Обострение в Донбассе весной 2021 года помогло Владимиру Зеленскому выйти из тяжелого политического кризиса. Год начался для него c катастрофического падения рейтинга, разброда в правящей партии и нарастающего давления со стороны оппозиции – многие уже стали списывать украинского президента со счетов. Однако курс Зеленского на борьбу с "врагами государства" с помощью санкций доказал свою политическую эффективность.
Решения, которые поначалу выглядели причудливой авантюрой, в условиях военной тревоги обрели внутриполитический смысл и заслужили доверие заметной части украинского общества. Позиции президента также укрепила массовая поддержка западных лидеров. Тем не менее увлечение Зеленского чрезвычайными мерами решает одни проблемы, но создает другие. Его команда по-прежнему не может предложить сколько-нибудь долгосрочную стратегию, не укрепляет институты, а ищет чудодейственные импровизации, способные вернуть президенту популярность и снова увлечь заскучавших избирателей.
Читайте такжеПора рыть окопы в Херсонской областиВ декабре 2018 года Кремль не стал реагировать на воинственные маневры Петра Порошенко, который объявил военное положение в части страны. Это заметно подорвало позиции тогдашнего украинского президента: без угрожающего ответа России стало очевидно, что Порошенко просто готовится к назначенным на весну президентским выборам.
В 2021 году, стянув войска к границам Украины, Москва руководствовалась собственными геополитическими соображениями, подавая сигналы новой администрации в Вашингтоне. Но поневоле попутно подыграла Зеленскому. В украинском обществе повысился уровень военной тревоги: если сравнивать с декабрем 2018 года, доля тех украинцев, кто боится возобновления военных действий, выросла с 21% до 36% (такие настроения особенно сильны на западе и в центре страны).
На этом фоне рейтинг Зеленского, обвалившийся в начале года, начал расти. Вопреки прогнозам скептиков, ожидавших провала патриотического разворота, украинское общество сплотилось вокруг президента. Ведущие социологические агентства к началу мая дают Зеленскому от 28% до 31% поддержки – заметный рост по сравнению с февралем, когда он падал ниже 20%.
Выправился и баланс доверия/недоверия к президенту: с –39% в феврале до –26% в апреле. Несмотря на отрицательные значения, это лучший результат среди украинских политиков первого эшелона. Президентский рейтинг вытянул и его партию: "Слуга народа", скатившаяся в январе – феврале на второе-третье место, вновь вернулась на первое с рейтингом более 20%.
В то же время социологи из Украинского института будущего отмечают снижение доверия к президенту на подконтрольной Киеву части Донбасса, которая окончательно превращается в анклав пророссийских симпатий. Еще один тревожный звонок – 6% украинцев считают для себя приемлемым участвовать в вооруженных выступлениях против власти.
Читайте такжеПутину придется проглотнуть оскорбление от УкраиныРост популярности Зеленского сказался на рейтингах оппозиции. Исследование КМИС показывает снижение популярности Оппозиционной платформы – прямое следствие информационной кампании против ее лидера Медведчука, санкций и запрета его телеканалов.
Это, однако, не означает, что избиратели Медведчука уходят к Зеленскому – особенно если учесть его национал-патриотический разворот. Скорее они разочаровываются в своих представителях. На этом фоне ходят упорные слухи, что пустеющую нишу партии для юго-востока займет новый проект, спонсируемый олигархами Ахметовым и Новинским.
А ряды сторонников Зеленского пополняются за счет тех, кто раньше голосовал за умеренных национал-демократов: "Батькивщину" Юлии Тимошенко и партию "Голос". Им как раз импонирует новый образ Зеленского – прозападного государственника и врага олигархов.
Рейтинг "Европейской солидарности" Порошенко остается стабильным, но в целом перспективы у бывшего президента не самые радужные. Исследование КМИС отмечает рост популярности альтернативных Порошенко правых политиков – радикального "Нацкорпуса" и, казалось, подзабытого Анатолия Гриценко.
Рост популярности Зеленского убеждает его в правильности выбранного курса. Президент вряд ли откажется от новых санкций против внутренних врагов и наступательной риторики в адрес России (хотя демонстрация ВС РФ у границ Украины и служит ее естественным ограничителем).
Зеленский оставил надежды быть президентом для всех и отказался от попыток одновременно угодить разнородным группам, голосовавшим за него в 2019 году. Теперь он выстраивает новый образ президента-государственника, смирившись с тем, что в стране останутся анклавы, где его политику будут отвергать полностью, как, например, в Донбассе.
Константин Скоркин, журналист, для Московского центра Карнеги
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред