Довольно часто случающийся факт – человек начинает заниматься какой-либо творческой работой. И сперва делает какие-то откровенно коммерческие и ремесленные вещи – просто чтобы набраться опыта, набить руку и заиметь полезные связи. А уж потом реализовывать свои амбиции полностью – для грядущих поколений, что называется. В случае с голливудским кинопроцессом, правда, из большинства юнош бледных со взором горящим вырастают циничные ремесленники. Нашим, вашим – что хочешь снимем.
Похоже начинались карьеры режиссера Тодда Филиппса и сценариста Крейга Мазина. Они прославились, работая над алкогольно-похабной комедийной трилогией Мальчишник в Вегасе (в оригинале, кстати, куда как более честное название Hangover – Похмелье). И 2019-й, уже совершенно точно, станет годом их триумфа. Сперва Мазин прогремел на весь мир с мини-сериалом «Чернобыль» для НВО (собравшим и громадные рейтинги, и кучу отраслевых наград).
Читайте такжеПочти Голливуд: Премьера Фокстер и Макс в Украине
Филиппс ответил через пару месяцев, но куда как более веско. Снятый им фильм «Джокер» взял главный приз престижнейшего Венецианского фестиваля. Что удивительно очень - европейские высоколобые критики никогда ранее особо не привечали фильмы по комиксам.
Но вот тут-то и кроется, пожалуй, главная закавыка ленты Филиппса. И он, и исполнитель главной роли Хоакин Феникс (пожалуй, едва ли не главный оставшийся в Голливуде адепт системы Константина Станиславского, способный сливаться полностью со своим персонажем) сделали все, чтобы фильм максимально отстоял от всего, снятого о Бэтмене и его главном противнике – психопате-убийце-клоуне-принце преступного мира Джокере. Во главу угла поставили реализм в духе «Нового Голливуда». А Филиппс открыто называл своим вдохновителем Мартина Скорсезе и его классические фильмы Злые улицы, Таксист и Король комедии.
Собственно, поэтому выдуманный город Готэм начала 1980-х мало чем отличается от реального Нью-Йорка того же периода. Грязь, мусор, запредельное насилие на улицах, экономические проблемы и прочие прелести таких мегаполисов авторы фильма даже не думают лакировать. Ну и чтобы окончательно скрепить преемственность поколений, с важной второстепенной ролью, зазнавшегося/зажравшегося ведущего вечернего шоу на ТВ Мюррея Франклина (типичной «мрази телевизионной») в этом кино выступает любимый актер Скорсезе (до того, как режиссер променял его на Леонардо Ди Каприо) – Роберт Де Ниро.
Итак, Феникс играет Артура Флека, клоуна-неудачника, страдающего от проблем с психикой, зависимого от кучи препаратов и, чуть что, сгибающегося в пароксизмах неконтролируемого/болезненного смеха. Он живет с пожилой и больной матерью, паралельно мечтая/пытаясь стать стендап-комиком и грезя о том, чтобы ему ответила взаимностью красивая соседка-мулатка-мать одиночка (Зази Битц).
Вряд ли, конечно, Тодд Филиппс и его соавтор Скотт Сильвер знакомы с творчеством Николая Гоголя и вообще с тщетельно пестуемой русской литературой (пардон, пан Вятрович) традицией "маленького человека". Но, тем не менее, придуманный ими и сыгранный Фениксом Артур Флек именно таков и есть. Хоть в палату мер и весов отправляй.
Впрочем, в силу своего формата (фильм-происхождение персонажа) «Джокер» не может посягать на основы. Когда в фильме появляется миллионер Томас Уэйн, кандидат в мэры Готэма (но, по версии авторов, довольно мерзкий и заносчивый тип), то все фанаты Бэтмена могут уверенно сказать, чем закончится история этого персонажа. И какова роль мелькающего тут в нескольких сценах его сынишки, Брюса.
Читайте такжеПорох в пороховницах и ягоды в ягодицах - рецензия на боевик Рэмбо: Последняя кровь
Причем Феникс играет так бритвенно, так отточено, что будет удивительно, если кто-то сможет ему составить конкуренцию на ближайшем Оскаре. Да и в целом фильм торчит во всем снятом по комиксам DC кинопродукте, как золотая коронка в челюсти. Выделяясь сразу и окончательно. Потому как «Джокер» – серьезнейшая психологическая драма, внятно прописанная и снятая, а не обычные разборки богов с героями со зверски серьезными лицами. В цифровом полумраке.
И, что характерно, когда сюжет закручивается до невозможности, толкая главного героя в пучину кровавого безумия, веришь всему безоговорочно. Ведь, как и положено, когда имеешь дело с Джокером, всегда «посмеется последним наш невидимый герой».
Заголовок – парафраз строчек из арии Канио (опера Паяцы, композитор Руджеро Леонкавалло. Подзаголовки взяты из песни «Вива, Кальман» группы «Агата Кристи».
Автор благодарит компанию Warner Bros. Pictures Україна и кинотеатр Оскар в ТРЦ Smart Plaza за организацию пресс-показа фильма