©2002-2025, Онлайн-медиа Главред - GLAVRED.INFO. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ. 04080, г. Киев, ул. Кириловская, дом 23. Телефон — (044) 490-01-01. Адрес электронной почты — info@glavred.info. Идентификатор онлайн-медиа в Реестре cубъектов в сфере медиа — R40-01822. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агенство ГЛАВРЕД, в каком-либо виде запрещено. Использование материалов «Главред» разрешается при условии ссылки на «Главред». Для интернет-изданий обязательна прямая, открытая для поисковых систем, гиперссылка в первом абзаце на конкретный материал. Материалы с плашками «Реклама», «Новости компаний», «Актуально», «Точка зрения», «Официально» публикуются на коммерческих или партнерских началах. Точки зрения, выраженные в материалах в рубрике "Мнения", не всегда совпадают с мнением редакции.
А что касается бунтов, то, к сожалению, они возможны.
Есть еще один важный фактор – миллионы украинцев-заробитчан возвращаются из Европы в Украину, где они не имеют никакой постоянной работы. Они составят новую дополнительную армию безработных. И деньги у них скоро закончатся. Правительству нужно было бы предпринимать активные усилия для увеличения занятости. Но, к сожалению, такой программы пока нет.
Так что, действительно, мир становится другим. Я думаю, что коронавирус запустил процесс восстановления изолированных национальных государств, привел к возрождению политики протекционизма, когда каждое государство начинает защищать исключительно свои национальные интересы. Глобализация переживает крупнейший кризис в своей истории. Не исключаю, что результатом этих изменений может стать распад Евросоюза.
Украинской власти нужно вовремя понять современные тенденции и тоже перейти к политике защиты своих национальных интересов и обеспечения прав украинцев. Нам нужна политика экономического национализма, т.е. протекционизма.
Может ли эпидемия коронавируса послужить основанием для такой отмены санкций? Я сильно сомневаюсь. Скорее всего, эти вопросы будут решаться другим путем, например, в ходе имплементации Минских соглашений и реинтеграции неподконтрольных территорий Донбасса под контроль Украины, разрешения вопроса Крыма и других спорных и острых вопросов в международных отношениях.
Неизбежно пострадает и производство вследствие мирового кризиса и уменьшения спроса на продукцию. Поэтому сократится украинский экспорт. У нас уже начался существенный спад экспорта металлургической продукции. На повестке дня – ограничение работы металлургических комбинатов, а, возможно, и прекращение работы некоторых из них. То же относится и ко всем другим производственным предприятиям, в том числе всельском хозяйстве.
Вообще, падение спроса в мире сопровождается падением спроса на сырье. Поскольку Украина является страной, ориентированной на производство сырья, украинская экономика сильно пострадает.
В ближайшее время стоит ожидать развития тяжелого кризиса бюджета, который не будет выполняться по доходам, а, соответственно, и по расходам. А это повлечет за собой существенное снижение жизненного уровня украинцев.
Поэтому есть очень серьезная проблема, и должна быть государственная программа по решению вопроса безработицы для заробитчан. Пока такой программы нет.
Что же касается влияния этих процессов на курс гривны, то известно, что заробитчане переводили ежегодно в Украину примерно 13 миллиардов долларов. Теперь этот приток валюты прекратится. Конечно, в этих условиях дальнейшее обесценивание гривны, ее девальвация становится неизбежным.
Многие украинские граждане объясняют свое поведение тем, что они смотрят на поведение европейцев: раз в Европе в магазинах дерутся за туалетную бумагу, значит, это – действительно то, что спасает. Некоторые даже попытались делать из туалетной бумаги защитные маски…
Если говорить серьезно, то нельзя поддерживать никакие проявления паники и массового психоза. Граждан нужно успокаивать. Им нужно объяснять, что эпидемия коронавируса, судя по многочисленным заявлениям специалистов, это ничто иное, как необычная и новая для нас форма гриппа, которая в основном затрагивает и проявляется в тяжелой форме у пожилых и имеющих хронические заболевания людей. Поэтому карантинные мероприятия следовало проводить с ориентацией на защиту этих групп риска.
Психоз, конечно же, не является оправданным. Тем более, что правительство решило не прекращать работу магазинов, которые продают продукты питания, хозяйственные товары, также продолжают работать заправки и аптеки. В центре внимания сейчас должно быть обеспечение аптек необходимыми лекарствами. А, к сожалению, появляются сообщения о перебоях в поставках некоторых лекарств. На этой задаче нужно сосредоточиться и гарантированно обеспечить граждан всеми необходимыми медикаментами в достаточных объемах, не говоря уж о необходимости обеспечения всеми необходимыми средствами дезинфекции, защитными масками и другими средствами, позволяющими проводить эффективные карантинные мероприятия.
Я уже неоднократно говорил о том, что считаю принятые карантинные меры, которые затрагивают экономику, чрезмерными и такими, которые будут иметь долговременные негативные последствия. Сейчас все зависит от того, насколько адекватно и объективно власть сможет оценить складывающуюся ситуацию. А ведь когда люди при власти некомпетентны, они сами становятся жертвами массового психоза, идущего через СМИ, и принимают неадекватные решения.
Ведь некоторые меры, которые являются избыточными, можно было бы отменить уже сейчас. И тогда на восстановление экономики понадобилось бы меньше времени.
Смотрите на Беларусь, где нет карантинных мероприятий, на Британию, где сосредоточились на защите только людей, входящих в группы риска, на трезвую Швецию и вообще Скандинавию, где, похоже, короновирус вообще не уважают и даже игнорируют.
Поэтому украинская экономика опомнится, когда мы все, включая власть, сможем выйти из ситуации массового психоза.
Потому Украине нужно избегать осуществления такого шага и передачи власти в руки некомпетентных людей. А то будет, как с транспортом в Киеве.
Мы можем видеть, как падение курсов акций на всех мировых биржах создает условия для перераспределения собственности на экономические объекты по всему миру. Возможно, кто-то скупает эти акции по низким ценам.
Мы видим, как эпидемия коронавируса привела к резкому падению спроса на нефть и падению цены на нефть. И теперь начался процесс перераспределения мирового энергетического рынка. Все мировые СМИ говорят о том, что началась война между Саудовской Аравией, Россией и другими странами-членами ОПЕК против США, которые благодаря добыче сланцевой нефти стали крупнейшей нефтедобывающей страной мира. При падении цен на нефть добыча сланцевой нефти на сегодня стала экономически невыгодной. Предполагается, что добычу сланцевой нефти в США ожидает тяжелый кризис и массовые банкротства. И, возможно, страны ОПЕК и Россия благодаря этому увеличат свою долю на мировых рынках.
Точно так же, в итоге, США лишатся своего проекта передела газового рынка в Европе. Экспорт американского сжиженного газа станет экономически невыгодным, а это повышает роль «Северного потока-2» и увеличивает влияние России в Европе. Да и у Путина появляются дополнительные аргументы в переговорах с Трампом.
Скорее всего, с этой точки зрения, происходящее – это новая форма глобальной экономической войны. А коронавирус явился только поводом для раскрутки этой войны.
Естественно, все это будет порождать теневой рынок товаров, когда тот бизнес, который уже завез товары, будет пытаться продать их нелегально, а новые товары уже будут завозиться контрабандой. Для обслуживания теневого рынка нужны возрастающие массы наличных денег. Поэтому начался массированный отток денег из банковской системы, в том числе и в валюте.
Словом, деньги пойдут мимо кассы и мимо государственной казны. Все это приведет к резкому уменьшению платежей и налогов в бюджет.
Что можно было бы сделать на сегодня? Снять неоправданные ограничения на работу торговли. Надо восстановить и работу тех магазинов, в которых не бывает наплыва покупателей, не бывает большой концентрации людей на квадратном метре, как в тех же автомобильных салонах, ювелирных магазинах, магазинах, торгующих одеждой, и многих других.
Введение ограничений на их работу – это явный перегиб. Отмена этих ограничений позволила бы получать налоги и смягчить дальнейшие последствия кризиса.
Россия обеспечила свою продовольственную безопасность, на 99% покрывая потребность в продовольствии за счет собственного производства. Россия стала крупнейшим в мире экспортером зерна, провела огромную программу импортозамещения в промышленности, избавившись, в частности, от зависимости от Украины в поставках авиационных и судовых двигателей и большой номенклатуры комплектующих в оборонно-промышленном комплексе. Российские власти считают, что они способны эффективно работать в условиях резкого снижения цен на нефть в период от четырех до десяти лет.
Что касается обнуления президентских сроков Путина, то это делается для того, чтобы дать ему еще два срока возглавлять Россию. При очень высоких рейтингах Путина, скорее всего так и будет.
Кроме того, любые законы, принятые Верховной Радой, не вступают в действие сразу – они должны быть также подписаны президентом. Поэтому в руках нашей государственной власти в лице президента и Кабинета министров находятся все рычаги для того, чтобы воспрепятствовать принятию парламентом непопулярных и вредных решений.
Что касается сотрудничества с МВФ, то я думаю, что Фонду нужно объяснить форс-мажорный характер ситуации в Украине. Если Запад позитивно относится к Украине, ценит роль Украины в борьбе с Россией на стороне Запада, он должен обеспечить кредитование Украины деньгами МВФ без каких-либо условий: без условия принятия закона о продаже земли, без условия принятия «антиколомойского» закона и без любых других условий. Вот и посмотрим, как «Запад нам поможет».
Например, в Украине на сегодня от коронавируса умерло два человека. Но возникает вопрос – а сколько людей умерло от того, что власть приняла решение отменить все плановые хирургические операции в стране? У скольки человек неудаленная вовремя онкологическая опухоль приведет к переходу онкологического заболевания в более сложную неизлечимую стадию? И таких вопросов можно задать очень много. А о негативном влиянии “карантинных” мер на экономику я уже сказал.
Сейчас этот курс возвращается к своему рыночному уровню. Приток спекулятивного капитала прекратился и начался его отток, поэтому гривна падает.
Кроме того, на курс гривны оказывает большое воздействие паника, которая искусственно раскручивается вокруг эпидемии коронавируса. А в условиях паники наши граждане склонны не доверять гривне и хотят уйти в доллар, как в более устойчивую мировую валюту. То же самое делает бизнес. Поэтому искусственный рост спроса на доллары является другим важнейшим фактором, ведущим к девальвации гривны.
Дальнейшее обесценивание гривны зависит от того, насколько сильный ущерб украинской экономике будет нанесен проводимой украинской властью политикой.
Однако я не думаю, что эти размышления соответствуют действительности. На сегодня нет никаких оснований считать, что коронавирус создан кем-то умышленно и нацелен на истребление пожилого населения планеты. Тем более, что коронавирус впервые был открыт в 1965 году и с тех пор было выявлено и изучено 40 разных видов коронавируса. Скорее всего, в результате мутаций просто возник сорок первый вид.
Украина отказалась от этих крайне выгодных направлений сотрудничества с Россией, как известно, вследствие конфликта между РФ и Украиной в связи с известными событиями в Крыму и на Донбассе.
Заметьте, что бо́льшую часть проектов законов в сфере регулирования экономики готовит именно Министерство экономики.
Заробитчане – это не основа экономики Украины. Это – к сожалению, временный выход из ситуации для людей, которые не могут найти себе работу в украинской промышленности. Я думаю, что при эффективной работе украинского правительства и росте заработных плат в Украине эти люди вернутся на свое место в украинской экономике.
Что же касается отношений между Россией и Китаем, скорее всего, они будут развиваться, как и прежде, в позитивном ключе. Россия однозначно выдержит этот кризис, хотя тоже не избежит потерь.
А как Китай себя будет вести дальше в целом, сложно сказать. Нельзя не отметить, что Китай тоже понес огромные экономические потери вследствие пандемии коронавируса. Уровень падения китайского ВВП оценивается в 18%. Это – необычайно много, и это нелегко компенсировать. Думаю, что Китаю сейчас не до внешней экспансии.
Что нужно делать в связи с угрозой дефолта сейчас? Прежде всего, нужно уже начинать переговоры с кредиторами об условиях возможной реструктуризации долгов, об отсрочке выплат или частичном списании. Основания для этого, конечно же, есть, потому что пандемию коронавируса придумала не Украина – ее объявила Всемирная организация здравоохранения. Весь мир борется, и Украина делает примерно то же самое, что и другие страны мира. Если украинскую власть на Западе хоть сколь-нибудь уважают, ей будет достаточно несложно добиться каких-то условий по реструктуризации наших долгов, а, возможно, и частичного их списания. Если это получится, это будет позитивом.
Объявлять дефолт в одностороннем порядке без каких-либо переговоров и просто заявлять, что Украина отказывается платить – это, конечно, приведет к катастрофическим последствиям. В этом я с украинскими экономистами согласен.
Я люблю Квартал 95, но люблю его на сцене дворца «Украина», а не в системе власти. В конце концов каждый должен заниматься своим делом – тем делом, на которое он учился и которому посвятил свою жизнь.