Возможно, в этом году Украина не будет формировать бюджет на следующий впопыхах, в последний момент, едва ли не в канун Новогодней ночи, как не раз бывало. В этот раз Кабмин заблаговременно, как и положено по законодательству, 15 сентября утвердил проект бюджета и внёс его в Верховную Раду. И уже 19 сентября текст законопроекта уже появился на парламентском сайте.
По словам премьер-министра Владимира Гройсмана, это будет "абсолютно честный бюджет".
"Впервые это будет абсолютно честный бюджет: сколько мы заработали — столько и должны тратить. Популистские и нереалистичные бюджеты, которые принимались традиционно, нарушают макроэкономическую стабильность. В принципе, людям они ничего не дают, кроме того, что бешеная инфляция. Это будет честный бюджет, в котором будут четко структурированы приоритеты", — отметил премьер, добавив, что среди приоритетов: оборона, развитие энергоэффективности и дорожной сферы, аграрного сектора и машиностроения, а также сохранение финансовой децентрализации.
Правительство заложило в проект бюджета рост ВВП на 3%, инфляцию на уровне 8,1% и курс национальной валюты — 27,2 гривен за доллар. "Указанный сценарий предусматривает успешное и быстрое реформирование экономики, которое будет проводиться при поддержке международного сообщества. Прогнозные макроэкономические ориентиры близки прогнозам МВФ", — говорится в объяснительной записке к проекту бюджета.
В проекте бюджета на следующий год также не смогли сбалансировать доходы (они ожидаются на уровне 706,26 млрд гривен, что на 17,3% больше, чем в 2016 году) и расходы (775,26 млрд гривен, на 15% больше, чем в 2016 году). Так, согласно законопроекту, дефицит бюджета должен составить 77,5 млрд гривен.
В следующем году украинцам трижды планируют поднять минимальную заработную плату (в январе, мае и декабре) до 1762 гривен; также трижды может измениться прожиточный минимум, увеличившись до 1700 гривен.
Кроме того, проектом бюджета предусмотрено 129,3 млрд гривен, или 5% от ВВП, на национальную безопасность и оборону.
Эксперты рассказали "Главреду", насколько реалистичные показатели заложены в проект бюджета на 2017 год, и действительно он станет "абсолютно честным бюджетом".
Президент Центра рыночных реформ, экс-министр экономики Украины, доктор экономических наук
Государственный бюджет нужно оценивать, в первую очередь, с точки зрения того, является ли он ресурсом и механизмом выхода украинской экономики из кризиса и достижения дальнейшего стремительного роста: динамического роста производства, экономики, её модернизации и инновационной перестройки, что бы привело нас к совершенно другим параметрам производства, потребления и уровня жизни, социального, гуманитарного и культурного развития страны. И это то, чего лишён наш бюджет.
Украина пребывает в состоянии стагнации, а правительство особо не переживает по этому поводу и закладывает на следующий год те же параметры, что и в этом году, и в прошлом. Мы видим высокие тарифы, те же объёмы производства, но более низкий уровень жизни. На следующий год закладывается и инфляция, и девальвация. А вот рост минимальных зарплат, по сути, откладывается на конец года. Кроме того, зарплаты ведь начинают расти не потому, что так решило правительство, а потому, что экономика получает инвестиции, создаются новые рабочие места, расширяются предложения по работе, и владельцы предприятий и организаций начинают предлагать более высокую зарплату, чтобы привлечь самых лучших работников. Но ничего подобного правительство не предлагает.
Остаётся непонятным, за счёт чего ожидается рост ВВП на 3% в 2017 году. За счёт строительства дорог? Так ведь строительство дорог не даёт ни будущего ВВП, ни будущего увеличения доходов, ни увеличения количества рабочих мест. Это — пассивное использование средств, которое не способствует созданию новых рабочих мест. Да, будут дороги, но также известно, что строительство дорог даёт возможность украсть большие суммы денег, поскольку не осуществляются ни проверки, ни контроль. Куда нас тянут — в прошлое, в ХХ век? Нам предлагают ту же нефтяную и газовую энергетику, хотя во всём мире направление уже давно выбрано другое. Нам предлагают строить дороги, как в Германии в 30-е годы, что якобы станет ресурсом роста.
Если говорить о финансовой стабильности, то вновь закладывается огромный дефицит государственного бюджета — 77,5 млрд гривен. Складывается впечатление, что в Украине это обязательный атрибут бюджета, что его наличие — это нормально. На самом деле, это то, что разрушает нашу денежную систему, банковские услуги для экономики, поскольку ресурсы банков, которые могли бы работать как кредиты предприятиям, будут направляться на погашение и обслуживание дефицита бюджета, обслуживание накопленного долга. Дефицит будет также значить, что будет увеличиваться объем государственного долга, будут увеличиваться выплаты бюджета на его обслуживание. Так, даже в этом году у нас 90 млрд гривен из бюджета идёт только на обслуживание долга — выплату процентов, погашение некоторых долгов и так далее. А будет ещё больше, то есть значительная часть бюджета будет использоваться за пределами нашей страны, без учета наших потребностей и не по бюджетному назначению.
Если у нас в стране кризис, то нужно формировать бездефицитный бюджет. Тогда банковская система будет работать с меньшими процентами, будет работать на экономику, а также будут поступать ресурсы в производство. А так, снова будут высокие процентные ставки из-за большого дефицита бюджета, снова будут привлекаться новые иностранные кредиты, за этим последует и рост импорта (уже в текущем году импорт превышает экспорт, хотя ещё в прошлом году они были в равновесии и благодаря этому держался курс).
Так что правительство Украины живёт какой-то своей жизнью, "решает" какие-то внутренние вопросы, а украинцам в качестве бюджета выдали пару непонятных цифр и несколько сомнительных приоритетов.
Говорится, что достижение этих показателей бюджета возможно при условии успешного и быстрого реформирования, — это просто демагогия и словесный антураж. Все речи о реформах уже звучат как мантра, которую повторяют как молитву, и которая сопровождает абсолютное бездействие.
Заслуженный экономист Украины, экс-министр экономики Украины
Несколько похвальных слов в адрес правительства: впервые за много лет проект закона о бюджете был подан до 15 сентября и не был тут же отозван. Все предыдущие правительства проект бюджета подавали, отзывали, и затем начинался тёмный подковёрный процесс работы с бюджетом, с внесением бюджета в Раду под Новый год, со спешкой, срочным голосованием, с нарушением всех регламентов и так далее. В этом году процесс пошёл более открыто и честно, что добавляет плюсов нашему премьер-министру.
Второй важный плюс — бюджет создан на действующей налоговой базе. В нём есть ряд пунктов, которые предполагают корректировку некоторых налоговых законов, в частности, по акцизу и увеличению ставок. Но это нельзя считать претензиями на всеобъемлющую налоговую реформу под Новый год. Это не то, что может дестабилизировать весь деловой климат в Украине, породить странные ожидания и слухи, препятствовать инвестициям в экономику. Так что большой плюс, что проект бюджета основан на действующей законодательной базе. Остаётся надеяться, что дальше, в следующем году, налоговые законы меняться не будут.
В проекте бюджета я вижу два минуса. Во-первых, осталась непонятна судьба бюджетной резолюции. Как известно, правительство с большим опозданием подало бюджетную резолюцию — в июле вместо мая, к началу парламентских каникул. Верховная Рада этот документ не рассмотрела и не утвердила. Таким образом, бюджет был подготовлен без задания законодательного органа в части основных направлений бюджетной политики. Это самый большой минус, поскольку есть законодательно утверждённый порядок подготовки и рассмотрения бюджета. В итоге, правительство руководствовалось своими соображениями при подготовке законопроекта о бюджете, а не теми направлениями, которые должна была утвердить для него Верховная Рада.
Во-вторых, в таких условиях все понимают, что настоящей бюджетной резолюцией, как и программой развития Украины, стал очередной, вновь утверждённый меморандум с МВФ. Так складывается, что Украина — практически страна-банкрот, потому не может не прибегать к займам у МВФ, соответственно, не может не учитывать требования меморандума.
При этом меморандум, которому мы должны следовать, не опубликован и не переведён. К тому же, прозвучало странное заявление первого вице-премьера, что ещё не существует перевода документа на украинский язык. Очень интересная ситуация — высшие руководители страны подписывают меморандум без перевода (правда, может, все они настолько прекрасно знают английский язык). В любом случае, этот меморандум должен отрабатываться государственным аппаратом, и, в любом случае, перевод текста на украинский язык должен был существовать.
На сегодня основная политизация дискуссии вокруг бюджета связана с тем, что депутаты не знакомы с меморандумом. Они будут требовать, чтобы он был переведён, чтобы с ним можно было ознакомиться. А дальше следует исходить из того, что бюджет подготовлен в соответствии с меморандумом, а не с бюджетной резолюцией. В общем, здесь складывается довольно большая сфера для спекуляций и политической борьбы.
Считаю большой ошибкой правительства то, что оно не опубликовало меморандум в тот день, когда он был утверждён. Нужно было приложить все усилия и опубликовать меморандум, затем подать проект бюджета — это резко бы улучшило ситуацию. 14 сентября Гонтарева объявила, что, мол, пусть меморандум публикует МВФ. Фонд его опубликовал на своём сайте на английском языке. Нежелание украинской исполнительной власти знакомить общественность и комментировать требования, записанные в меморандуме, является политическим минусом.
Что касается основных макроэкономических показателей, заложенных в проекте бюджета, то с теми или иными натяжками с прогнозами можно соглашаться. По прогнозу, в следующем году рост ВВП ожидается на уровне всего 3%. Это очень мало, потому выглядит достаточно честно и реалистично. В прошлом году падение ВВП было более 10%. Когда мы в год теряем гораздо больше, чем потом собираемся добавлять, это не внушает особого оптимизма, но в целом выглядит достаточно реалистично.
Инфляция на уровне 8,1% — может быть, хотя может и не быть. При этом заложен среднегодовой курс на 2017 год на уровне 27,2 гривен за доллар. Он выглядит чрезмерно оптимистичным. Главное, что нужно учитывать, — серьёзный кризис украинской внешней торговли: уже в этом году произошло падение экспорта на 11%. В этих условиях удержать такой среднегодовой курс будет очень сложно. Я сомневаюсь в реальности этого показателя. Очевидно, курс будет ниже, но тогда и темп инфляции будет несколько больше.
Что касается драйверов экономики на следующий год, то в проекте бюджета нельзя найти какие-то новые перспективные доходы. Да, налоговое давление несколько усилится, потому что перераспределение ВВП через бюджет увеличится.
Впереди — представление бюджета, длительный процесс согласования и корректировки показателей. Благодаря тому, что в целом правильно и вовремя запущен бюджетный процесс, депутаты будут иметь возможность подать свои предложения и поправки к бюджету. То есть даже если есть какие-то неточности или сомнения, все это может быть исправлено по ходу работы над бюджетом. Поэтому не нужно рассматривать поданный проект как нечто окончательное. Но следует согласиться с тем, что этот проект достаточен для начала работы над бюджетом на следующий год. Ну, а дальше начнет работать "коллективный разум" Верховной Рады, со всем присущим ему популизмом и лоббизмом.
Эксперт Института экономических исследований и политических консультаций
Макропоказатели, заложенные в проект бюджета на 2017 год, по моим оценкам, выглядят вполне реалистичными и достижимыми. Цифры, которые закреплены в законопроекте, ненамного отличаются от тех, что прогнозировал наш институт. Потому мне сложно критиковать проект бюджета.
Однако следует помнить, что в Украине непростая ситуация, которая может внести свои коррективы. Это и политическая неопределённость в стране, и неопределённость в мировой экономике, и неопределённость ситуации на Донбассе. Всё это создаёт серьёзный риск того, что экономика будет развиваться не так, как прогнозировалось.
Курс гривны, заложенный в проекте бюджета на следующий год, на уровне 27,2 гривны за доллар выглядит вполне реалистичным. Может быть немного меньше, может быть немного больше, но среднегодовой курс будет приблизительно такой.
Этот бюджет будет дефицитным (дефицит — 77,5 млрд гривен). Но какая альтернатива? Чтобы не было дефицита, нужно было ещё больше сокращать расходы. А, учитывая, что большая часть наших расходов — социальные (Пенсионный фонд, зарплаты бюджетникам, пересчёты на местные бюджеты на сферу образования и так далее), то и сокращать пришлось бы их. Либо же можно было повышать налоги. Так что выбор — непростой. В масштабах украинской экономики, думаю, это можно выдержать. Думаю, в пределах ВВП этот дефицит не приведёт к неконтролируемому росту нашего госдолга.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред