Внеочередная парламентская сессия не стала спасательным кругом для страны, все глубже погружающейся в кризис. Противоборствующие стороны находятся в шаге от новой волны противостояния.
Внеочередная сессия Верховной Рады вновь доказала, что в здании под куполом контроль продолжает удерживать власть, а слухи о появлении пяти десятков несогласных с генеральной линией в "региональной" фракции пока еще далеки от реальности. По крайней мере, президент в состоянии находить для них убедительные аргументы. Виктор Янукович лично уговорил своих однопартийцев проголосовать за закон об амнистии участников акций протеста в том варианте, который предложили юристы Банковой. Он пустил в ход самый безотказно действующий на парламентариев еще со времен Кучмы довод – роспуск Рады.
Впрочем, не менее убедителен он и для оппозиционной части депутатов, которые хоть и заявляли со сцены Майдана о необходимости полной перезагрузки власти, но особых усилий к приближению даты досрочных парламентских выборов не прикладывали. И оперативно отреагировали на угрозу Януковича цитированием положений Конституции, согласно которой распустить парламент президент имеет право лишь в одном случае – если Рада не работает в течение 30 дней.
Амнистия по-президентски предполагает, что участники протестов будут освобождены от ответственности только в том случае, если в течение 15 дней с момента вступления в силу закона, будут освобождены все захваченные здания органов власти и местного самоуправления, а также разблокированы все перекрытые митингующими улицы. Констатировать этот факт поручено генпрокурору, который должен разместить на сайте ведомства соответствующее уведомление. Если протестующие не уходят в течение двух недель, закон теряет силу, и переговорщики будут иметь возможность начать процесс обсуждения условий выхода на свободу сотен задержанных и арестованных участников акций, взятых властью в заложники, по третьему кругу. Оппозиционеры заявили, что такая амнистия неприемлема, закон поддержали лишь регионалы, коммунисты и примкнувшие к ним одиннадцать внефракционных.
Стоит обратить внимание и на то, что выполнение одного из требований Майдана, связанного с отменой скандальных законов от 16 января, пока еще тоже сложно назвать полным. Решение, принятое конституционным парламентским большинством, пока не завизировано президентом, а значит, драконовские нормы продолжают действовать, что дает основания наращивать численность задержанных усиленными темпами. Примечательно, что на подписание резонансных законов, спровоцировавших обострение кризиса, Виктору Януковичу потребовался всего день, а вот над узакониванием их отмены он раздумывает дольше и может тянуть до 15 дней, предусмотренных Конституцией.
Что же касается отставки Кабмина, которой также требовали вышедшие на улицы сотни тысяч людей, то и в этом направлении на Банковой смогли обернуть поражение в победу. Во-первых, преподнесли уход Николая Азарова в качестве ключевой уступки. Во-вторых, спутали карты оппозиционерам, предложив премьерство одному лидеру и вице-премьерство другому. В-третьих, продемонстрировали Западу готовность к диалогу с оппозицией, которой якобы предоставили возможность сформировать правительство, не уточняя, что полномочия у новых руководителей будут очень ограничены. При этом переключили внимание на обсуждение кадровых вопросов и перспектив работы нового технического Кабмина, который возьмет на себя всю ответственность за предстоящие экономические и финансовые проблемы, выведя из-под удара президента накануне выборов.
ЕС и США продемонстрированный властью шаг навстречу прогнозируемо оценили позитивно, как в части отмены ограничивающих права и свободы граждан законов, так и в части приглашения оппозиции в состав правительства. А президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу даже напомнил о готовности подписать Соглашение об ассоциации, если власть подтвердит стремление к развитию демократии в Украине.
Правда, еврокомиссары призывают амнистировать задержанных протестующих без каких-либо условий, но и захват административных зданий они тоже не приветствуют. И, вероятно, закон об амнистии вполне могут расценить как приемлемый компромисс. Недопустимым на Западе считают силовое разрешение кризиса, в чем Виктора Януковича лично убеждали многочисленные европейские и американские визави. А сообщение о готовности США применить санкции к тем, кто может спровоцировать возобновление насилия, будь то чиновники или лидеры протестов, очевидно, призвано ускорить переговоры.
Стимулируют к разрешению кризиса и с другой стороны. Руководство России и о долге за газ в 2,7 миллиарда долларов напомнило, и о том, что дата следующего транша кредита, обещанного как братская помощь украинскому народу, не определена. И в качестве дополнительного аргумента российские таможенники вновь стали с особой тщательностью проверять украинские товары. Правда, пока все попытки власти выйти из кризиса по российскому рецепту заканчиваются неудачно, и даже обостряют противостояние. Однако, силовой вариант по-прежнему не исключен, поскольку уходить с Майдана люди не собираются, а власть продолжает увлеченно имитировать поиск компромисса.
Результаты внеочередной сессии парламента стали еще одним маркером неготовности власти идти на уступки и неспособности оппозиции консолидировать усилия для достижения результата или хотя бы четкого его формулирования. Оппозиционеры с маниакальным упорством продолжают показательно верить в способность сделать Раду площадкой для поиска компромисса, власть – с завидным постоянством доказывать им обратное. Можно не сомневаться, что следующий раунд "решающего" поиска будет назначен по обоюдному согласию на 4 февраля, когда откроется очередная сессия. Вот только цена этой затянувшейся игры для всей страны растет с каждым днем.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред