Какими будут последствия взрыва в Бейруте для Ливана и региона

5 августа 2020, 15:10обновлено 5 августа 2020, 18:10
1048
На теме бейрутского взрыва будут паразитировать многие, что обострит региональное противостояние между государствами, которые ведут борьбу за влияние на Ливан.
Взрывы в Бейруте
Если кто-то из международных игроков, комментируя взрыв в Бейруте, задаст конфронтационный тон, это может вызвать очередную волну обострения, но уже на территории Ливана / twitter.com ajplus

Выводы о причинах мощнейшего взрыва, который произошел в столице Ливана – Бейруте, еще делать рано. Однако наиболее правдоподобной пока что выглядит предварительная рабочая версия: пожар, который разгорелся на складе, затронул взрывоопасные вещества-конфискат, хранившиеся там, и вся эта смесь дала взрыв огромной силы.

Информации, которая подтверждала бы какую-либо другую версию, пока что нет. Звучащие предположения об атаке или диверсиях – просто слова. Например, заявление Дональда Трампа о том, что Бейрут атаковали, и там взорвалась бомба, не было подкреплено никакими фактами. Я бы не обращал внимания на подобные слова, пока не будут предоставлены серьезные доказательства и факты, указывающие на возможность атаки.

Ливанское правительство обещало, что в течение 48 часов следственная группа, о формировании которой объявили сразу после взрыва, предоставит свои предварительные выводы о причинах пожара и обстоятельствах взрыва: что именно взорвалось, когда, что это был за конфискат, у кого его забрали, и почему все это хранилось на складах. Ведь главный вопрос, который задают ливанцы, состоит в следующем: если на складе действительно лежали взрывчатые вещества, которые были конфискованы, то почему они там лежали несколько лет подряд?

видео дня

Следует признать, что атака на Бейрут и ситуация, которую мы наблюдаем сейчас, интересны всем внешним силам, которые борются за влияние на Ливан. Как минимум, они заинтересованы раскручивать эту историю в своей информационной повестке, что с момента взрыва и происходит. Например, околосаудовские СМИ раскачивают версию о том, что в этом порту был чуть ли ни ракетный арсенал Хезболлы, который и рванул. В то же время источники, связанные с Хезболлой, утверждают, что это была диверсия либо теракт Израиля или США. То есть разные стороны противостояния раскручивают эту ситуацию в нужном им русле.

Выйдет ли все это за пределы информационных войн? Думаю, пока нет. Потому что пока недостаточно информации, чтобы что-то утверждать и переходить к практическим действиям. Пока все будет оставаться на уровне слухов и конспирологических теорий.

Какими будут последствия взрыва в Бейруте? Эти события однозначно приближают момент отставки ливанского правительства. В Ливане и до взрыва было немало проблем, связанных с экономикой, социальной политикой – со всем. А восстановление ливанской столицы после взрыва станет дополнительным серьезным испытаем для правительства. Ведь уже сейчас остро стоит несколько вопросов, на которые у ливанского правительства ответов нет.

Во-первых, как финансировать восстановление Бейрута? У Ливана денег нет, это факт. В марте был объявлен дефолт, потому не ясно, как это будет делаться.

Во-вторых, как быстро накажут виновных? Атмосфера в ливанском обществе крайне наэлектризована, потому все будут искать виновных, чтобы наказать их. Это будет серьезный тест на способность правительства выполнять свои базовые функции. Но, учитывая сильнейший кризис, который сейчас переживает Ливан, есть риск, что правительство не сможет этого сделать и будет вынуждено уйти в отставку гораздо раньше, чем ожидалось.

В-третьих, разрушение порта Бейрута может повлечь региональные перестановки, потому что он был одним из ключевых международных портов, с точки зрения, морской логистики и инфраструктуры в Восточном Средиземноморье. Пока не ясно, на долго ли порт в Бейруте вышел из строя. Однако, как бы цинично это ни звучало, но разрушение этого порта может стать хорошими новостями для конкурентов в Израиле, Турции и на Кипре. Ведь некоторые транспортные грузопотоки должны будут перетянуть на себя другие порты, исходя из коммерческих интересов. Ведь порт Бейрута не сможет принимать большое количество кораблей после произошедшего.

Плюс – это репутационный удар. Если история о 2750 тонн нитрата аммония, который хранился в порту на складах на протяжении почти семи лет, окажется правдой, то это будет полный треш! Сразу возникнет вопрос об адекватности местных властей, потому что кто, вообще, хранит такие вещества так долго в порту, где работают люди, почему их не перевезли в безопасное место…

Кроме того, заявление Трампа о взрыве в Бейруте подталкивает к выводу о том, что теперь обострится региональное противостояние между Ираном и Штатами, а в более широком смысле – между блоками государств, которые ведут борьбу за влияние на Бейрут. Ведь, кроме Ирана и США, там играют Израиль, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Турция и Сирия. На этой теме будут паразитировать многие, что может существенно обострить региональное противостояние, особенно если разные внешние силы будут и дальше пушить свой нарратив, как, например, Трамп – про бомбу, атаку, с намеками на конкретных людей… Мы не знаем, продолжит ли Трамп такую свою риторику, но уже эти его слова наталкивают на мысль, что, если кто-то из игроков задаст конфронтационный тон, это неминуемо вызовет очередную волну обострения, но уже на территории Ливана. Нельзя разбрасываться такими заявлениями, тем более, что все прекрасно понимают, кого Трамп имел в виду, учитывая зацикленность его внешней политики на Иране. Такие слова могут вызвать ответную реакцию. Трамп известен тем, что на агрессию он отвечает агрессией – ему не свойственно жать на тормоз.

Потому – вопрос: выйдет ли все это за пределы публичной риторики и словесной перепалки? Пока что не заметна готовность сторон к практическим шагам. Но позиция США была очень странной с момента взрыва. Штаты сразу заявили о том, что готовы оказать помощь Ливану: сначала было соответствующее заявление центрального командования, через несколько часов – Вашингтона, а потом… это странное заявление Трампа.

К тому же, в день взрыва Вашингтон объявил, что США вводят новый пакет санкций в рамках "Акта Цезаря". "Акт Цезаря", конечно, напрямую не связан с Ливаном, но эти санкции в том числе бьют по Ливану, по его банковскому сектору. Может быть, это между собой и не связано, но ассоциация – есть. Ведь Штаты анонсировали санкции прямо на фоне взрыва.

Естественно, у многих ливанцев все это вызвало крайне негативные чувства. Потому сразу пошла вся эта конспирология и разговоры о том, что все это – часть экономической войны США. Естественно, этим будет пользоваться та же Хезболла, говоря, что она была права в том, что американцы всем им только зла и желают.

Что касается разговоров о том, что в Бейруте, возможно, случился ядерный взрыв… Все увидели на кадрах с места событий характерный "гриб" и решили, что это была атомная бомба. На это могу сказать одно: комментаторы – очень впечатлительные люди. И, если бы это был атомный взрыв, то всего Бейрута вместе с окрестностями уже бы не было.

Так что – нет, конечно, о ядерном взрыве не может быть и речи. К тому же, свой эффект имела эмоциональная реакция губернатора Бейрута, который сразу после взрыва приехал на место происшествия. Он отреагировал слишком эмоционально, даже заплакал и сказал, что это прям Хиросима и Нагасаки… Однако такая ассоциация – это перебор. А люди, которые не знали, что и думать после случившегося, восприняли эту эмоциональную реакцию слишком буквально.

Хотя, следует отметить, власти Ливана предупредили, что в воздухе могут быть токсичные вещества, а это косвенно подтверждает разговоры о том, что на складах были какие-то химикаты. Как бы там ни было, ливанцев обязали надевать два вида масок: и "коронавирусные", и чтобы уберечься от этих химикатов.

Илия Куса, эксперт по вопросам международной политики и Ближнего Востока Украинского института будущего, специально для Главреда

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама
Новости партнеров
Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять