Окружной административный суд города Киева объяснил, почему решил, что проспектам Степана Бандеры и Романа Шухевича должны вернуть старые названия – Московский и Ватутина.
"Указанное решение принято судом из-за того, что была нарушена процедура по переименованию проспектов Московского и Генерала Ватутина. А также в связи с отсутствием надлежащего обоснования принятия данных решений. Также судом при рассмотрении указанного дела принят во внимание значительный общественный интерес, который отражен и в петициях против переименования, чего не было учтено Киеврадой во время совершения действий по изменению названия проспектов", - сообщается на сайте суда.
Там добавляют, что дело рассматривали с 2016-го по обращению двух общественных организаций "Еврейская правозащитная группа" и "Антифашистская правозащитная лига".
Киевляне не жаловались
Переименование проспектов не было тайным – смена названий долго открыто обсуждалась с киевлянами на сайте КГГА Е-місто. А голосование показало, что большинство – за Шухевича и Бандеру. И только после этого депутаты Киевсовета дали новые названия проспектам.
Секретарь Киевсовета Владимир Прокопив заверил Главред, что отменять свое решение не будут. И как только получат на руки решение суда, подадут апелляцию.
"И данное решение не вступит в силу, а проспекты будут носить те названия, которые им присвоила Киеврада. И даже если суд высшей инстанции поддержит это странное решение Окружного админсуда вернуть старые названия, то мы опять примем решение, что проспекты останутся Шухевича и Бандеры. Потому что для нас важно мнение людей, а киевляне проголосовали за такие названия", - сказал нам Прокопив.
Читайте такжеВ Украине требуют убрать из учебника упоминание о сотрудничестве Шухевича с нацистами
Он уточнил, что киевские власти не получали от физических лиц жалобы на переименования. Хотя суд уверяет, что был значительный общественный интерес.
"Никто из киевлян не жаловался. Только представители "антифашисткой организации", которая и обратилась в суд. Насколько мне известно, аргументация у них была такая: не было доказано, что фигуры, в честь которых переименовали проспекты, были выдающимися. Но я считаю, что решение суда – абсолютно политическое, оно не базируется на юридических основаниях. Почему принято только сейчас? Потому что - накануне выборы", - сказал нам Прокопив.
"Фашисты – пошли вон"
Главред выяснил, что обе организации зарегистрированы по одному адресу в Киеве – на ул. Щекавицкой, 29. Руководителем Еврейской правозащитной группы значится 72-летний Борис Фуксман, которого журналисты называют "медиамагнатом, давно покинувшим Украину и обосновавшимся в Европе".
Второю, "антифашистскую", организацию возглавляет Елена Бережная – мать народного депутата от Партии регионов Ирины Бережной, которая в 2017-ом погибла в аварии в Хорватии. У Бережной осталась дочь Даниела, отцом которой и является Борис Фуксман. Сейчас теща с зятем активно делят в судах имущество Ирины, которое она завещала своей дочери.
Елена Бережная из Луганска называет себя правозащитницей, она ньюсмейкер в российских СМИ – то ее преследуют сотрудники СБУ, то она защищает "невинных россиян", воевавших на Донбассе.
"Все только начинается, Московскому проспекту – быть, проспекту Николая Ватутина – быть! Фашисты – пошли вон из Киева", - сообщается на страничке Антифашисткой правозащитной лиги.
Также там много хвалебных записей, посвященных лидерам Оппоблока - Александру Вилкулу, Вадиму Новинскому и Евгению Мураеву.
Аргументация - "скорая помощь"
Юридического основания в решении суда нет, об этом сказал Главреду директор Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович.
"Уверен, что никаких юридических оснований для отмены решения Киеврады по переименованию – нет. Более того, суд очень долго длился, более трех лет. И мне кажется, что смена политической ситуации в стране и является причиной таких очень странных судебных решений. А отсутствие четкой позиции новой власти в вопросах национальной памяти провоцирует возможные попытки реванша со стороны пророссийских сил", – считает Вятрович.
Украинский институт национальной памяти тоже был вовлечен в судебный процесс – в качестве третьего лица.
"Мы были в курсе всех судебных заседаний, которые невероятно сильно затягивались. Думаю, что это делалось для формирования более благоприятной политической атмосферы. А Бережная периодически вызывала "скорую", якобы ей становилось плохо от переименований. Но никаких аргументов, кроме эмоциональных, за все время озвучено не было. Поэтому мы очень удивлены были таким решением суда", - сказал нам Вятрович.
По его словам, это может привести к противостоянию в обществе.
"Я абсолютно уверен, что украинская общественность не проглотит такие грубые и антизаконные решения. Тем более, что в теперешней войне они идут на пользу российскому агрессору", - резюмировал Вятрович.
Решения судей по указке - не исчезли
Скандальное решение вынесла судья Окружного административного суда Киева Олеся Чудак. Она начинала карьеру в Винницкой области в качестве консультанта в Гайсинском райсуде (в 2004-2005 годах), где работал судьей ее отец - Николай Брындак. А в 2010-ом Олеся Чудак стала судьей Винницкого административного суда.
Из декларации мы узнали, что супруг судьи Олеси Чудак работает в больнице Феофании (она находится на балансе Госуправления делами). А в документах больницы человек с таким же именем упоминается, как врач-хирург и онколог. Стоит отметить, в что этой больнице не лечатся простые смертные, а чиновники, депутаты, народные артисты и академики.
Примечательно, что там лечится и Бережная. В 2018-ом она после обысков СБУ лечилась в Феофании.
"Судья Чудак известна тем, что преследовала активистов Майдана", - об этом на своей странице в Facebook написал депутат Киеврады Юрий Сиротюк.
Правда, не уточнил, к каким именно событиям причастна служительница Фемиды.
Главред проверил реестр судебных решений дела судьи, но ничего связанного с Майданом не нашел.
Адвокат Небесной Сотни Виталий Титыч объясняет, что решения по активистам (задержанным или в отношении которых составлялись админпротоколы) принимали судьи районных судов. Но судьи Окружного админсуда Киева тоже отметились в "майдановских делах" – они своими решениями запрещали мероприятия и акции протестов. Но была ли среди них судья Чудак, правозащитник не помнит.
Но наш вопрос – поменялись ли судьи после Майдана и перестали ли они принимать политические решения, Виталий Титыч назвал риторическим.
"Два года я работаю координатором Общественного совета добропорядочности, который занимается судьями. Поэтому каждый день сталкиваюсь с подобными историями, причем с конкретными фамилиями. Во-первых, никто так и не ответил за политически-мотивированные решения, не только по делам майдановцев, но и за другие. За все это время не было не только дисциплинарных наказаний, а и пояснений никто не дал – ни один человек не объяснил, почему после вынесения нечестных решений он остается в судебной системе. Поэтому сама судебная система, и судьи отдельно после так называемой судебной реформы только закалились. Если еще в 2016-ом они действительно чего-то боялись, то потом им объяснили, что если перелягут из-под тех, кто раньше им диктовал, под условно новых граждан и дадут им "клятву верности", то будут аттестованы далее", - говорит Титыч.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред