В Офисе президента сообщили, что во время заседания Трехсторонней контактной группы стороны пришли к согласию относительно полного и всеобъемлющего прекращения огня на линии разграничения с 27 июля.
Начну с того, что Москва, как и раньше, не заинтересована в соблюдении перемирия, потому что именно она срывала все предыдущие попытки прекратить огонь на линии разграничения. Так как полное всеобъемлющее прекращение огня - это первый пункт минских соглашений, то идти дальше по комплексу мир мы не можем.
Ситуация такова, что Россия и далее на всех уровнях подгрупп ТКГ не оставляет попыток свести Украину к прямому диалогу с боевиками на Донбассе, и потому нынешние соглашения о перемирии, помимо выполнения сторонами обязательств по ним, следует рассматривать и с точки зрения игр со смыслами, то есть, попыток боевиков представить себя стороной переговоров.
Примечательно, что ещё во время переговоров, боевиками был опубликован документ, в котором, во-первых, сторонами военного противостояния определялись ВС Украины и формирования ОРДЛО, а во-вторых, в нем уточнялось, что соблюдение условий по прекращению огня должен так контролировать называемый совместный центр контроля и координации (СЦКК), причем с формулировкой "в действующем составе".
Читайте такжеПолное прекращение огня на Донбассе: у Зеленского рассказали о прорыве в переговорахНо для нас СЦКК - это то, чем он был изначально, то есть туда сначала входили украинские и российские военные, однако в 2017 году Россия его покинула, в надежде на то, что Украина начнет посредством этой платформы коммуницировать с боевиками напрямую. Хотя я напомню, что в ТКГ только три стороны - Украина, Россия и ОБСЕ в качестве посредника и боевикам там места нет.
Разумеется, мы не должны слепо принимать на веру то, что публикуют представители незаконных вооруженных формирований и хотелось бы видеть какие-то документы от официальных участников переговоров, так как несмотря на видеоформат, есть возможность фиксировать договоренности документально.
Тем не менее, если смотреть на ситуацию с украинской стороны,то трубить "перемогу", как это заранее сделали в ОП, пока рано - надо смотреть на результаты и на то, как будет внедряться эта инициатива.
Предыдущее перемирие не просуществовало и нескольких дней. И с этой попыткой, я убеждена, все произойдет точно также и тут мы должны понимать, что все попытки обращаться к ТКГ и созывать внеочередные заседания также вряд ли приведут к тому, что ситуация как-то резко изменится.
Тем более, что в последние недели мы наблюдали эскалацию, которая была чудовищной с точки зрения гуманитарного права. Ведь мы понесли потери не только со стороны бойцов - под обстрел также попали медики и группы эвакуации. Если вспомнить, то год назад, в самом начале отвода войск, также были обстреляны автомобили медиков. И это та тактика, к которой обращается Россия, как только Украина буксует в проявлении договороспособности.
Ведь условия и цели России остались без изменения и она последовательно их продавливает. В первую очередь, это вывод её самой за скобки процесса с целью закрепления нарратива о том, что Россия - якобы только посредник. Потому что ей нужно контролировать Украину через очаг дестабилизации в виде оккупированных территорий. И пока Россия не потеряла желания воевать, никакие договоренности не помогут.
Мария Кучеренко, аналитик Центра исследований проблем гражданского общества, специально для Главреда
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред