Чуть больше месяца остается до местных выборов, которые пройдут 25 октября. И пока борьба кандидатов за заветные голоса избирателей набирает обороты. Политические силы, которые стремятся прорваться в местную власть в том или ином регионе, готовы завоевывать голоса разными методами, однако все они — стары и проверены, говорят политтехнологи. По их словам, это будет прямой и косвенный подкуп избирательный, и использование админресурса в разном виде.
Эксперты рассказали "Главреду", к каким "поощрениям" должен быть готов избиратель в ходе нынешней кампании, сколько будет стоить голос, а также к каким манипуляциям и методам борьбы могут прибегнуть кандидаты, чтобы победить на местных выборах.
Политтехнолог, директор компании
Методы борьбы кандидатов на этих выборах будут такими же, как и всегда. Политтехнологи не выдумают ничего нового. Все новое — это повторение доброго старого.
Эта избирательная кампания будет иметь несколько тем. Думаю, в этот раз будут три ключевые темы, которые станут магистральными по всей стране. Первая тема — завершение войны: война становится все более непопулярной, что сегодня уже видно по риторике популистских партий, которые предлагают отказаться от призыва и мобилизации, а вместо того создать контрактную армию, причем прямо завтра. К этой риторике прибегли "Батьківщина", УКРОП и другие популистские силы. Это то, что будет находить отклик в сердцах большинства украинцев, независимо от региона.
Вторая тема, которая будет чрезвычайно популярна, — тарифы. Потому что тарифы больно бьют по всем, и это как раз тема местных выборов. На эту тему будут говорить властные фракции, объясняя, почему ведется именно такая политика. Это делается уже сейчас: все видели социальные ролики министра Розенко (от власти), который призывает всех получать субсидии и т.д. Оппозиционные партии, наоборот, будут настаивать на том, что все это незаконно, что все эти тарифы — вымогательство, что на них зарабатывают олигархи и т.д.
Третья тема, которая будет востребована (кстати, впервые за все времена), — региональный патриотизм. Она слабо пробивалась на последних местных выборах, но сейчас это становится все более очевидно.
Это, кстати, европейский тренд, потому что региональный патриотизм очень популярен, и на этой теме играют политики большинства европейский стран. Особенно ощутимо это во Франции, Германии, Польше и Испании.
Этот тренд у нас начался в противоположных концах страны. Самым большим региональным патриотом всегда был Донецк, с одной стороны, а с другой — Западная Украина и Галичина. Сейчас этот тренд распространился и в центре страны и дальше продвигается к югу. То есть люди начинают осознавать себя не просто как украинцев (или россиян, или евреев), а как, например, сумчан, виннитчан или львовян. Эта тема будет очень популярной, на этом тренде начали сейчас играть политические силы.
Что касается старых добрых методов, то подкуп будет работать, причем — разочарую вас — даже в Киеве. У новых партий, которые сейчас активно рекламируют себя (а-ля "Рух за реформи"), нет иного пути попасть в Киевсовет, кроме подкупа. Поэтому подкуп будут использовать всюду, к сожалению. Из-за экономических проблем люди сегодня более охотно продают свой голос. Цена голоса будет не такой высокой — в районе ста-двухсот гривен за голос.
Что касается возможности голосования внутренне перемещенных лиц, то закон этого не позволяет. Им необходимо пройти процесс перерегистрации, а это очень сложно. Голосование по фактическому месту проживания — это нормальная европейская практика. Во многих странах ЕС голосуют не только граждане этой страны, но и граждане ЕС, которые проживают и работают на этой территории. Например, вам не придется менять гражданство, чтобы проголосовать, если вы — итальянец, который работает в Британии. На парламентских выборах вы не можете проголосовать, если вы не гражданин Британии. А если вы гражданин ЕС и живете в Британии, платите налоги, то на местных выборах вы можете голосовать, имеете право выбирать местную власть, потому что она вам обеспечивает комфорт за ваши же налоги. Это логично. А тут, по сути, наши же граждане лишаются права голоса.
Знаю, что многие штабы были бы заинтересованы в этом как в технологии. Особенно в этом заинтересована власть. Она заинтересованы зарегистрировать беженцев, чтобы их можно было использовать как мощный ресурс, дабы изменить электоральную картину. К примеру, если дать голоса донецким беженцам, то тот, кто имеет админресурс, может эти голоса получить в свою копилку.
Я считаю, неконституционным, когда этих людей лишают права голоса — и жителей Крыма, и жителей Донбасса, которые стали временно перемещенными лицами.
Координатор парламентских и избирательных программ гражданской сети "ОПОРА"
Мы не прогнозируем на этих выборах каких-либо новых методов борьбы кандидатов. Это будут традиционные вещи, которые имели место во время предыдущих избирательных кампаний. Вопрос будет в том, в каких масштабах эти методы будут применяться сейчас.
Речь идет, прежде всего, о подкупе избирателей. Это может быть непрямой подкуп — когда предоставление материальных благ избирателям сопровождается призывами голосовать за кандидатов определенных политических партий.
Также может использоваться административный ресурс в разном виде. К примеру, бюджетный административный ресурс — когда за счет средств, которые выделены в рамках определенных официальных бюджетных программ, будут реализовываться какие-то инфраструктурные или коммунальные улучшения. В то время как аудитории это будет представлено как влияние определенного кандидата или группы кандидатов политической партии на положительные изменения инфраструктуры в городе.
Также может использоваться кадровый административный ресурс — когда будут использоваться государственные служащие или лица, подчиняющиеся госслужащим, которые подчинены определенным политическим силам, с целью побуждать избирателей поддерживать ту или иную политическую силу или же даже участвовать в мероприятиях агитационного характера или работать непосредственно в избирательных комиссиях наблюдателями.
Кроме того, может быть использован административный ресурс силового типа — когда, например, нарушения одной группы кандидатов, которые могут быть наказаны административно или уголовно, будут под более пристальным вниманием правоохранителей, в то время, как другая группа не попадет в фокус интересов правоохранителей.
Так что мы не можем сказать, что эта избирательная кампания будет уникальной. Вопрос — в масштабе тех проблем, которые характерны для Украины, и которые ни коим образом не решаются от выборов к выборам.
Что касается голосования внутренне перемещенных лиц, тут манипуляций быть не может. Есть Государственный реестр, который является единой электронной базой. В случае, если избиратель обращается с просьбой о смене избирательного адреса на место постоянного жительства, которое не соответствует месту регистрации, поскольку оно находится на оккупированной территории, тогда этот гражданин исключается из реестра по адресу регистрации и включается по адресу фактического пребывания.
Если говорить, что кого-то куда-то могут привезти с целью массового голосования, то это все мифы, стереотипы и дискриминационные признаки недобросовестной коммуникации, в том числе, на тему внутренне перемещенных лиц. Если гражданин постоянно пребывает в территориальном сообществе в связи с его перемещением по не зависящим от него обстоятельствам, например, боевые действия на востоке Украины или оккупация всей территории АРК Крым, то он имеет и правовое, и моральное право голоса в пределах этой территориальной общины. Мифы о том, что кто-то куда-то будет ехать автобусами и голосовать в других общинах, является абсурдом. Чтобы по любой нормальной процедуре сменить избирательный адрес, нужно будет один раз приехать в отдел ведения Государственного реестра, а потом во второй раз приехать проголосовать. Даже если себе представить такую абсурдную ситуацию, что автобусы с оккупированных территорий будут ехать на подконтрольные Украине территории для голосования, то, опять-таки, не заметить их, не препятствовать им — это просто абсурд.
Этот тезис навязывается с тем, чтобы в Украине были нарушены основоположные права человека, к которым принадлежит и политическое право избирать и быть избранным. Опять-таки, этот тезис навязывается исключительно с политической целью дискриминации группы избирателей, которые, по всем международным практикам, документам и конвенциям, признанным Украиной, имеют право голоса в тех территориальных общинах на местных выборах, где они проживают.
Директор Агентства моделирования ситуаций
Нынешняя избирательная кампания будет весьма быстротечной, поэтому я не исключаю всякого рода "гречек" — материальных поощрений избирателей и "засевания" округов. Все это очень вероятно, потому что люди, которые раньше работали с теми или иными кандидатами, работают с ними и сейчас, и они ничего нового придумать не могут, к сожалению.
Более того, слыша, какие месседжи звучат перед нынешними выборами, складывается впечатление, что кандидаты готовятся не к местным выборам, а к парламентским. Они говорят не о проблемах на местном уровне, а о каких-то общих вещах. Поэтому интригующими и интересными являются партии, которые были созданы на местах, в регионах, к примеру, партия "Наш край", созданная мэрами городов. Именно они на местном уровне могут существенно повлиять на результат выборов. Или, к примеру, партия "Рідне місто". Именно на эти партии стоит обратить внимание, поскольку они взяли людей, которые известны и авторитетны, которые руководили в свое время в регионе. Та же партия "Наш край" может претендовать на голоса бывших избирателей Партии регионов на юге и востоке. И это хорошо, потому что там будет конкуренция между "Оппозиционным блоком", "Відродженням" и этой партией, которая состоит из мэров. В центре и на западе страны будут конкурировать другие политические силы.
В любом случае, лично для меня единственной интригой будет то, смогут ли достучаться до избирателей эти политические проекты, которые будут апеллировать к людям с точки зрения их местных проблем, а не общих (есть ли жизнь на Марсе, остановим войну, вступим в НАТО, сохраним Украину и т.д.). Согласно некоторым социологическим исследованиям, такие политические силы, которые говорят именно о решении проблем на местном уровне, существенно вырвались вперед. Так, к примеру, в Херсоне партия "Наш край" и Блок Владимира Николаенко (нынешнего руководителя) опережают по рейтингам других, то есть будут конкурировать, по сути, между собой; при это представители "Батьківщини", БПП, "Оппозиционного блока" и т.д. не имеют вообще никаких шансов там.
Этот конечный результат станет главной интригой, которая может всех удивить.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред