На днях министр экономики Игорь Петрашко в одном из интервью упомянул о том, что в краткосрочной перспективе оптимальный уровень инфляции для украинской экономики должен быть не ниже 8-9%, а до него о курсе в 30 гривен за доллар заговорил и президент Владимир Зеленский.
Но то, что сейчас озвучивают Петрашко и Зеленский мы и так знали очень давно – эти показатели указаны в госбюджете на этот год. Потому ничего удивительного в их словах нет.
Сегодня НБУ, при правильном валютно-курсовом регулировании, может сделать курс таким, каким он захочет - у него за плечами 25 миллиардов долларов при ежедневных объемах валютных торгов в среднем в 60-100 миллионов. Если НБУ видит, что курс движется и начинается ажиотаж, то он выходит с фиксированной продажей по фиксированному курсу – то же самое, что делал еще Стельмах в бытность главы правления НБУ на протяжении 5-6 лет и то же самое делал до этого и Смолий.
Если брать во внимание чисто экономические законы, то гривна не может укрепляться при падающей экономике. На сегодня в бюджет недополучено порядка 45 миллиардов гривен за полгода. Источник этого недополучения в том, что основным средством наполнения госбюджета сегодня является налог на добавленную стоимость по импорту, который формируется по фактическому курсу гривны – 26,5, а в доходы закладывается по прогнозному курсу, то есть 29,5. То есть, по большому счету, каждый доллар импорта недодает в госбюджет 3 гривны НДС.
Читайте такожВ Україні зростуть ціни і курс долара: нардеп від Слуги народу назвав причинуПоэтому логично привести показатели фактические с теми, что заложены в госбюджет. По крайней мере, тогда не будет убытков госбюджета, которые нужно будет перекрывать дополнительными заимствованиями. И в этой ситуации политика нынешней власти будет полностью прозрачной – они будут опускать курс гривны.
Уровень падения промышленности на сегодня – минус 12,5% от цифры прошлого года. И экономика за первое полугодие упала на 5,2%. Потому откуда будет меньше курс, если у вас меньше в кармане? Если они начнут аккуратно опускать гривну и повышать инфляцию, ничего страшного не произойдет, потому что это просто приведет фактические цифры к тем, по которым сверстан бюджет и под которые заложены зарплаты и пенсии.
Кроме того, нынешняя инфляция – 2,5%, а в бюджете – 9%. То есть, доходы посчитаны именно под эти 9%, то есть и в этом недополученном уровне инфляции бюджет также недополучает денег. Мы все переживаем по поводу инфляции и курса, но из-за, что бюджет недополучает денег, но лоббирует социальные выплаты, ни у кого не возникает вопросов о том, откуда берутся деньги? А берутся они из заимствований – то есть, вместо того, чтобы получать нормальные налоги, Минфин должен снова брать займы, чтобы перекрывать защищенные статьи бюджета. Потому позиция Шмыгаля и Зеленского, хоть я и не являюсь их симпатиком, опустить курс до того, что заложен в бюджет и провести инфляцию в соответствии с прогнозными показателями – не является неправильной.
Олег Пендзін, виконавчий директор Економічного дискусійного клубу, спеціально для Главреду