось из-за войны России против Украины и санкции, которые ввел западный мир. Он сказал об этом открыто и это не понравилось Путину.
И после того, как люди побежали в магазины, Путин отправил в регион Патрушева, чтобы проверить ситуацию на месте и понять настроения. И чем больше будет становиться таких «звоночков», тем больше России нужно будет искать выход из этой ситуации и обращаться к внутренней политике. Хотя и это может занять определенный период времени и произойти не так быстро.
Какие вообще сегодня у России есть предпосылки для ускорения завершения военных действий? Есть ли у нее политические рычаги давления на Украину для прекращения огня или определенной паузы?
В России средств политического давления на нас нет. Мы должны понять, что ту войну, которую ведет Россия против Украины, определены как геноцид украинского народа постановлением ВРУ в апреле этого года. И это правильное и справедливое толкование тех событий, которые продолжаются. Как максимум их задача — уничтожить максимальное количество людей, подавить сопротивление украинского народа и иметь максимальное влияние на внутренние дела Украины, лишить ее суверенности и сделать территории Украины абсолютно подконтрольными Кремлю (со своими наместниками), а также не допустить интеграции Украины в каких-либо органов западного сообщества.
Конечно, в этом сценарии есть и промежуточные этапы и возможно они бы хотели создать что-то вроде Новороссии, «двух Украин» и одну из них назвать какой-то частью России. Но не думаю, что в России есть какое-то политическое влияние. Я не думаю, что при всех соблазнах, которые могут возникать, оно есть и на Западе, потому что сегодня условия мира решаются на поле боя силами ВСУ, украинского народа и украинской власти. Да и чем еще они могут принудить - они уже и так бросили весь арсенал и ведут войну.
Читайте такжеЕсли РФ определят главной угрозой, Украина начнет движение в НАТО - политолог Тарас ЗагороднийЕсли говорить об экономических рычагах - может ли, например, ускорить прекращение боевых действий решение ситуации с зерном, что подчеркивают Турция и Кремль?
Это не сработает. Проблема зерна не только украинская, а мировая. И пусть мир ищет средства давления на Россию, лишь бы они не проводили блокады и милитаризации Черного моря. Пусть мир думает, как заставить Россию выполнять не одну резолюцию ООН о запрете милитаризации оккупированного полуострова Крым и о том, что Россия вообще должна покинуть территорию Украины. Что касается Украины, то это урегулирование тоже никак не повлияет. Ведь даже Россия ставит вопрос лишь о частичном снятии санкций в обмен на разблокирование портов. Паузу в боевых действиях могут ускорить Вооруженные силы Украины, которые изматывают противника на полях сражений на востоке и наносят потери, разрывая снабжение противника, что в перспективе заставит Россию взять паузу на доукомплектование и ротации своих подразделений, их усиление как по количеству, так и оружием. Тогда может наступить относительное затишье, ибо полного вряд ли сейчас можно ожидать. Но это не будет зафиксировано в соглашениях о перемирии - это диктуется ходом военных действий.
Генерал Залужный заявил о превосходстве России в технике и переходе на маневровую оборону. В зависимости от того, что происходит возле Северодонецка и Херсона, возможен ли в ближайшее время перелом в пользу Украины? За счет чего это можно сделать, если оружие мы будем получать теми же темпами?
На востоке и юге разная ситуация. На юге сейчас нет продвижения противника по земле. То есть он остановлен, но там продолжаются вооруженные обстрелы, например, в Николаеве или на южных границах Днепропетровской области. В принципе, там удалось реализовать один из важных этапов для обороны — остановить активные наступательные действия и продвижение противника. На востоке еще до завершения реализации этого этапа не дошло, но как раз использованием маневренной обороны активно к этому движемся. Маневренная оборона - это:
И эта практика себя оправдывает. Когда это будет реализовано, начнется подготовка к следующему этапу - проведению контрнаступления по тем направлениям, где это возможно. Но для этого нам нужно соответствующее вооружение. Пока в должном количестве и качестве систем которые мы нуждаемся для стопроцентного перехода к контратакам, мы не имеем. Но со временем с помощью наших партнеров мы такое вооружение накопим.
Как скоро это может произойти и как надолго растянется процесс получения оружия для контрнаступления?
Несколько месяцев - таковы реалии. Минимум - до осени, то есть до сентября-октября, а возможно и дольше. Это процесс, который продолжается и надо понимать, что все будет зависеть от того, насколько быстро мы сможем останавливать продвижение российских войск. Контратакующие действия всегда требуют большего, чем оборона или маневренная оборона. Нам нужно больше - надо сделать акцент в получении артиллерии и реактивного оружия, особенно с большой дальностью и соответствующими боеприпасами, дающими возможность точно поражать цели противника. Нам нужны дроны, особенно камикадзе и другие беспилотники для того, чтобы компенсировать недостаточную наполненность воздушных сил. И на это нужно время.
По ситуации возле Северодонецка и Херсона. Есть ли у ВСУ в ближайшее время возможность взять эти города под контроль?
Херсон - это то направление, где мы переходим в контратаку, но надо понимать, что это не будет столь быстро, как кое-кто ожидает. Надо быть реалистами - враг продолжает сопротивляться и это не легкая прогулка.
В Северодонецке противоположная ситуация - там реализовывается маневровая оборона. И когда мы его остановим, от этого будет зависеть то, в каких направлениях мы будем дальше двигаться, исходя из наших сил и средств и учитывая болезненные точки и ошибки противника. Но это дело будущего. Будет ли потенциал, чтобы вернуться? Думаю, что да, но этого нужно подождать.
Я не вижу того, каким образом это возможно. Ни у народа, ни у военных нет такого желания. Даже секретарь СНБО Данилов сказал, что может случиться так, что даже в случае уступок, украинский народ продолжит воевать. Сегодня идет консолидация вокруг того, как поддержать Украину, остановить наступательные действия и не дать России победить. Но представление о победе в этой войне на Западе действительно разные - кто-то хочет просто не дать России победить и остановить Путина и истощить его до определенной степени, а кто-то хочет, чтобы Украина получила полноценную победу путем восстановления своей территориальной целостности в пределах Конституции и норм международного права. Подходы разные, но основные условия завершения войны пишутся на поле боя.