Когда 15-летний Максим Д., не пришел к ужину в его семье никто и не подумал беспокоиться – решили, школьник задержался в спортивной секции или библиотеке. "Тихий, скромный, старательный, хорошо учился, на него такие надежды возлагали... Кто бы мог подумать, что в его душе такое отчаяние", – вспоминает его бабушка Галина Семеновна.
В тот день ее внук бросился под рельсы поезда – электричка задавила мальчика насмерть. Через несколько недель после похорон выяснились кое-какие подробности: Максим поссорился со своей девушкой, а старшеклассники на уроке физкультуры высмеяли неспортивного мальчика. "Но неужели это стало причиной? Семья ведь у нас хорошая – жили ладно, достаток был. Только вот родители Максима много работали – порой месяцами были в разъездах", – прошло больше десять лет, а эти вопросы до сих задает сама себе Галина Семеновна.
Жуткие цифры
По данным ВОЗ, ежегодно около одного миллиона людей заканчивают жизнь самоубийством, т.е., каждые 40 секунд в мире кто-то сводит счеты жизнью.
И если в 70-е годы прошлого века ежегодно этот мир добровольно покидало около полумиллиона человек, то к 2020 году ВОЗ прогнозирует уже полтора миллиона случаев в год.
Самое большее число самоубийств происходит в странах Восточной Европы. В этом списке Украине попала в середину. По статистике, в нашей стране осуществляется около 20 суицидов на каждые 100 тысяч человек. Для сравнения: в той же экономически благополучной Финляндии на 100 тысяч населения приходится 37 самоубийц, в Швейцарии – 34/100 тыс., в Австрии (31/100 тыс.).
Тем не менее, настроения наших жители все-таки подвержены экономическим кризисам. В частности, самый больший всплеск суицидов в Украине был зафиксирован в начале 1990-х – на 100 тысяч человек приходилось более 30 самоубийств. В кризисном 2009-м количество суицидов выросло почти на 3% по сравнению с благополучным 2008-м.
"Но это не полная информация. В этих данных не учтены попытки, которые не привели к летальному исходу. А сколько таких на самом деле? Такую статистику у нас никто не ведет, специалисты считают, что таких случаев в 7-10 раз больше", – говорит психолог Елена Долгая.
"В Украине растет наркомания и алкоголизм. Людям не хватает мотивации, за последние десять лет процент молодежи, употребляющей наркотики, вырос в шесть раз", – говорит терапевт Ольга Гора.
Нюансы по-украински
Если посмотреть на карту самоубийств, то больше всего таких случаев происходит на промышленных регионах Украины (в среднем 33,6 на 100 тыс. населения) и в районах, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (в среднем 34,5).
"Безработица, низкий уровень жизни, хроническая депрессия, алкоголь – все это наводит мысли о самоубийстве. Чаще к этой мысли приходят мужчины – точнее процент летального исхода у них выше, – которым за 50 лет. Обращаться за помощью к психологам – еще не распространенная практика в Украине, особенно среди мужчин" – отмечает психолог Долгая.
И объясняет: мужчины обычно выбирают какой-то конкретный способ сведения счетов с жизнью – броситься под поезд, повеситься, спрыгнуть с крыши, женщины более "гуманный" – отравится, перерезать вены, поэтому шансы спасти слабую половину всегда выше.
Есть и еще одно печальное отличие в статистике самоубийств в Украине от аналогичной в ЕС – в нашей стране растут суициды среди молодежи. Суицид украинских подростков – третья по распространенности причина смерти.
"В своей практике я встречала детей, которые пытались покончить жизнь самоубийством. Был случай, когда маленькая девочка потеряла мамины часы и после трепки, полученной дома, решила отравиться таблетками. Хорошо, родители вовремя заметили и вызвали скорую помощь", – рассказала терапевт Гора.
"По статистике, почти 85% подростков хоть раз в жизни думали о самоубийстве. Пик суицидов приходится на старший подростковый возраст – 14-16 лет. В 80% случаев основная причина суицида – отношения с близкими", – говорит психолог Долгая.
До точки невозврата
Специалисты утверждают: как правило, в большинстве случаев можно заметить, что у человека начались проблемы. "Депрессия, плохое настроения, апатия, длящиеся долгое время – должны насторожить близких. В таких случаях нужно попытаться вывести человека на открытый разговор, дать понять, что он не безразличен, что ему есть на кого положиться, проблему легче пережить, если поделиться своей ношей", – говорит Долгая.
"После аварии, в которой я потеряла обоих сыновей, мне не хотелось жить. Я думала: завершу все похоронные дела и наложу на себя руки. Эта мысль придавала мне сил в тот момент. Но друзья и родные окружили меня такой заботой и вниманием, были постоянно рядом. И вот прошло восемь лет, конечно, боль не ушла и, наверное, не уйдет, – но я живу, вышла второй раз замуж, открыла свое дело, много путешествую и думаю, о том, чтобы усыновить ребенка из детского дома", – рассказала Инга Х, бизнес-тренер.
В группе риска и люди, употребляющие наркотики и алкоголь. А вот у тех, кто занимается спортом, следит за своим питанием, имеет хобби и находит время для выездов на природу – такие мысли редко возникают.
"Конечно в большом городе, мы привязаны к телевизорам, откуда получаем в большинстве случаев поток негативной информации – особенно сейчас. Горожанам сложно выбраться на природу – часто на это нет времени. Но катание на велосипедах, роликах, общение с друзьями, занятия спортом – все это нам пока доступно", – отмечают психологи.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред