Украина в газовом вопросе до сих пор застряла в 2009 году

8 апреля 2021, 10:18
Контракт с Газпромом изначально предполагал сокращение транзита, а по его окончании транзит газа через ГТС Украины станет невыгоден ни Европе, ни России.
транзит газа
После окончания строительства СП-2, Россия и Европа будут решать, нужен и выгоден ли им украинский маршрут / Reuters

Ничего неожиданного в том, что Украина перестала обеспечивать транзит газа в Румынию, нет. Об этом предупреждали, это прогнозировали, но у нас как обычно говорили, что Газпром ничего не построит и с Турцией ни о чем не договорится. В результате - два Турецких потока, на которые перебрасываются направления транзита, которые шли по территории Украины.

Контракт с Газпромом заключен по правилу "качай или плати", потому он в любом случае будет оплачивать законтрактованные объемы. Но с 2021 года мы договорились о 40 миллиардов кубометров с 65 в 2020-м. Соответственно, контракт изначально предполагал сокращение транзита. А с окончанием строительства СП-2 это останется на добрую волю победителя. То есть эти вопросы будут решаться между Газпромом и европейскими потребителями, так как в данном случае мы являемся только страной-транзитером.

Понятно, что мы используем всевозможные политические рычаги для того, чтобы сохранять свою позицию, вместо того, чтобы заниматься реальными коммерческими вопросами и пытаться сохранить Украину в европейской газовой архитектуре, используя подземные газовые хранилища, газовые договора с европейскими компаниями.

видео дня

К сожалению, мы отстали лет на десять и до сих пор остались в логике 2009 года по транзитным противостояниям с РФ, а мир двинулся дальше.

В первую очередь, это касается Европы, так как она определяет маршруты, по которым ей предпочтительно получать российский газ. Здесь мы конкурировать не можем, потому что украинская ГТС не финансируется в полном объеме инвестиционными программами с 2016 года, когда Коболев заявил, что в 2020 году транзит российского газа будет равен нулю. То есть он не верил даже в тот контракт, который подписан сегодня.

Читайте такжеУкраина уже проиграла борьбу за транзит газа в ЕСС учетом окончания строительства СП-2, реалии таковы, что Россия и Европа будут решать, нужен и выгоден ли им украинский маршрут. Ведь мы захотели рыночных коммерческих отношений с ЕС и Газпромом и именно они в чистом виде у нас и есть.

Потому Украина должна подготовить свою ГТС к любым сценариям снижения или полного отсутствия транзита из РФ. Нафтогаз должен наконец озвучить, каких вложений это потребует и, что самое главное, как это повлияет на тарифы. Потому что вопрос состоит в том, как, с учетом сокращения, содержать эту систему дальше - как сокращать количество компрессорных станций, количество линий газопровода, как обеспечивать потребителей в регионах в условиях прекращения транзитов со стороны РФ. Ведь ГТС строилась при проектной мощности в 240 миллиардов кубометров, но сейчас по ней с трудом проводят только 40.

Валентин Землянский, директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины, эксперт по вопросам энергетики, специально для Главреда

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
^
Мы используем cookies
Принять