Легкое голосование: почему депутаты не видят опасные статьи проекта госбюджета-2017?

22 октября 2016, 13:23обновлено 3 августа 2018, 01:21
2633
Эксперты рассказали, каких в каких правках и доработках нуждается проект государственного бюджета на 2017 год.

 / zn.ua

Быстро и без особых замечаний, "без шума и пыли" Верховная Рада в первом чтении одобрила проект госбюджета на 2017 год. За такое решение проголосовали 230 депутатов.

"Друзья, поздравляю! 230 — за. Верховная Рада приняла в первом чтении проект Государственного бюджета на 2017 год", — написал премьер-министр Владимир Гройсман на своей странице в соцсетях.

видео дня

Какранее писал"Главред", правительство заложило в проект бюджета рост ВВП на 3%, инфляцию на уровне 8,1% и курс национальной валюты — 27,2 гривен за доллар. Кроме того, Кабмин не смог сбалансировать доходы (они ожидаются на уровне 706,26 миллиардов гривен, что на 17,3% больше, чем в 2016 году) и расходы (775,26 миллиардов гривен, на 15% больше, чем в 2016 году). Так, согласно законопроекту, дефицит бюджета должен составить 77,5 миллиардов гривен.

В следующем году украинцам трижды планируют поднять минимальную заработную плату (в январе, мае и декабре) до 1762 гривен; также трижды может измениться прожиточный минимум, увеличившись до 1700 гривен. Однако на фоне запланированного повышения зарплат депутатам это выглядит весьма скромно — должностные оклады нардепов увеличатся вдвое. Так, например, окладглавы Верховной Рады Андрея Парубия увеличится до 30 минимальных заработных плат (напомним, что минимальная зарплата в Украине составляет 1450 гривен) — до 43,5 тысячи гривен. В то же время заработная платанародного депутатасоставит 25 минимальных зарплат, а это — 36,250 тысячи гривен.

Экономисты рассказали "Главреду", какие изъяны и опасные статьи содержит уже принятый в первом чтении проект бюджета, почему так легко, быстро и без замечаний депутаты проголосовали за документ, а также доживет ли проект бюджета до окончательного принятия в нынешнем виде.

Андрей Новак

Глава Комитета экономистов Украины, кандидат экономических наук

Андрей Новак:

Проект бюджета на 2017 год правительство построило очень просто: взяло действующий бюджет на 2016 год, добавило показатель инфляции (приблизительно 17%) — так у него получилась доходная часть бюджета на следующий год. По структуре доходной и затратной части проект бюджета на 2017 год является ксерокопией бюджета этого года, как и прошлогоднего, и позапрошлогоднего. Никаких фундаментальных изменений не появилось.

Однако есть несколько опасных статей доходной части, которые могут оказаться нереальными в процессе выполнения в 2017 году. Прежде всего, существенно увеличены поступления от нашего главного налога — НДС. В проекте бюджета на 2017 год правительство рассчитывает от НДС получить на 35% больше, чем в нынешнем году. НДС у нас насчитывается на цену, это значит, чтобы сразу так существенно увеличить поступления от НДС, надо будет приблизительно настолько же поднять цены — на 30-35%. Тогда совершенно нереалистичным выглядит прогнозный показатель инфляции в проекте бюджета — 8,1%.

Вторая опасная статья — доходы, которые бюджет должен получить от Национального банка Украины в сумме 45 миллиардов гривен. Для сравнения, в бюджете на 2016 год предусматривалось 30 миллиардов гривен. Это значит, что большой расчет идет на "печатный станок". Тогда снова нереалистичным выглядит показатель весьма умеренной инфляции, заложенной в проект бюджета, — 8,1%.

Так что, либо в 2017 году не будет столь низкой инфляции, либо под большим сомнением несколько крупных статей доходной части бюджета. Это значит, что опасным является увеличение реального дефицита бюджета, который предусмотрен в сумме 75 миллиардов гривен в следующем году. Если доходные части не будут выполняться, велик риск того, что реальный дефицит будет намного больше.

Что касается разрекламированной социальной направленности бюджета. В среднем на 10% по разным категориям повышаются социальные платежи. Но это еще не дает повод назвать этот бюджет социально ориентированным. Потому что общие доходы растут на 17%, а почему тогда социальные статьи — только на 10%? Если бы это был действительно социально направленный бюджет, то при росте доходов на 17% несколько больше должны были возрасти социальные платежи, то есть на 20-25% в среднем. Запланировано же только 10% роста, то есть еще меньшая доля бюджета пойдет на социальные платежи.

При этом выплаты на нужды Генеральной прокуратуры увеличены сразу на 40%, на Верховный суд — в девять раз (это, конечно, можно объяснять формированием новой судебной системы, но уж настолько увеличенные затраты на Верховный суд, на мой взгляд, не являются обязательными, учитывая состояние государства). Ну, и зарплата народных избранников также вырастет не на 10%, как социальные выплаты, не на 17%, как доходная часть бюджета, а сразу в два раза и даже больше — с сегодняшних 15 тысяч гривен в месяц до 36 тысяч (это у рядовых народных депутатов, а у руководства — значительно больше).

Так что реальной социальной направленности бюджета на 2017 год на самом деле нет. Есть разве что социальная направленность для руководства страны и силовых ведомств.

То, что проект бюджета достаточно легко был принят Верховной Радой в первом чтении, можно объяснить только одним — ключевые лоббистские интересы главных политических игроков, входящих в состав коалиции, удовлетворены этим проектом бюджета — статьями расходной части на соответствующее финансирование и госмонополий, и госпредприятий, и госзаказа. Наверное, аппетиты удовлетворены, поэтому проект бюджета принимался в первом чтении так легко, практически без рассмотрения.

Однако дело не в сроках принятия бюджета, а в его качестве. Лучше бы бюджет был принят под новогодней елкой, но качественный и реалистичный. Или даже после 1 января. Это лучше, чем если будет принят бюджет, который придется постоянно менять в течение финансового года.

Кроме того, еще один очень серьезный настораживающий момент этого проекта бюджета — в нем до сих пор нет децентрализации. В проекте на 2017 год предусмотрено, что в центральный бюджет будет уходить 700 миллиардов доходов от налогов, а во все местные бюджеты, вместе взятые — всего 176 миллиардов. То есть 80% доходов от налогов по-прежнему, как и во все предыдущие годы, будет идти в центральный бюджет, и лишь 20% остается всем местным бюджетам (всем областным, городским, районным, сельским и т.д.). А потом уже в режиме ручного управления через межбюджетные трансферты, дотации деньги из центрального бюджета будут распределяться из центрального бюджета в местные. Это — не децентрализация. Скорее, это псевдодецентрализация, когда на места переданы только полномочия, но не передали доходы от налогов.

Владимир Лановой

Президент Центра рыночных реформ, экс-министр экономики Украины

Владимир Лановой:

Парламент и не должен принципиально менять бюджет, поскольку он не обладает всеми базами данных, всеми необходимыми дополнительными материалами, расчетами, тенденциями, структурными процессами. Депутаты не знают, что происходит, к примеру, в железнодорожном транспорте. Поэтому всегда бюджет является инициативой правительства, и всегда парламент, который поддерживает правительство, должен поддерживать и бюджет. Сам бюджет выражает политику правительства, которая у нас направлена на укрепление энергетических монополий; за счет малообеспеченных людей, пенсионеров, низкооплачиваемых категорий у нас поднимаются зарплаты чиновникам, депутатам и разным менеджерам, о чем уже известно. Нынешний парламент и правительство — близнецы, они нужны друг другу. И это только вредит Украине.

Если бы парламент сказал, что бюджет плохой, что его нужно менять, значит, он бы сказал, что не поддерживает правительство. А это правительство совершенно устраивает парламент. В итоге, Украина будет находится в ступоре, несправедливость социального и экономического характера очевидна, и из кризиса никто не собирается выходить, всех все устраивает, будем только делить международные кредиты. Таково наше правительство и его бюджет.

Что в этом бюджете прежде всего следовало бы изменить? В проекте на 2017 год заложен дефицит в размере 75 миллиардов, под него нужно 165 миллиардов облигаций продать, а денег в стране, как известно, нет — ни в банках, ни в страховых, ни в других компаниях. Предприятия же не будут покупать правительственные облигации, у них у самих не хватает денег. Так что будет процесс печатания облигаций, потом банки будут выкупать их на пару миллиардов, а у них, в свою очередь, будет выкупать Национальный банк, тем самым он будет финансировать банки. Представьте себе, что будет напечатано Нацбанком дополнительных денег на 165 миллиардов (может быть, чуть-чуть меньше). То есть инфляцию не удастся удержать. Деньги будут идти на нужды чиновников и бюрократов, а реальному сектору экономики просто неоткуда будет привлечь инвестиции.

Для чего нужен такой дефицит? Для того чтобы выплатить субсидии на 60-70 миллиардов. Еще не известно, на сколько будут увеличены тарифы. А чем больше вырастут тарифы, тем больше нужно будет денег. А субсидии нужны для того, чтобы сохранить власть старой нефте- и газоэнергетической мафии в стране, которая сама жирует, выплачивая при этом копеечные зарплаты.

Думаю, что бюджет на 2017 год примут вовремя, а не под Новый год, и будут преподносить это как огромную заслугу — просто "слава депутатам" и "слава правительству". Депутаты, как известно, получат своего рода подкуп — повышение их окладов в два раза. Естественно, всем парламентариям будет нравиться этот бюджет, и они будут единогласно довольны. Это прямой подкуп депутатов со стороны правительства. В цивилизованных западных странах зарплаты депутатам или конгрессменам поднимают, но только для следующей каденции, для следующего состава после выборов. Для себя самого никто в мире не поднимает зарплаты. А у наших парламентариев стыда нет.

Олег Соскин

Директор Института трансформации общества

Олег Соскин:

Принятие бюджета — это одна из главных процедур, ради которых и избирается высший законодательный орган в любой нормальной развитой стране (а не в обезьяньем заповеднике). Такое безответственное поведение, какое продемонстрировала Верховная Рада, принимая проект бюджета на 2017 год в первом чтении, просто непозволительно. Принятие бюджета в первом чтении в его нынешнем виде — это непрофессиональное и некомпетентное действие, которое говорит о том, что у нас нет настоящего высокоорганизованного ответственного и профессионального высшего законодательного органа. У нас есть просто какое-то количество людей, которые решают в парламенте какие-то свои дела в своих интересах.

Почему? В условиях, когда страна находится финансовом и социально-экономическом коллапсе (а в Украине это так), принимать бюджет с дефицитом нельзя. Первое, что должны были сделать, — проанализировать бюджет текущего года. А он у нас не выполнен, он провальный. Нужно было также посмотреть на результаты 2015 года, поскольку в конце того года тоже был огромный дефицит. И все эти долги были перенесены в 2016 год. А теперь эти сотни миллиардов перенесут в 2017 год.

С этого надо было начинать — вообще посмотреть, а есть ли деньги для доходной части!

У нас же в Кабмине и Раде не просто не проанализировали, как разберутся с долгами 2015 и 2016 года, но и запланировали новый долг и дефицит бюджета в огромном объеме. И покрыть этот дефицит будет невозможно — для этого нет ресурсов. В то же время планируется закрывать дыры (дефицит) на 60% за счет новых заимствований. А с этим тоже проблема — МВФ отказывается деньги давать, разместить евробонды невозможно (потому что никто их не покупает, они никому не нужны), Евросоюз денег тоже не даст. По сути, здоровой финансовой базы для того, чтобы наполнить доходную часть бюджета на 2017 год, нет. Так какой же может быть бюджет, если нет доходной базы? Если нет доходов, то это просто какая-то фата-моргана! Все, как в том фильме: "Бери все деньги. Я себе еще нарисую".

А если так, то получается, что Кабинет министров, который создавал этот проект бюджета и вносил его в парламент, и президент, с которым это все согласовано все они ввели в заблуждение население страны и высший законодательный орган. И тогда этот законодательный орган, который в первом чтении принял такой проект бюджета, где нет реальных доходов, является преступным, как и Кабмин, и президент, и т.д. Такую Верховную Раду нужно распускать, поскольку она не хочет брать на себя ответственность. Ведь наполнять доходную часть нечем, потому что надо гасить прежние долги (а у нас общий государственный долг сегодня практически сравнялся с ВВП — более 70 миллиардов долларов). Да, можно сказать, что у других стран госдолг еще больше, например, у США и Японии, но у них же развитая экономика, у них есть предпринимательский сектор, у них есть средний класс (70%). А в нашей стране доходов от негосударственного сектора очень мало. У нас идет падение экономики. Экспортный сектор в сентябре обвалился на несколько процентов. У нас отрицательное сальдо внешней торговли за восемь месяцев — 1,4 миллиарда долларов. То есть в Украине куда ни кинь — везде клин. Источников для жизнедеятельности государства практически нет, они исчерпаны. Главными источниками сегодня являются кредиты МВФ и ЕС. А если и этого нет, то как же парламент тогда может принимать такой бюджет?

Поэтому принятие такого проекта бюджета в первом чтении Верховной Радой — безответственно и непрофессионально.

Если в Украину не придут деньги от МВФ, то финансирование доходных статей практически прекратится. А если учесть, что сегодня многие города являются банкротами, а это все — должники облгазов и облэнерго. При этом зарплаты людям не платятся, платить за газ и энергию нечем, вот и имеем просто страну-банкрот. Просто об этом пока никто реально не заявляет. Вот и принимают такой бюджет. А принять-то можно что угодно, хоть решение о том, что мы полетим на Марс.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама
Новости партнеров
Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять