Власти КНДР 7 февраля заявили об успешном запуске спутника, однако Япония и США утверждают, что это были испытания баллистической ракеты. Эти действия Северной Кореи вызвали обеспокоенность мирового сообщества.
В частности, генсек НАТО Йенс Солтенберг решительно осудил такой шаг. "Это является прямым нарушением пяти резолюций Совета безопасности ООН, которыми КНДР неоднократно призывали прекратить все виды деятельности, связанные с программой разработки баллистических ракет, чтобы восстановить предыдущие обязательства относительно моратория на их запуск и не проводить никаких новых ядерных испытаний или пусков с использованием баллистических ракет", — говорится в заявлении генсека НАТО.
Также Совбез ООН осудил запуск ракеты КНДР, а также рассматривает вопрос введения санкций против Северной Кореи, которые станут ответом на нарушение Устава ООН. За такое усиление санкций высказался и министр иностранных дел Японии Фумио Кисида.
Кроме того, госсекретарь США Джон Керри заявил, что такие действия Северной Кореи угрожают международному миру и безопасности.
Эксперты рассказали "Главреду", какую опасность для мировых стран представляют такого рода испытания КНДР, для каких государств они являются наибольшей угрозой, а также какие процессы может спровоцировать в мире этот запуск ракеты КНДР.
Профессор Киевского национального университета им. Т.Шевченко, эксперт по вопросам международной политики, доктор политических наук
Это событие — дальнейшее разрушение режима ядерного нераспространения, или нераспространения оружия массового уничтожения, поскольку баллистические ракеты являются носителями такого оружия. Безусловно, это и в дальнейшем будет разрушать данный режим, поскольку Северная Корея занимается не только разработкой ракетных программ, но и нелегальным экспортом компонентов для баллистических ракет, которые могут быть использованы как носители оружия массового уничтожения. В этом кроется большая опасность. Она подрывает и режим нераспространения оружия массового уничтожения, и режим экспортного контроля.
Что касается реальной угрозы, то это, прежде всего, представляет угрозу для Японии и Южной Кореи. Потому что за этими программами, безусловно, идет параллельная разработка ядерного оружия. Как известно, недавно Северная Корея провела тестирование водородной бомбы. Так что, безусловно, ее действия рассчитаны на региональное влияние. Если они достигнут дальности, которая будет входить в классификацию межконтинентальных баллистических ракет, будут достигать США (а, очевидно, перед ними стоит и такая задача), то это станет представлять непосредственную угрозу и для Соединенных Штатов.
Но основная цель таких разработок — защита собственного тоталитарного режима в Северной Корее. Ради этого они, собственно, и разрабатывают ядерное оружие.
Следует напомнить, что и Иран разрабатывал свою ядерную программу, которая на данный момент заморожена, но разработка ракетных программ продолжается и дальше. Дальность их баллистических ракет уже достигает двух тысяч километров. Это, безусловно, подрывает безопасность стран региона, до которых достают эти ракеты. Вопрос только в обострении отношений со странами региона. Как мы видим, сейчас военно-политический кризис в отношениях Ирана и Саудовской Аравии. Это значит, что разработка таких ракет уже значит непосредственную угрозу безопасности Саудовской Аравии. Это оружие запугивания, способное существенно дестабилизировать ситуацию. Также тем самым подрывается международный режим безопасности.
Эксперт по вопросам международной безопасности, политолог
У корейцев давно есть ядерная программа, полученная еще от Советского Союза, и Китай с ними работал. У корейцев есть ядерная бомба, они умеют это делать, более того, у них есть центрифуги по обогащению урана. Это известно.
Насколько хороша их программа с баллистическими ракетами, и насколько она соответствует тому, что мы слышим, в частности, в западной прессе, говорить сложно. Потому что корейцы все время блефовали. Да и американцы с европейцами заинтересованы в том, чтобы нагнать страха на всех, чтобы это оружие не распространялось. Есть страны, которые стоят на грани, то есть они в состоянии создать ядерную бомбу. Например, Иран (кстати, в 50-е годы американцы построили лабораторию для ядерных исследований в подвалах Тегеранского университета, а потом подключились россияне). А есть страны, у которых есть такие бомбы, но нет ракет (средств транспортировки). Например, Пакистан.
Сегодня не известно, насколько отвечает действительности то, о чем говорят американцы. Лично у меня есть большие сомнения насчет этого. Ведь когда лет пять-семь назад корейцы впустили к себе какую-то инспекцию, она была потрясена: ранее они видели информацию, которая приходила с корейских атомных станций, и это было оборудование 50-60-х годов, еще советских времен; а тут оно уже было нашпиговано современной электроникой. Хотя баллистические ракеты — это настолько сложная конструкция, наверное, даже более сложная, чем ядерная бомба. И у меня есть большие сомнения, что корейцы, будучи полностью изолированными, смогли создать нечто серьезное.
