На сайте "Главред" состоялся чат с главой Синодального информационно-просветительского отдела Украинской православной церкви (Московского патриархата) протоиереем Георгием Коваленко. Общаясь с читателями, он рассказал, какую позицию занимает Украинская православная церковь Московского патриархата в нынешнем конфликте на Донбассе, о жизни православных церквей в оккупированном Крыму, выборах нового главы УПЦ МП, а также том, каким должен быть новый предстоятель церкви.
Представляем стенограмму чата с протоиереем Георгием Коваленко.
Artem Levchenko:Отец Георгий, сегодня по вине недобросовестных СМИ, политиков и просто агрессивно настроенных людей в обществе разжигается рознь, а прихожане Украинской православной церкви Московского патриархата подвергаются нападкам – только из-за своей принадлежности к якобы "московской" церкви. Что делать тем, кого попрекают? Отмалчиваться, оправдываться или вступать в дискуссию? Какие аргументы лучше приводить, чтобы пресекать нападки и при этом сохранять мир между людьми? Спасибо за ответ!
Протоиерей Георгий Коваленко: Преподобный Серафим говорил: "Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся". Вступать ли в дискуссию или смиренно промолчать – это Ваш выбор. Но если Вы уж вступили в дискуссию, то вспомните о тех словах преподобного Серафима, которые я Вам напомнил вначале. И, помните, что не обязательно идти в фарватере вопросов, навязанных пропагандой. Вы должны для себя сформировать главные мысли и ответы на главные вопросы. При этом руководствуйтесь Евангелием и голосом Церкви.
Omega:Что сейчас является самыми принципиальными противоречиями между Московским и Киевским патриархатами? Что мешает объединению православных церквей?
Протоиерей Георгий Коваленко: Главным препятствием является уже произошедшее разделение. Вот уже более 20 лет мы вынуждены постоянно объяснять, почему православные в Украине не вместе. А мешает восстановлению единства Украинского Православия то же, что его разделило – политика и заполитизированные люди, в т.ч. и среди духовенства и верующих.
Omega:С какими вызовами в первую очередь столкнется новый глава Украинской православной церкви?
Протоиерей Георгий Коваленко: Главный вызов у Церкви тот же, что и у всего народа Украины – вооруженный конфликт на востоке Украины. Поэтому миротворческая и гуманитарная миссии Церкви в этой ситуации, безусловно, есть и будут приоритетными.
Omega:Что, на ваш взгляд, точно изменится в Украинской православной церкви, взаимоотношениях между церквями с уходом Блаженнейшего митрополита Владимира? Спасибо.
Протоиерей Георгий Коваленко: Для нас, духовенства и верующих Церкви, Блаженнейший был "господином и отцом" (так мы его поминали за каждым богослужением). После избрания нового Предстоятеля его будут так именовать. При этом для многих, предстоятелем-господином (в административном и иерархическом смысле) будет он, а вот предстоятелем-отцом, наряду с новоизбранным, будет продолжать оставаться Блаженнейший, который, верим, продолжает молиться и заботиться о нашей Церкви и у Престола Божьего в Царствии Небесном. При этом изменится многое, но стоит ли об этом гадать. Поживем немного и точно увидим и узнаем.
Moral:Чи нормально функціонують церкви УПЦ МП у Криму? Чи не зазнають вони там таких самих утисків, як церкви КП? Що Ви взагалі думаєте про те, як чинять у Криму з церквами Київського патріархату?
Протоиерей Георгий Коваленко: Не думаю, що можна називати нормальним життя і служіння на окупованій та ізольованій території. Але Церква продовжує своє життя і служіння разом зі своїми людьми-парафіянами. При цьому на вимогу нової кримської влади єпархії нашої Церкви переклали на російську свої статути і зберегли офіційну назву "... епархия Украинской Православной Церкви". Можливо, це чи не єдина інституція в Криму, яка не тільки називається "українською", але й має своїм центром Київ.
Щодо проблем Київського патріархату в Криму, то позиція УПЦ однозначна. Ми не претендуємо на храми і майно УПЦ КП і виступаємо за міжконфесійний мир та вирішення всіх питань за законом і шляхом діалогу.
До речі, ще до створення Всеукраїнської ради церков і релігійних організацій в Україні, в українському Криму саме за ініціативою УПЦ було створено міжконфесійний орган під назвою "Мир – дар Божий".
Moral:Отче, як Ви вважаєте, чи повинна церква лишатися осторонь подій, не займати одну зі сторін зараз, під час війни у країні? Яку позицію УПЦ займає зараз щодо російської агресії по відношенню до України?
Протоиерей Георгий Коваленко: Українська Православна Церква не лишається осторонь. Наша позиція – позиція миротворців. Церква засуджує будь-яку агресію. Церква закликала скласти зброю тих, хто її тримає незаконно, і сісти за стіл переговорів, де за бажання сторін Церква готова бути посередником. Церква закликає державу зробити все можливе, щоб не страждали і не гинули мирні люди. Церква займається допомогою людям, що постраждали: збирає і передає гуманітарну допомогу в зону конфлікту, приймає і опікується біженцями, духовно окормляє військових, підтримує постраждалих та людей, що втратили близьких і, головне, Церква молиться.
Дозволю собі повторити те, що говорив вчора на міжрелігійній прес-конференції, де були зібрані християни різних конфесій, юдеї і мусульмани: Українська Православна Церква молиться за народ України, українську владу, українське військо, за мирних жителів незалежно від їхніх політичних поглядів, регіональних, мовних, соціальних та інших відмінностей. Українська Православна Церква молиться за відновлення миру в Україні та просить мудрості і благословення для всіх, від кого залежить припинення кровопролиття. Українська Православна Церква молиться за упокій душ усіх вбитих (воїнів і мирних людей), за зцілення поранених, за визволення полонених, за постраждалих та вимушених переселенців, за дітей, сиріт, літніх людей і людей з особливими потребами та всіх, хто потребує нашого милосердя та допомоги. Українська Православна Церква молиться за волонтерів і благодійників, небайдужих і добрих людей, які жертовним служінням ближньому виконують Божу заповідь любові. Українська Православна Церква закликає своїх вірних та всіх віруючих до каяття, прощення, примирення та всебічного сприяння миротворчій та гуманітарній місіям.
Mirmex:Мені дуже не подобається згадування Кирила (Гундяєва) під час літургії. Коли це закінчиться? Знаю дуже багато тих, хто перестали через це ходити до церкви.
Протоиерей Георгий Коваленко: Українська Православна Церква, згідно Томосу про незалежність і самостійність в управлінні, єднається зі Вселенським Православ'ям через Руську Православну Церкву. Саме цьому в наших храмах поминається за богослужінням Святіший Патріарх Кирил. Ще з 90-х років існує традиція в деяких храмах, де на це є воля громади, не згадувати Патріарха за богослужінням, або обмежуватися словами "Святішого Патріарха Кирила", без "Московського". До цього з розумінням ставиться і Священноначалля УПЦ, і сам Патріарх. Але це виключення, а не правило. Святійшого Патріарха Кирила визнають всі Предстоятелі Помісних Православних Церков, він є визнаним главою всієї Руської Православної Церкви, і нічого образливого для нас, вірних Української Православної Церкви, в його поминанні за богослужінням у молитвах немає. Це не політичне, а церковно-канонічне питання.
polit_ua:Хто сьогодні має найбільше шансів очолити церкву?
Протоиерей Георгий Коваленко: Всі, хто сьогодні говорить про шанси чи розклади, або плутає Церкву з партією чи іншою земною організацією людей, або не вірить чи не довіряє Богові. Церква – це Боголюдський організм. Вибір і голосування єпископів на Соборі – це лише половина справи. Інша половина – це дія Святого Духа і глави Церкви Господа Бога і Спасителя нашого Ісуса Христа. Не забувайте і про дію нашої з вами молитви – молитви всієї Церкви (єпископів, духовенства і вірних). Тому, на мою думку, шанси мають всі 74 єпископи нашої Церкви, імена яких будуть внесені до бюлетенів для таємного голосування.
polit_ua:Розкажіть, будь ласка, як проходять вибори в церкві, як обиратимуть нового її очільника?
Протоиерей Георгий Коваленко: Вибори Предстоятеля УПЦ, згідно Статуту про управління УПЦ, будуть відбуватися на Соборі єпископів УПЦ. На Соборі будуть присутні всі єпископи УПЦ (правлячі, вікарні і навіть заштатні). На Соборі буде прийнятий регламент, за яким і відбуватиметься обрання. Тому те, що я далі напишу, це обґрунтоване припущення, основане на традиціях нашої Церкви і роботі в комісії по підготовці Собору.
Імена 74 єпископів (52 правлячих і 22 вікарних) будуть внесені до бюлетенів для таємного голосування. Перший тур визначить трьох фаворитів, з яких у другому турі буде обраний Предстоятель. Обидва тури проходитимуть в один день. І вже ввечері ми дізнаємося ім'я новообраного Предстоятеля, інтронізація якого відбудеться на одному з найближчих богослужінь, але так щоб змогли приїхати гості з усього Православного світу.
Светлана Шашлова:Я на все праздники читаю акафисты святым, вот и сегодня открыла акафист равноапостольной княгине Ольге и была шокирована. Оказывается, она – российская княгиня. Как это можно объяснить? Получается, не Киевская Русь создала Московию, воевала против печенегов и татар с хазарами. Выходит, Россия крестилась раньше Руси.
Протоиерей Георгий Коваленко: И Русь, и Россия – это исторические названия наших земель еще со времен Киевской Руси. Ведь именно неподалеку от Киева протекает и река Рось, по мнению некоторых историков, давшая название нашему краю. Московия, действительно, появилась значительно позже, а еще позже стала называться Россиею. Поэтому нет ничего обидного для святой равноапостольной княгини Ольги в именовании ее "российскою". А нам, украинцам, стоит об этом помнить и не отрекаться от нашего первородства. А для нынешних россиян также нет ничего обидного в названии Московия, ведь их столицей является Москва.
Aurora Polaris:Отче Георгий! Как прихожанка храмов и монастырей именно РПЦ МП на территории Киева и всей Украины, будучи верующей (крещена в 1976 году), искренне переживаю за победу Украины! Прокомментируйте, пожалуйста, может быть, пора монахам и духовенству РПЦ МП мужественно заявить о своей позиции в отношении Кремля и военного терроризма России во главе с их безбожником-маньяком-убийцей Путиным? Поскольку монахи и священники, принявшие сан и духовные обеты, являются примерами для своей паствы! Оставаться нейтральными в любом конфликте-войне с Россией, живя и кушая украинский хлеб, видя убийства украинцев кремлевской бандой Путина и Гиркина – это лицемерное кощунство и принятие Диавола вместо соблюдения 10 заповедей Бога. Церковь РПЦ МП на окраине Днепропетровска не стесняется двуглавой курицы. Причём тут к Богу герб России и террористов Кремля? Путин – террорист и убийца, и каждый, кто его поддержит, тоже становится убийцей. Посол США в Украине Джеффри Пайетт на своей странице в социальной сети сообщил о том, что власти России разрешили открыть официальный военкомат "ДНР" (террористическая организация. - ред.) в Москве. Огромное спасибо Вам за ответы на мои вопросы и на вопросы других чатовцев! С искренним уважением к Вам, отче Георгий. Слава Иисусу Христу! Елена.
Протоиерей Георгий Коваленко: Последние восемь-девять месяцев Церковь не молчит, а формулирует свою позицию и делает заявления, как на общецерковном уровне, на уровне официальных спикеров, так и на уровне Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций, где УПЦ была председателем с осени прошлого по июль этого года.
Как говорит Священное Писание, имеющий уши слышать, да слышит. Поэтому я Вам и вашим друзьям-чатовцам рекомендую посмотреть официальную сеть сайтов УПЦ church.ua , портал "Православіє в Україні" orthodoxy.org.ua и мою публичную страничку в Facebook.
LarysaN:Отче, церковь отделена от государства, но она есть, и доказала это в тяжкие моменты Майдана, и сейчас во время войны, что она есть духовная сила народа, которая способна врачевать не только нравственные травмы, но и помогает лечить физические недуги. Не кажется ли Вам, что в Украине слишком много разрозненных православных юрисдикций УПЦ МП, УПЦ КП, УАПЦ, РИПЦ, РПЦЗ? Церковь с ее апостольским служением любить ближнего, как самого себя, должна на деле показать братскую любовь и смирение, ради духовного мира в Украине, который станет толчком к очищению совести и самосознания людей, живущих в нашей стране и тем самым к укреплению нашей государственности. Эту роль должна выполнить именно единая Украинская Поместная Православная церковь. Именно сейчас время явить людям пример братской любви во Христе, не обвинять в прошлых ошибках друг друга, а в совместной молитве во имя Христа и за мир в нашей Украине, объединитесь и пусть Украинская Церковь станет ЕДИНОЙ основой сплочения разных регионов Украины! Призовите народ к покаянию, и Господь услышит общую молитву ради спасения мира в Украине! Я уверена, что это станет толчком для нравственного очищения и воцерковления многих людей далёких от церковной жизни, потому что слово пастыря способно объединять, наставлять на добрые поступки, утешать и врачевать душевные изъяны, укреплять Веру людей во Христе, а значит помочь сплотить наше государство во имя Мира!
Протоиерей Георгий Коваленко: Я, как и Вы, искренне желаю и делаю все, что в моей компетенции, для восстановления единства Украинского Православия. Но, при этом, хочу, чтобы это единство было подлинным во Христе, а не для достижения земных целей. В вопросах земных православные Украины вместе с представителями других конфессий и религий итак демонстрируют единство в оценке происходящего в стране. Эта позиция формируется и выражается через Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций. Объединение православных в Украине должно быть не внешним, не формальным, не политическим, не должно приводить к новым разделением. Оно должно быть таким, чтобы было принято и признано и верующими, и духовенством, и епископатом, а затем и всеми Поместными Православными Церквами. Это должно быть единство во Христе на основе единой веры и подлинной христианской жизни в служении Богу и ближнему. С человеческой точки зрения, это невозможно. Но, как говорит Священное Писание, то, что невозможно людям, возможно Богу. Поэтому, давайте почаще обращаться и к нему, чтобы он вразумил тех, от кого зависит поиск правильных решений этой непростой проблемы.
Светлана Шашлова:УПЦ МП поступает по отношению к Украине как предатели. Мне не хочется прославлять в храме пособника убийц Кирилла. Он посылает русскую православную армию убивать наш народ. Когда же наши попы поймут, что нам с МП не по пути, мы другие люди, не варвары? Неужели непонятно, Кирилл спит и видит себя в Киево-Печерской Лавре, в России уже сравнивают Путина с князем Владимиром. Многие считают, что пора Украине свою православную церковь, а кто не хочет, пусть едет в Россию.
Протоиерей Георгий Коваленко: Мне, человеку, рожденному в Украине, голосовавшему за ее независимость, являющемуся гражданином Украины и делающему все, от меня зависящее, для блага своей страны и своего народа, слышать обвинения в предательстве, как минимум, обидно. При этом я сын своей Церкви. В этой Церкви я крестился, в этой Церкви я принимал сан и вот уже совсем скоро 20 лет, как несу священническое служение.
Наша Церковь не сделала ничего такого, чтобы Вы имели право обвинять ее в предательстве по отношению к Украине. Если же кто-то из наших священников или верующих нарушил законы Украины, его должны судить и оценивать как гражданина. Если же кто-то из нас нарушит законы церковные, нас будет судить и оценивать Церковь. Своя Православная Церковь, о которой Вы говорите, в Украине есть. Она здесь со времен святого равноапостольного князя Владимира. Это наша Украинская Православная Церковь. Именно к нам в прошлом году на празднование 1025-летия Крещения Киевской Руси приезжали предстоятели и представители всех Поместных Православных Церквей мира.
Odessit:Есть шанс, что новым предстоятелем УПЦ МП станет патриот Украины, а не московская шестёрка?
Протоиерей Георгий Коваленко: Предстоятель Церкви должен быть, прежде всего, верным служителем Христу и патриотом Церкви, которая не от мира сего. В этом смысле разговоры о пророссийских или проукраинских силах в Церкви или кандидатах на ее предстоятеля, как минимум, непонимание природы Церкви и ее задач.
Elena Taranyuk: Скажіть, чому людей, які, прикриваючись церквою, чинять різні беззаконня і зло (в тому числі й заклики до сепаратизму) не анафемствують, як основного церковного "cепаратиста" Денисенка?
Протоиерей Георгий Коваленко: Тих, хто чинить земні беззаконня, треба судити і засуджувати за земними законами. А тих, хто чинить беззаконня в Церкві, треба судити за церковними канонами. Господь заповідував своїм учням перебувати в єдності і любові, той, хто сіє розділення і ненависть, грішить.
Odessit:Почему московский патриарх Кирилл не осудил аннексию Крыма и военных действий на Востоке Украины? Разве это по-божески?
Протоиерей Георгий Коваленко: Патриарх и Священный Синод РПЦ после аннексии Крыма заявил, что границы государственные и границы церковные не всегда должны совпадать. Как результат, крымские епархии продолжают находиться в юрисдикции Украинской Православной Церкви.
Odessit: Может ли православный священник хранить оружие в храме?
Протоиерей Георгий Коваленко: По церковным правилам, оружие не только не должно храниться, но и вноситься в храм. При этом, мы знаем, что исторически храмы и монастыри строились в т.ч. и как укрепленные фортификационные сооружения. Молимся, чтобы святыни продолжали оставаться территорией, свободной от оружия и насилия.
Odessit:Некоторые одесские священники МП в Одессе запятнали себя сотрудничеством с сепаратистами. Как Церковь борется с этими явлениями?
Протоиерей Георгий Коваленко: Украинская Православная Церковь осудила "политическое православие" еще 2007 году. Среди лишенных церковного благословения были и одесситы. Недавно Священный Синод в связи с ситуацией в стране еще раз напомнил об этом и официально запретил священнослужителям проповедовать с церковного амвона любые политические идеи, а также запретил принимать участие в политических акциях и акциях гражданского неповиновения. К сожалению, некоторые священнослужители (но их в Церкви абсолютное меньшинство) больше увлекаются политикой, чем проповедью Евангелия.
Artem Levchenko:Уточните, пожалуйста, отношение Церкви к людям, ведущим войну в стране – как к участникам АТО, так и к ополченцам. Церковь не благословляла их, но и не отвергала. Может ли оставаться членом Церкви человек, умышленно проливший кровь другого человека, своего единоцерковного брата, или проливший невинную кровь? Будут ли отлучены от Церкви люди или политики, призывающие к войне и убийствам? Какие "санкции" и в отношении кого может вообще применить Церковь для того, чтобы скорее прекратить войну?
Протоиерей Георгий Коваленко: Церковь призывала и призывает всех, кто незаконно взял в руки оружие, сложить его и сесть за стол переговоров. Церковь призывает тех, кто держит оружие в руках законно, сделать все, чтобы не страдали мирные жители. Сегодня главная задача Церкви – миротворческая. Главное остановить эту войну и кровопролитие. А с церковными епитимиями (наказаниями и врачеваниями) разберемся потом. Могу лишь сказать, что Церковь однозначно определяет войну как зло, а убийство – как грех. Это относится как к умышленному убийству, так и к убийству по неосторожности или при исполнении воинского долга. Просто лекарства для исцеления таких душ разные, и не нужно церковные епитимии воспринимать только как наказания. Церковь – это лечебница, и люди, побывавшие на войне, нуждаются во врачевании и реабилитации. При этом методы лечения могут быть и оперативными, т.е. вплоть до отлучения от Церкви.
Cfyz: На вопрос журналиста к пресс-атташе Патриарха (Гундяева) о дорогих часах и "Мерседесах" тот ответил: "А вы уверуйте – и вам воздастся". Вопрос: а как же миллионы истинно верующих и живущих в бедности?
Протоиерей Георгий Коваленко: Бедность – не порок, но и богатство – не грех. Но богатство дается Богом (обратите внимание на однокоренность слов) не для услаждения себя, а для служения ближнему. Лично я считаю, что священнослужители должны быть примером скромности и умеренности. А иногда поступать как апостол Павел, который говорил, что "идоложертвенное для меня ничто, но если это смущает брата моего, не буду есть мяса вовек".
Odessit:Одесский депутат Кивалов в храме святой Татьяны фактически увековечил облик своей дочери Татьяны. Это по-христиански?
Протоиерей Георгий Коваленко: Это, наверное, нескромно. Но Церковь знает традицию ктиторских фресок на стенах храмов. Так, в Константинополе на стенах храмов изображали императоров-строителей, в Софии Киевской мы видим изображения князей, в древнем храме Спаса на Берестовом – фреску тогдашнего Киевского митрополита Петра Могилы, а в иерусалимском монастыре Креста – фреску грузинского поэта Шота Руставели. Искренне желаю, чтобы Татьяна Кивалова в своей жизни сделала так же много, как и упомянутые мною люди.
Фото Виктора Ковальчука
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред