Признание Россией ОРДЛО не решает ее стратегической задачи - это может иметь лишь внутриполитический эффект. Поэтому не исключено, что это инструмент мощного давления со стороны РФ на Украину и Запад, чтобы последний давил на Украину с целью политической части “Минска”.
Это не последнее китайское предупреждение, но очередной раунд игры на повышение ставок и принуждения Киева к прямым переговорам с ОРДЛО - того, на чем ранее настаивала Москва.
Когда соответствующий указ президента России будет обнародован, тогда это можно считать признанием, но до его появления еще может пройти определенный период времени - в частности, это может быть предоставление Лаврову полномочий и времени для ведения консультаций и переговоров по организации саммита с Соединенными Штатами и РФ.
Перед этим Лавров еще должен встретиться с Блинкеном, определить дату “прямого контакта” Путина и Байдена и уже после этого, если за этот период времени не удастся выбить из американцев уступки (их можно будет увидеть во время подготовки к ТКГ и до встречи советников нормандской четверки), тогда Россия действительно может пойти на признание, причем признание в рамках, записанных в так называемых "конституциях "ЛДНР", на всей территории Луганской и Донецкой областей уже официально ввести войска, тем самым легализовать свое военное присутствие, выйти на линию разграничения или даже начать давление на украинские войска с территории этих областей, захвата плацдармов, параллельно будет имитироваться высадка десанта, нанесение ударов по инфраструктурным объектам и тому подобное.
Но это - катастрофический сценарий. Наиболее вероятно, что это - способ давления на Запад с целью принуждения Киева к выполнению политической составляющей Минска, хотя для этого нет никаких предпосылок, поскольку не обеспечено выполнение основных вопросов безопасности. То есть пока не будет прекращено огня и не будет обеспечено верифицированное перемирие, любые переговоры по политическому кейсу нецелесообразны.
А за это время будет попытка через Запад максимально надавить на Киев, чтобы выбить из нас и законопроект по конституционным изменениям в выгодном России редакции, и амнистии боевиков и все остальное.
В целом оценивать и, тем более, прогнозировать дальнейшие действия Путина довольно трудно.
Конечно, поднятие ставок является базовым сценарием, но и план “Б” - подписание указа, провоцирование и вытеснение украинских сил на периметр, выгодный для РФ, тоже не стоит отвергать. Потому что это означает эскалацию и прямой военный конфликт уже непосредственно с Россией.
Но в этом случае "Минск" просто перечеркивается - его больше не будет существовать.
Россия со своей стороны дала понять, что санкции, которые мог бы ввести в ответ Запад, она не боится. Санкции работают в долгую - это не краткосрочный результат, который будет "на завтра". Их эффект Россия уже испытывает в высоких технологиях, нефте-, газодобыче, потому что нужны технологии глубокого бурения, а это сказывается на снижении добычи газа и нефти, что видно по косвенным показателям. Поэтому сырьевая конъюнктура пока на их стороне - Россия достаточно заработала на колебании цен на газ и нефть, но каждый ресурс имеет конечное измерение и так или иначе Россия в своем технологическом отставании от Запада. Их внутренних ресурсов для преодоления этого отставания недостаточно - нужен обмен технологиями, а его нет. А это, в итоге, вредит фондовым индексам российских компаний - это мы видели сегодня, когда они обвалились. Кроме того, применение санкций конкретно в отношении некоторых персонажей и активам, которые приобретены российскими олигархами и Россией в странах Запада, также будут ощутимы. Российский миллиардер, основатель группы компаний ”Ренова” Виктор Вексельберг выиграл дело против Швейцарии и одного ее банку, но это все “истории успеха” против санкций Запада. Запад может прибегнуть к более жестких действий, направленных на преследование транзакций российских компаний и олигархов на мировых рынках (в том числе и в оффшорах). С другой стороны, это может быть блокировка и арест активов в Великобритании, странах северной Европы, даже в Германии, США, Канаде.
Читайте также"Черный понедельник": российские акции упали на фоне возможного признания "ЛДНР"Украина надеется на военно-техническую поддержку. И здесь есть надежда, что Альянс, Польша, Великобритания и отчасти Дания нам помогут - в частности, расширением военного присутствия, присутствием кораблей союзников в Черном море, повышения интенсификации сотрудничества с НАТО, инструкторов и т.др.
Кулеба заявил в Мюнхене, что сейчас для Украины есть благоприятная возможность предоставить Украине перспективу европейского членства как инструмент противодействия российской угрозе и определенный позитивный месседж для украинского общества.
Тем более, что в Европе изменились акценты - тот же вице-президент Еврокомиссии Боррель уже говорит не про украинскую, а про “русский кризис”, спровоцированный Россией у Украины. И это изменение риторики является определенным маркером для всего ЕС. Поэтому вполне вероятно, что в дальнейшем Европа перейдет от экономических санкций к прямой помощи. Сейчас в этой помощи наблюдается пауза, потому что Запад считает, что может выйти на переговорную позицию. Но после сегодняшнего Совбеза есть все основания говорить об интенсификации военной помощи в увеличение количества предоставленного вооружения и подтолкнет Запад к пересмотру своей позиции по военно-техническому сотрудничеству и военному присутствию в регионе.
Как следствие, есть большая угроза террористических актов на подконтрольной части территории Украины, поскольку это может подтолкнуть общество к настроений о “мир любой ценой”. Потому что тогда встанет вопрос в безопасности и панические настроения будут доминирующими и это может учесть Зеленский. Но вся ответственность тогда, конечно, ляжет на РФ и она может получить симметричный ответ. Ведь в России есть чеченское подполье и инсургенты, которые могут воспользоваться этой ситуацией для дестабилизации ситуации внутри России.
Читайте такжеКулеба о возможном признании "ЛДНР": следует сфокусироваться на усилиях деэскалацииС другой стороны, возможен энергетический коллапс, который по времени совпадает с обострением и к которому могут привести Непутевые действия украинской власти, в первую очередь, Министерства энергетики. Ведь сейчас мы входим в изолированный режим функционирования энергосистемы и отключаемся от Беларуси и России. У нас есть на это три дня, после чего мы должны снова подключиться к этой энергосистеме. И что будет, если и Минск и Москва откажут Украине в переподключении из-за якобы повреждения линий электропередач? Соответственно, они могут затягивать подключение на период, по меньшей мере, одной-двух недель и хватит ли у Украины ресурсов для того, чтобы существовать в таком режиме все это время?
Ведь автоматически к европейской системе нас не подключат и нам придется существовать в изолированном режиме. А для этого необходимы большие запасы угля, которых нет на складах ТЭЦ, функционирования всех 15 энергоблоков тоже показали, что это ограниченный ресурс, который можно использовать в течение двух-трех недель и это не покрывает всех дефицитов для энергетики.
Еще одна составляющая - на Банковой есть люди, которые хотели бы замириться с Россией и найти с ней точку компромисса, в том числе, путем сдачи национальных интересов. Поэтому стоит следить за руками переговорщиков от Украины, чтобы не были подписаны документы, которые нанесут нам поражение в стратегической перспективе.
Ну и, конечно, обострение на фронте, которое возможно как за счет признания, так и непризнания ОРДЛО. Никто также не снимает риска вторжения и попытки пробить сухопутный коридор в Крым или устроить провокацию на белорусской границе - то есть включительно со всеми сценариями, которые озвучивались западными партнерами.
В то же время никаких договоров или документов с гарантийными позициями, которые бы делали невозможным членство Украины в НАТО не будет - они не будут инициироваться не Соединенными Штатами, ни руководством НАТО, ни другими странами. То есть двери в НАТО для Украины будут оставаться открытыми, другое дело, что интенсификация переговорного процесса, в частности, предоставление ПДЧ, может остаться на уровне ритуальных фраз. Такие неформальные обязательства не несут добавленной стоимости для РФ, потому что это она не может предъявить своим гражданам в качестве достижения.На слова Путина о моратории на вступление Украины в НАТО есть заявления официальных представителей Вашингтона о том, что никаких таких обещаний Байден не давал и США верные позиции, что сам народ Украины и члены Альянса должны решать, должна ли Украина быть членом НАТО. Все остальное-это слова Путина, которому никто не верит, хотя не исключено, что подобные разговоры могли иметь место.
Виталий Кулик, директор Центра исследований проблем гражданского общества, специально для Главреда