Насколько запуск такой ракеты КНДР угрожает другим государствам? Американцам это никак не угрожает, потому что на Аляске у них расположена шикарнейшая система ПВО, которая перекрывает север и частично запад США. Для Японии и Южной Кореи это представляет угрозу. Но они в военном союзе с США (правда, это антикитайский союз, но если будет атака на Корею или Японию, то союзом смогут воспользоваться). Так или иначе это приведет к наращиванию вооружений. Японцы уже давно говорят о том, что хотят внести изменения в конституцию и превратить армию обороны на полноценную структуру — армию, способную не только обороняться, но и нападать.
Кроме того, теперь очевидно, что все страшилки, которыми в свое время купили нас для подписания Будапештского меморандума, не стоят бумаги, на которой написаны. В свое время, когда был жив Каддафи, где-то в 2006-2007 году, мне доводилось писать докладную записку о распространении ядерного оружия. Там был весьма интересный момент. Почему тогда начали угнетать Каддафи? Не только потому что над Локерби был взорван "Боинг" (террористы бомбу заложили), но и потому, что разведка узнала о том, что в Ливии есть ядерное оружие, что у ливийцев есть материалы на две с половиной ядерные бомбы, обогащенный уран (что самое дорогое). Схемы и готовые центрифуги для обогащения урана им дали северные корейцы. После того у Каддафи случилась трагическая ситуация, когда 400 детей в детском госпитале были заражены вирусом СПИД, судя по всему, израильтянами. По этому поводу был большой скандал, он страшно испугался, понял, что если они туда влезли, заразили банк крови, то они доберутся и до него. Тогда он обратился к своему другу Берлускони, сказав, что готов отдать оборудование, чертежи, полностью лабораторию, лишь бы те прекратили все это. И ливийцы все отдали, а террористов выдали Каддафи. И была полная дружба, аж пока американцы не решили воевать с Ливией, но это уже другая история.
Если корейцы открыто демонстрируют, что у них есть не тактические, а стратегические носители — ракеты, которые смогут достигать целей в пределах двух с половиной-трех тысяч километров, то это, прежде всего, представляет опасность для Южной Кореи и Японии. А, кроме того, это значит, что они поделятся своим опытом с пакистанцами, иранцами (иранцы давно занимаются этими программами, но пока не достигли особых успехов) — это значит ползучее распространение. А мы, как последние лохи, будем слушать речи о "глубокой обеспокоенности" от британцев и американцев, которые выкручивали нам руки, чтобы мы отдали ядерное оружие. Если бы у нас были тактические ядерные ракеты, очень сомневаюсь, что Путин сюда бы сунул нос.
Содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова
Эти два события — запуск баллистической ракеты и испытания ядерной или водородной бомбы (как руководство КНДР сказало), не до конца подтвержденные, но которые, скорее всего, таки имели место, — это то, на что невозможно не обратить внимание. Любая ракета, которая способна вывести спутник, также способна вывести на орбиту боеголовку и потом ее доставить в любой уголок земного шара. Это то, что вызывает беспокойство в первую очередь.
Также возникает вопрос об эффективности тех санкций и международных инструментов, которые не сдержали КНДР от таких действий. Например, Иран, где ядерное оружие было только на этапе разработки, прочувствовал на себя всю мощь как принудительных мер, так и дипломатических, что, в конце концов, хотя бы временно дало положительный эффект. В случае КНДР это не сработало.
Кроме того, что следует отметить в связи с Украиной, это Будапештский меморандум, который давал Украине гарантии суверенитета и территориальной целостности со стороны ядерных государств. Этот меморандум мог служить существенным поощрительным инструментом для тех государств, которые либо уже имеют оружие, либо стоят на пороге его создания. Данный инструмент был разрушен, прежде всего, Россией, одним из гарантов. А сейчас мы видим, что и з с помощью санкций заставить государство что-то делать невозможно. В итоге, потеряно доверие к международному праву.
Для каких стран такие испытания КНДР представляют угрозу? Такая ракета может доставить заряд в любую точку Земли, но, прежде всего, это представляет угрозу для Японии и Южной Кореи (ее территория и так была под угрозой, а нынешние запуски ракет дальнего радиуса действий, прежде всего, покрывают территорию Японии). Ракета с двумя ступенями, как была в данном случае, может легко достичь территории Японии. Самое страшное, что был выбран такой момент для запуска, когда это стало неожиданностью практически для всех, когда вовремя отреагировать на запуск никто не мог.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред