Сегодня православные и греко-католики отмечают Третий, Ореховый спас

В этот день в Константинополь был перенесен Нерукотворный образ Иисуса Христа на полотне.

Сегодня православные и греко-католики отмечают Третий, Ореховый спас

Сегодня, 29 августа, православные и греко-католики отмечают Третий – ОреховыйСпас. В этот день в Константинополь был перенесен Нерукотворный образ Иисуса Христа на полотне. В народе этот день начинали сбор орехов.

Третий Спас (Малый Спас, Нерукотворный образ, "Спас на полотне", Холщовый Спас, Хлебный или Ореховый Спас) - народное название праздника православной церкви, посвященный Иисусу Христу - Спасителю (Спасу).

Установлен церковью в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа.

Согласно древнему преданию, основанному на документе, найденному в IV в. Евсевием Кесарийским в Эдессинском архиве, властитель месопотамского города Эдессы Авгарь страдал проказой; желая избавиться от поразившей его неизлечимой болезни и зная об исцеляющих способностях Иисуса Христа, он послал к Спасителю живописца Ананию с письмом, в котором просил Господа придти и исцелить его. Господь обещал послать к князю одного из своих учеников, а все попытки Анании написать образ Иисуса Христа остались безуспешными. Тогда Господь попросил подать ему полотно и отер свое лицо. На полотне отпечатался его лик. По воскресении Христа, апостолом Фомой был послан один из 70 учеников Христа Фаддей, который с помощью Нерукотворного образа Спасителя исцелил царя от тяжелого недуга и распространил там христианство.

В 944 году, в царствование Константина Багрянородного, Эдесский образ был перенесен в Константинополь, тогда же и было установлено празднество в честь этого.

Позже с изображения Христа было написано множество икон, которые носили названия "Спас на полотне", "Спас Нерукотворный".

В народе Третий Спас, кроме названия "Спас на полотне", носил наименование "Спас на холсте", либо "Холщовый Спас", так как в данный праздник происходили ярмарки, на которых торговали полотном и холстами. К этому дню в некоторых местах приурочивались дожинки и обряды, связанные с последним именинным снопом, поэтому и называли Третий Спас – "Хлебным".

В день Третьего Спаса крестьяне совершали "досевки", т.е. сеяли озимую рожь. После общей домашней молитвы хозяйки провожали мужей на поля с хлебом и солью; при этом на телегу укладывали три снопа, а сверху помещалась предназначенная для посева рожь в мешках. На поле засевальщиков встречали ребята с гречневой кашей. После посева озимого зерна пирог и каша съедались всей семьей.

Называли Третий Спас и ореховым, так как к этому дню поспевали лесные орехи и начинался их сбор. В назначенный день в лесу расстилали ковер и "веретья", от которых все женщины, дворовые люди, горничные девушки расходились для сбора орехов, последние складывались в фартуки, а позже высыпались на разостланные предметы. Работа по сбору орехов могла продолжаться и несколько дней. По народным представлениям, урожай орехов предвещал будущий урожай ржи.

В городах с этого дня начинались "великоденские" гулянья.

Напомним, 19 августа правосланые и грекокатолики отмечали Яблочный спас, а 14 августа - Медовый спас.

Реклама
Поддержите Главред

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять