Российское руководство стягивает к украинским границам военных и технику по трем причинам.
Во-первых, Путин не решил те стратегические задачи, которые перед собой ставил: он не добился выполнения Украиной политической части Минских соглашений и договоренностей, достигнутых в Париже; он не добился легитимации лидеров "ЛНР" и "ДНР", не усадил их за стол переговоров с Украиной и не добился возможности для России остаться в стороне в качестве миротворца.
Во-вторых, Путин не мог оставить без ответа политическое, экономическое и информационное наступление украинской власти не просто на пророссийскую "пятую колонну" в Украине, а на его кума.
В-третьих, Путин проверяет и изучает новое руководство США, чтобы понять, чего ждать от команды Байдена, и выяснить, как она будет действовать в ответ на те или иные действия Москвы.
Читайте такжеДоступна ли Путину роскошь "большой войны" против Украины
Однако для того, чтобы начать широкомасштабную войну против Украины, России нужно около 240-250 тысяч человек, но пока группировки такой численности нет. Впрочем, имеющихся сил Путину хватит для решения локальных задач и проведения локальных операций. Причем действовать он может с разных направлений: с оккупированной части Донбасса, из Крыма, а также с севера, начав наступление из Беларуси (ведь под видом учений Россия уже давно завезла в Беларусь все, что ей необходимо для подобных операций).
В прошлом году реализации планов Путина помешала и пандемия коронавируса, и парад победы в Москве, и "выборы" Путина на царствование.
Задача Кремля сейчас – стянуть максимальное количество военной силы, чтобы иметь возможность реализовать какую-то операцию. Дальше Россия будет смотреть, как себя поведет Украина, а также как отреагируют союзники Киева. Потом Москва намерена с более выгодных позиций начать переговоры с сильными мирами сего, чтобы перераспределить мировое влияние.
В российскую историю Путин уже вошел, теперь его цель – войти в мировую историю в интересах России, а также увековечить себя великого.
Любые военные операции всегда сопровождаются легендированием. Легендирование Москвы заключается в том, чтобы обвинить Украину в срыве перемирия. Противник уже не раз обстреливал на Донбассе собственную инфраструктуру, обвиняя потом в этом украинскую армию, или размещал свои вооружения среди гражданской инфраструктуры, провоцируя чтобы украинская сторона их обстреляла.
Читайте такжеЗачем Кремль стягивает войска к украинской границе
Так, например, на восточном направлении уже пошло легендирование: там уже обстреляли гражданское село, находящееся на неподконтрольной Киеву территории, обвинив в этом, естественно, украинскую армию. Дальше противник будет действовать якобы в ответ, чтобы защитить уже не просто русскоязычное население, а граждан РФ (ведь более 400 тысяч россиян уже переселили в "Л/ДНР").
Для действий с крымского направления поводом станут совместные учения Украины и НАТО.
А вот какая легенда объяснит продвижение российских войск с севера пока не ясно, молчат. В принципе, начать операцию из Беларуси сложнее, зато это очень эффективно.
Основным внешним признаком реализации легендирования является активизировавшаяся российская пропаганда. Однако Россию остановило заявление министра обороны США, а также звонок Байдена Зеленскому. Впрочем, пауза длилась недолго, и Путин принял решение продолжать действовать на эскалацию: войска накапливаются, легенды создаются, боевые действия готовятся.
В случае активных боевых действий России против Украины Запад воевать за нас не будет, но, думаю, мы можем рассчитывать на помощь вооружением и техникой. В случае, если Россия зайдет слишком далеко, Запад ей пригрозит применением оружия, как это было в Грузии: когда РФ пошла на Тбилиси, американцы высадили в Грузии свои войска и пригрозили нанесением ракетных ударов.
Надеяться на то, что накапливание военной силы у украинских границ – это всего лишь "игра мускулами", за которой не последует никаких агрессивных действий, не стоит: если Россия вывешивает в начале спектакля ружье на стену, значит, в каком-то акте оно непременно выстрелит.
Тем более, в России грядут думские выборы, а, значит, Путину нужна маленькая победная война. Потому сейчас он прощупывает почву и проверяет разные направления. Провести широкомасштабную операцию Путину не позволяет численность войска – 240 тысяч военных РФ еще не собрала. А вот на локальном уровне Россия вполне может в середине-конце апреля провернуть какую-то операцию.
Игорь Романенко, генерал-лейтенант запаса, кандидат военных наук, доктор технических наук, профессор, экс-заместитель начальника Генштаба ВСУ, специально для Главреда
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред