На фоне самых массовых протестов в Беларуси, которые проходили 15-16 августа в разных городах, Александр Лукашенко дважды говорил с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. После этих телефонных бесед белорусский батька заявил, что Россия при первом же запросе белорусских властей окажет "всестороннюю помощь по обеспечению безопасности Беларуси", в том числе военную, в случае внешней военной угрозы для республики.
При этом Лукашенко постоянно подчеркивает, что на Беларусь постоянно оказывается мощное давление извне – НАТО, западных соседей и даже Украины.
Главред поговорил с военным экспертом, полковником запаса Олегом Ждановым, чтобы выяснить, какова вероятность, что Россия станет помогать Александру Лукашенко подавить протесты, чем это опасно для Беларуси, а также почему, даже сохранившись у власти, батьке не придётся долго радоваться этому.
- Какова вероятность, что Россия станет оказывать военную помощь Лукашенко в подавлении протестов, вмешается в сложившуюся ситуацию?
- Россия уже вмешивается в ситуацию в Беларуси. У неё своя роль в белорусском протестном движении: она всячески пытается сохранить Лукашенко на его посту. Ведь Лукашенко нужен Путину у власти, как воздух. Во-первых, батька понятен Путину. Во-вторых, если сейчас помочь Лукашенко сохраниться у власти, то в отношении Москвы он будет куда более послушным, чем раньше. И тогда движение в сторону союзного государства России и Беларуси станет стремительным. Так что, если будет надо, Путин введёт войска в Беларусь.
К тому же, российские войска уже есть в Беларуси. Численность группировки российских войск там, по предварительным оценкам, составляет 14-16 тысяч человек. В Могилёве стоит российская авиагруппа, которая зашла туда ещё в 2014 году. А в 2017-ом после совместных российско-белорусских учений "Запад-2017" Россия "забыла" на территории Беларуси дивизию, и теперь она рассредоточена по семи полигонам.
Так что российские войска на территории Беларуси уже есть, однако Путин может их усилить.
Вагнеровцы, задержанные в Беларуси, были козырем Лукашенко. Ведь Путин не совсем контролирует ЧВК "Вагнер".
- То есть Лукашенко отдал вагнеровцев России взамен на обещание Путина помочь ему остаться у власти?
- Да, совершенно верно. Путину будет очень интересно выяснить, кто же в России отдал приказ отправить в Беларусь вагнеровцев... Так что теперь этим людям предстоит давать показания в России.
Для Лукашенко задержанные вагнеровцы были козырем, ведь он мог отдать их Украине.
Если бы в Украине этим людям официально были выдвинуты обвинения об убийстве украинских граждан на Майдане в Киеве, то это было бы существенно: это – иностранные граждане, и Россия тут окажется не в самом лучшем свете.
Вот Лукашенко и использовал этот козырь в переговорах с Путиным. В результате они очень быстро договорились и нашли общий язык.
- Если Россия вмешается и окажет помощь Лукашенко, и он на какой-то период сможет сохраниться у власти, то чем это будет чревато для Лукашенко? Чем – для Беларуси? Потерей суверенитета?
- Да, Беларуси это грозит полной потерей суверенитета. Если Лукашенко сейчас усидит, то он удержится у власти максимум на год-два – пока не подпишет все документы о вступлении Беларуси в союзное государство.
Кстати, ведь в своё время Лукашенко и Путин разругались именно из-за этого. Всё было готово к созданию союзного государства ещё 2018 году: и единая рублёвая зона, и новый союзный договор. Путин хотел сделать себе подарок к президентским выборам, но Лукашенко всё ему испоганил и пошёл в отказ. Теперь, воспользовавшись ситуацией, Путин сможет провернуть желаемое ускоренными темпами. Тогда он предлагал Лукашенко возглавить парламент союзного государства, что, видимо, сильно оскорбило батьку – он, как мне кажется, рассчитывал, как минимум, на должность премьер-министра. Именно из-за этого и разошлись пути-дороги Лукашенко и Путина.
Так что для Беларуси сохранение Лукашенко у власти с помощью России чревато вхождением в новый Советский Союз.
- Как это будет воспринято белорусским народом?
- Подавляющее число белорусов – за Россию. Да, Лукашенко им надоел, но, с другой стороны, они понимают и все плюсы, которые есть при нём: и бесплатная медицина, и прекрасные дороги, и ВВП на душу населения в три раза больше, чем в Украине, и хорошие зарплаты, и хорошие пенсии. Они всё это прекрасно понимают.
Читайте такжеПиррова победа Лукашенко: что будет с Беларусью, если батька останетсяВедь на что давит белорусская оппозиция? На жестокость режима Лукашенко, в том числе при подавлении протестов. На жестокость ОМОНа, который действовал очень грубо. Упор именно на это делался потому, что ничего другого на Лукашенко просто нечего повесить.
Пересажал оппозицию? Как говорят сами белорусы: "Так а чего они воду мутили! Зачем нам тот Запад?". Когда в 2015 году я приезжал в Минск, все, кого бы я ни встретил, у меня спрашивали: "Что вы на этот Запад прётесь? Зачем вам это? Мы с Россией – это сила. И вы должны быть с нами. Да бросьте вы всё это". Потому я бы смело говорил о том, что позиции Лукашенко в Беларуси по-прежнему довольно устойчивые.
Тихановскую Лукашенко не видит в упор. Да и сама Светлана Тихановская, похоже, боится – деньги же, очевидно, она взяла (у Запада, – Ред.): на первом митинге он стояла в джинсах и футболке, а сейчас появляется в костюмчике за тысячу евро, как минимум. Видимо, её периодически дожимают, и она начинает говорить что-то новое: то "дети дороже", то теперь она уже готова стать лидером нации.
Так что Лукашенко удержится. Путин ничего не делает без политических преференций. Можно не сомневаться, что он выжмет из Лукашенко максимум. А, если всё пойдет по задуманному ими плану, то через год мы увидим Советский Союз 2.0.
- Однако те десятки тысяч людей, которые вышли на митинг в белорусских городах 15-16 августа, вряд ли будут в восторге от идеи союзного государства, вряд ли молчаливо согласятся на такое сближение с Россией и утрату суверенитета Беларусью. Не выльется ли это в гражданское противостояние в Беларуси?
- Думаю, что нет. Для сравнения Майдан Незалежности в Киеве вмещает 50 тысяч человек – в Минске было меньше людей, просто они стояли с соблюдением социальной дистанции, и их казалось много. Посмотрите фотографии людей крупным планом – между ним расстояние по метру. По оценкам третьих сторон, вчерашние митинги – что за Лукашенко, что против него – примерно были паритетными, по 40 тысяч человек.
Против Лукашенко в основном выходит молодежь, которая смотрит на Запад, которая хотела бы поехать в Европу и ездит в Польшу на заработки. Они рискуют наступить на те же грабли, что и мы. Мы думали, что Европа – это образчик демократии, оказалось, что там коррупции даже больше, чем у нас.
- То есть гражданских конфликтов в Беларуси на этой почве не будет?
- Скорее всего, нет. В течение буквально недели будет переломный момент, и станет ясно, удержится ли Лукашенко. Я думаю, что удержится. Ведь, посмотрите, протест не остался стоять на главной площади Минска, там не стали, как украинцы, сразу строить баррикады. И минчане не понесли ночью протестующим медикаменты, еду, кофе и чай, как это было в Киеве. Там нет массовой поддержки этого протестного движения. Пенсионеры? Они все за батьку. Работяги? Точно так же.
Читайте такжеКризис в Беларуси закончится международным договорняком- Судя по забастовкам на заводах и предприятиях, далеко не все работяги в Беларуси – за Лукашенко…
- Не совсем так. На БелАЗе 20 тысяч рабочих, но на забастовку вышла всего тысяча человек…
- Тысяча – это тоже не мало.
- Не факт, что и из этой тысяч – все рабочие завода. То, что все бастующие надели белазовские спецовки и каски, ещё ни о чем не говорит.
Единственная организация, на которую они могли опереться – это профсоюзы, с помощью которых можно выводить людей на протест, забастовку. Все остальные рабочие пока на стороне государства, и никто не пытается с ним бороться, бастовать.
16 августа появилась информация о том, что начались аресты зачинщиков, что тоже может охладить пыл бастующих.
Потому я думаю, что Лукашенко удержит ситуацию, но ему придется разменять Беларусь на власть. Два года президентства Лукашенко будут стоить суверенитета Беларуси.
Он не сдаст позиции, не в последнюю очередь потому, что Кремлю ни в коем случае нельзя потерять Лукашенко, ведь тогда Россия потеряет Беларусь полностью.
Однако если сейчас Беларусь слетит с орбиты Кремля, то у нас есть шанс, что она войдёт в Балтийско-черноморский союз, и будет уже не Люблинский треугольник, а Люблинский квадрат или прямоугольник. Идёт война не на жизнь, а на смерть.
- Высказывались мнения о том, что в случае, если сейчас попытаются реализовать идею союзного государства, Беларуси может сложиться такая ситуация: области Беларуси, находящиеся на границе с Литвой или Польшей, могут попытаться отделиться от этого союзного государства и объявить себя независимыми от него. Насколько вероятным вы считаете такой сценарий?
- Вы хотите спросить, не будет ли в Беларуси "парада суверенитетов"?
- Да.
- Такое в Беларуси вполне возможно. Потому что Запад постарается оторвать хотя бы что-то, если будут пытаться реализовать план СССР 2.0.
- Для чего Западу отдельные области Беларуси?
- Будет такой же вариант, как в Украине: создание анклава, которым страна будет держаться в подвешенном состоянии, при этом анклав не отрывается от неё полностью. Это отработанные лекала ещё с Приднестровья. В Грузии Россия допустила ошибку, признав независимость Абхазии и Южной Осетии, а все остальные – на растяжке. Если вдруг государство заявляет: "Ладно, забирайте. Мы согласны с этой потерей", то Россия начинает говорить: "Подождите, как же так? Это же ваши территории и ваши граждане!". Такие анклавы – это удобный "короткий поводок".
Читайте такжеУ Беларуси есть два сценария: плохой и плохойТак что нынешняя ситуация чревата для Беларуси в том числе и "парадом суверенитетов". У Украины даже положение получше, чем у Беларуси: у нас уже есть гарантии по безопасности. Когда Дуда и Помпео подписывали военный договор между Польшей и США, польский президент чётко сказал, что этот договор будет гарантией безопасности для Польши и Украины. Так что, если Путин предпримет какие-то военные операции против Украины, патроны нам будут подносить натовцы: американцы, а сейчас – уже и поляки.
- Как вы оцениваете позицию украинской власти на события в Беларуси? Считаете ли вы правильным, что официальный Киев так абстрактно и невнятно комментирует всё, что связано с протестами и выборами у наших соседей?
- Конечно же, эта позиция неправильная. С точки зрения международного права, Зеленский должен был чётко выразить позицию Украины, чтобы не было этого "ни рыба, ни мясо".
К тому же, совершенно очевидно, что президентские выборы в Беларуси состоялись недемократическим путем, с грубым нарушением демократических процедур – этот момент украинская власть могла бы осудить.
Но, я так понимаю, Украине Запад дал команду не вмешиваться, никак не проявляться, держать четкий нейтралитет. Может быть, это делается из соображений безопасности – чтобы этим не могла воспользоваться Российская Федерация. Потому что, если Украина займёт позицию белорусской оппозиции, Россия может начать вставлять нам "палки в колёса", а если Украина открыто поддержит Лукашенко – этого не поймёт Запад. Потому, может быть, действительно Украине лучше просто молчать, надев медицинскую маску.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред