Лукашенко подписал декрет на случай, если его убьют: при насильственной смерти "батьки" управление Беларусью должно перейти к белорусскому Совету безопасности во главе с премьер-министром.
Что же произойдет в действительности в РБ, если это случится, зависит от команды, находящейся у власти. Возможны два сценария.
- теперь в Беларуси есть люди, которые знают, что им делать в конкретной ситуации, и если Лукашенко убьют, они будут действовать согласно его указу;
- часто, когда выпадает ключевая фигура из власти, рассыпается вся система. Вот и в Беларуси может случиться именно это. Таковы системы личной власти – они, как все жесткие системы, не гнутся, но в какой-то момент попросту рассыпаются.
Впрочем, не стоит сбрасывать со счетов и пропагандистский аспект появления данного декрета: Лукашенко накачивает "режим осажденной крепости", убеждая белорусов в том, что кругом враги и заговоры. Все это работает на укрепление режима авторитарной власти, а дело о покушении лишь подогревает такие фобии.
Читайте такжеПутин запугивает Лукашенко, как старуху из голливудского фильмаСкорее всего, данный декрет – это не последнее, что мы увидим. Судя по последнему заявлению Дуды о том, что Польша готова защищать суверенитет Беларуси, как бы нам не получить еще одну "горячую" точку...
Как бы там ни было, сама по себе фигура Лукашенко вызывает соблазн устранить его: когда на одного человека завязано все в государстве, убери его – и все рассыплется, как карточный домик. Это понимает и сам Лукашенко, потому и подготовил такой указ.
Кроме того, после этого декрета может измениться и роль премьера в Беларуси, учитывая, что теперь он фактически становится вторым человеком в государстве. Существует риск, что у премьера возникнет соблазн устранить Лукашенко, тем более, что очень часто политики "кусают" тех, кому они очень многим обязаны.
Однако Лукашенко и это понимает. Именно потому за последние 20 лет в белорусском политикуме не поднималась до высоких позиций ни одна фигура, которая могла бы составить сколь-нибудь серьезную конкуренцию Лукашенко. Еще в 90-е кто-то мелькал, а потом все затихло – есть только Лукашенко, и никого больше. Потому пока что премьер в Беларуси будет играть чисто техническую роль, а вот в случае возникновения кризиса из-за физического устранения Лукашенко – посмотрим.
Читайте такжеПутин готовит для Беларуси "крымский сценарий"Да и белорусская верхушка будет очень внимательно следить, чтобы белорусского премьера Запад не купил и не склонил к сотрудничеству. Премьер в Беларуси уж точно не зайдет в ближайшее кафе попить кофе с западными дипломатами - подобные вещи там тщательно отслеживаются. Однако это не помешает Западу попытаться наладить с белорусским премьером контакт…
Если вдруг Лукашенко физически устранят, это еще не значит, что Запад победит в Беларуси. Куда больше шансов в Беларуси у тех кандидатов, которые связаны с Россией, поскольку влияние российского капитала и силовиков там куда сильнее, чем влияние Запада. События после президентских выборов в Беларуси августа 2020-го это очень ярко продемонстрировали.
Андрей Золотарев, политолог, директор аналитического центра "Третий сектор", специально для Главреда
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред