Факт того, что переговоры между Россией, Францией и Германией будут проходить без участия Украины – плохой знак.
Но это может быть обусловлено именно тем, что будут обсуждаться вопросы, связанные не только с Украиной – скорее всего, речь будет идти о Северном потоке-2 и дополнительных санкциях, которые ввели США и требуют их от ЕС. Кроме того, в последнее время от РФ звучит агрессивная риторика в сторону и США, и ЕС как структуры. И, конечно, Россия будет искать любые пути, чтобы вбить клин между Германией, Францией и США. Эти отношения и так никогда не были простыми, тем более сейчас, на фоне противоречий вокруг СП-2 они также остаются в полукризисном состоянии.
Что касается судьбы Украины, то, к сожалению, избитая фраза "переговоры об Украине без Украины" становится все более актуальной. Это свидетельствует о неэффективности и слабой позиции украинской переговорной группы – в первую очередь, президента, который отвечает за международное направление и МИД. Другого объяснения я не вижу.
Читайте такжеВ Кремле объявили о переговорах по Донбассу без участия УкраиныАнализируя текущую позицию РФ, я пока что не вижу с ее стороны стремления проводить в ближайшее время переговоры с участием четырех участников Нормандского формата. Эта позиция неизменна в течение, по меньшей мере, последних 6 месяцев. Она довольно четкая – они заявляют, что до того момента, пока Украина не предоставит отчет о выполнении якобы взятых на себя обязательств в рамках Минской переговорной группы и предыдущей встречи в Нормандском формате (а речь идет об имплементации формулы Штайнмайера в украинское законодательство), Россия не желает проводить дальнейшие переговоры, ибо не видит в них никакого смысла.
Возможная встреча Путина, Меркель и Макрона вызывает опасения, потому что во время нее лидеры стран могут выстроить консолидированную позицию по отношению к Украине и вместо поддержки со стороны Германии и Франции мы можем получить дополнительное давление с их стороны, в частности, по имплементации формулы Штайнмайера. Выполнить это не в состоянии ни одна власть (независимо от фамилии президента) и нас этим могут шантажировать. В первую очередь, этот шантаж будет ощутимым в дипломатическом диалоге Украина-Франция и Украина-Германия. Сначала он будет происходить не в публичной плоскости, но если украинская власть будет медлить с выполнением, то с дипломатического уровня шантаж перейдет на уровень публичной риторики. И тогда это будет далеко не в пользу украинских позиций в целом.
Георгий Тука, экс-заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц, бывший глава Луганской ВГА, специально для Главреда
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред