Исполнительный директор Национальной акционерной компании Нафтогаз Украины Юрий Витренко рассказал о сути нового иска компании к российскому Газпрому.
"Теперь относительно наших исковых требований в новом арбитраже. Первое и главное — мы требуем пересмотреть транзитный тариф", — заявил он на своей странице в Facebook.
В Нафтогазе убеждены, что транзитный тариф должен быть пересмотрен, так как с 2009 года произошли "существенные изменения в порядке формирования транзитных тарифов", а также потому, что действующее соглашение не соответствует уровню тарифов на рынке ЕС.
"Фактически речь идет о разнице между тем, что мы получили за транзит, и должны получить по пересмотренным тарифам. Такая разница составляет $11,8 млрд (плюс проценты). Именно такую сумму мы и требуем в качестве компенсации", — пояснил исполнительный директор Нафтогаза.
Читайте также"Унизительные уступки": в Нафтогазе ответили на требования РФ по транзиту газа
Витренко сообщил, что новый запрос Нафтогаза касается пересмотра тарифа на газ в период от 13 марта 2018 года до окончания контракта 1 января 2020 года.
Также Нафтогаз требует от Газпрома отчитаться о поставках газа на неподконтрольные территории Донбасса. Кроме того, украинская сторона будет взыскивать с Газпрома еще около $450 млн за различные нарушения.
Он пояснил, что за десять лет действия газового контракта между Украиной и Россией Газпром получил на 46,6 млрд долл. больше от продажи газа, чем Украина от транзита российского газа, поэтому исковые требования Нафтогаза в Стокгольмском арбитраже не могли нарушить баланс во взаимоотношениях, поскольку его и так не было.
Читайте такжеПоставки газа в ОРДЛО: в Нафтогазе объяснили решение Кабмина"Специально для нового арбитража мы сделали несколько красноречивых расчетов за период 2009 -2018 гг. (т.е. за полные годы за весь период действия контракта, и это уже с учетом решения предыдущего арбитража). 46,6 млрд долларов. На столько больше получил Газпром от продажи газа, который использовала Украины, чем Украина получила за транзит. Так в чью пользу "баланс в отношениях"?" – написал Витренко.
По его словам, если бы газ продавался по цене, которая давала Газпрому одинаковую прибыль от продажи газа Германии и Украине, то эта разница составила бы только примерно 13 млрд долл., то есть почти в 4 раза меньше.
Эта разница в 33,6 млрд долларов между тем, что есть, и тем, что должно было быть, равна примерно четверти ВВП Украины… Хочется надеяться, что, глядя на эти цифры, станет понятно, что решения предыдущего Стокгольмского арбитража лишь улучшили "баланс в отношениях между сторонами", а никак не нарушили его в пользу Украины", – отметил Витренко.
Исполнительный директор НАК пояснил, что положение "бери или плати" не соответствовало европейскому законодательству о защите конкуренции. Газпром мог продать ненужные Украине объемы российского газа в Европе, тогда как для Нафтогаза действовал запрет на его реэкспорт. В то же время мощности для транзита, которые Нафтогаз обеспечил для Газпрома, не могли быть никому перепроданы.
Читайте такжеПочему переговоры Нафтогаза с Газпромом закончатся провалом
"То есть для нас это безвозвратные потери, когда мы обеспечили мощности для Газпрома, а он за них не заплатил. А Газпром при этом мог спокойно полностью загрузить эти мощности - просто он специально ограничивал транзит, таким образом, уменьшая совокупное предложение газа на европейском рынке, чтобы там была более высокая цена", - написал Витренко.
Напомним, ранее Нафтогаз направил в Стокгольмский арбитраж заявление о защите и встречных исковых требованиях к российскому Газпрому на сумму $12 млрд.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред