Пресс-конференции почти у всех президентов Украины всегда достаточно интересны и оптимистичны. На них всех больше внимания уделяется именно внешнему - то есть тщательно выстраиваются декорации, а не речь идет о действиях. Зеленский отнюдь не исключение - например, сейчас много времени потратили на то, чтобы найти декорацию, которая что-то символизирует. В данном случае – недостроенную "Мрию".
Любая пресс-конференция дает возможность для анализа поведения, намерений, понимание первым лицом того, что происходит в стране. В первых пресс-конференциях Зеленский пытался доказать, что он еще не президент, а лишь начинает во всем разбираться. Теперь президент дал понять, что он стал полноценным президентом, что ему это очень нравится, что известные люди хотят с ним о чем-то договариваться, приходят и ждут его под дверью. Ему также нравится, что он вмешивается во все сферы, которые только возможны, хорошо понимая, что это не является его компетенцией.
Ему очень нравится, что последним правовым аргументом он может использовать фразу "Я так считаю" - и этого достаточно, чтобы уволить одного министра, назначить другого, отправить за решетку виновников убийства Шеремета на 1,5 года без приговора или же переписываться с одним из обвиняемых и иметь дружеские отношения с ней в смартфоне и не думать о том, что это – непосредственное воздействие на судопроизводство. То есть он уже чувствует себя неким царем, хотя еще не считает себя лучшим президентом всех времен и народов. Однако он уже критически приблизил себя к этой черте.
Фактически это была пресс-конференция президента, который собирается на второй срок и это подчеркивала фишка о "Президенте 2.0". Именно на имиджевые моменты он обращает очень большое внимание. То, что с ним происходило на пресс-конференции достаточно прозрачно. О тех темах, где он выглядит выигрышно, он рассказывал очень живо, но из трудных тем – Путина, олигархов и отношений его и команды с ними, отношений с МВФ – он максимально сползал.
Читайте такжеВел себя как школьник: эксперт разъяснил жесты Зеленского на пресконференцииОпределенным образом заявления Зеленского по поводу Макрона и Меркель могут повлиять только на их личные отношения, но стране в целом они мало чем угрожают. Такие выпады в сторону иностранных партнеров сделаны намеренно для того, чтобы потенциальный партнер Джозеф Байден почувствовал, что он на особом месте в представлении руководства Украины. То есть не для того, чтобы унизить европейских лидеров, а чтобы подчеркнуть, что Украина ориентируется и считается исключительно на США. И такие разговоры на пресс-конференциях в современном политическом мире не имеют никакого значения – гораздо важнее кулуарные договоренности сначала доверенных первых лиц государства, а уже потом – непосредственные личные договоренности руководителей стран в узком кругу. Политики это хорошо знают. Лучший пример этого – когда Порошенко на своих пресс-конференциях говорил одно, а в отношениях с Путиным и Медведчуком имел дружеские отношения. В этом смысле президент Зеленский подражает этой лицемерной политике.
Кстати Порошенко, которому Зеленский вроде бы стал приговором, на самом деле ничего не угрожает. Потому что несмотря на то, что между ними действительно нет договоренностей, у Порошенко есть неформальные гарантии от тех, кто принимал участие в минском процессе. В противном случае он может сболтнуть лишнего – откуда взялся Минск-2 и многие другие решения. То есть Зеленский не готов к тому, чтобы власть, которую он возглавляет, смогла предъявить Порошенко реальные претензии. Он готов действовать механизмом санкций (что является имитацией), но механизмами правового государства у него не получается.
Говоря о завершении эпохи Медведчука, я готов почти согласиться с Зеленским. С единым "но" - эпоха Медведчука в Украине завершится не из-за Зеленского, а из-за Путина. Потому что если он найдет другой вариант влияния на Украину и продвижения собственных интересов в Украине через те же договоренности с Байденом и Зеленским, ему не будет нужен Медведчук. И тогда кум Путина станет той же фигурой, какой он был до того, как его реанимировал Порошенко и вернется куда-то в Крым. И Медведчука и подготовку закона о деолигархизации, офис президента будет пытаться связать между собой. Хотя это не такое простое дело, потому что у них нет ни закона, ни критериев, по которым определяют олигархов, потому что активы ни одного крупного украинского бизнеса в полном объеме отследить невозможно. И если они в законе собираются опираться на списки Форбс – это будет смешно.
Александр Кочетков, политический аналитик, специально для Главреда
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред