Перспективы сотрудничества с МВФ: сколько денег дадут Украине – прогноз экспертов

13 января 2015, 11:12обновлено 3 августа 2018, 01:11
Экономисты рассказали "Главреду", как в дальнейшем может сложиться сотрудничество МВФ и Украины, а также спасают ли на самом деле кредиты экономику страны.

 / blog.liga.net

12 января миссия МВФ начала очередной этап своей работы в Украине и предполагает завершить ее 29 января. За это время стороны намерены согласовать план действий властей для получения Украиной финансирования. По результатам работы планируется подписание обновленного письма о намерениях и меморандума об экономической и финансовой политике, где будут определены меры, которые необходимо предпринять украинской стороне для получения очередного транша финансовой помощи. Ранее премьер Арсений Яценюк заявил, что средства МВФ пойдут не на финансирование госбюджета или выплату зарплат и пенсий, а на выполнение внешних обязательств.

Совет директоров МВФ одобрил нынешнюю кредитную программу stand-by для Украины еще в апреле 2014 года в объеме 16,67 млрд долл., и рассчитана она на два года. Первый транш Украина получила еще в мае прошлого года.

видео дня

Напомним, что не так давно известный финансист Джордж Сорос призвал западные страны не усиливать санкции против России (иначе это приведет к ее дефолту, что будет иметь негативные последствия и для Украины, и для других стран), а повысить уровень помощи нашей стране. В частности, он призывал МВФ увеличить кредитную линию на 13 млрд долл. и перейти от формата сотрудничества stand-by к более долгосрочному формату.
Эксперты рассказали "Главреду", какими видят перспективы сотрудничества МВФ и Украины, на какую сумму Украина может рассчитывать в этом году, откликнется ли Фонд на призыв Сороса и увеличит ли размер кредита, а также спасают ли в целом кредиты МВФ ситуацию в Украине, или же мы просто "толчем воду в ступе", когда, не проводя реальных реформ, набираем новые кредиты, чтобы вернуть прежние заимствования.

Андрей Новак

Глава Комитета экономистов Украины, кандидат экономических наук

Андрей Новак:

На данном этапе сотрудничество Украины и МВФ – это не вопрос. Вопрос – в масштабах этого сотрудничества. А отношения Украины не только с МВФ, но и с западным миром – это не просто экономические отношения на основе экономических параметров, расчетов и состояния Украины. Это – чисто политические отношения. И именно от политических лидеров стран-доноров МВФ, политических лидеров Евросоюза будет зависеть масштабность финансового сотрудничества с Украиной и через канал МВФ, и через другие каналы. Потому фактически сейчас "клуб доноров" формирует общие параметры кредитования украинской экономики, и от политического решения о суммах политической поддержки Украины будет зависеть сотрудничество с МВФ и те суммы, которые на себя возьмут МВФ, Мировой банк, Европейский банк, правительства стран ЕС. Каналы будут распределены, но основное решение будет политическим.

Можно ожидать, что миссия МВФ сейчас будет требовать внесения изменений в бюджет на 2015 год, потому что принятый документ хуже бюджетов Азарова. В частности, он еще более централизованный, несмотря на постоянные разговоры о децентрализации. Соотношение доходов центрального и местных бюджетов в этом бюджете на 2015 год является еще более централизованным, чем ранее. Например, в бюджетах Азарова это соотношение было 80% к 20% в пользу центрального бюджета, а в бюджете нынешнего правительства – 82% к 18%.

Есть претензии и к другим параметрам, в частности, дефицит бюджета большой, возрастает государственный долг, нереалистичные прогнозы доходов в бюджет (заложено 475 млрд грн, а это нереально; Госказначейство обнародовало доходы за 2014 год – бюджет недополучил 36 млрд грн доходов, сумма составила лишь 406 млрд). Правительство в бюджет-2015 заложило доходы на уровне 475 млрд – интересно, откуда будет рост на 75 млрд грн, если при этом закладывается падение ВВП в 4,5%? При этом затраты заложены на уровне 527 млрд гривен. При доходах 406 млрд грн за 2014 год это значит фактический дефицит в, как минимум, 120 млрд грн.

Думаю, что миссия МВФ все это увидит, поймет и потребует пересмотра бюджета – и доходной, и расходной частей. Правительство будет вынуждено пойти на требования МВФ. И в этом случае сотрудничество продолжится, причем, не исключено, что в бОльших суммах, нежели планировалось. А окончательные суммы будут зависеть от политических решений доноров по поводу поддержки Украины.

Сорос призывал МВФ увеличить кредитную линию на 13 млрд долл. А Сорос просто так ничего не заявляет. Он является своеобразным каналом информации, который задает своеобразные параметры. И на эти параметры будут ориентироваться. Те суммы, которые он озвучил, действительно, такие, в которых нуждается украинская экономика. Потому что при нашей экономической ситуации, потерях от аннексии Крыма и разрушения экономики Донбасса (инфраструктуры и предприятий), чтобы обеспечивать тот социальный уровень, который был до Майдана, масштаб вливаний в украинскую экономику в ближайшие годы должен быть бОльшим – от 50 до 100 млрд долл.

Опыт 2014 года показал, что Украина за короткий промежуток времени – девять месяцев – получила из разных источников около 9 млрд долл. И если посмотреть, какой эффект от этих денег, то мы увидим, что за эти средства так и не решен ни один экономический вопрос, ни одна экономическая проблема: ни стабилизация курса, ни бюджетные проблемы, ни другие. То есть эффективность использования кредитных ресурсов, мягко говоря, минимальна, точнее ее вовсе нет. Если так и в дальнейшем будут использоваться кредитные средства, то мы снова не получим никакого эффекта, а будут только какие-то объяснения, хотя никто на самом деле не будет видеть, на что идут деньги.

Думаю, что МВФ и доноры будут требовать от Украины изменения подходов к использованию кредитных ресурсов. Возможно, речь даже пойдет о том, что распоряжаться ими будут не украинские политики – фактически будет внешнее финансовое управление. Может быть и такое.

Александр Жолудь

Старший аналитик Международного центра перспективных исследований

Александр Жолудь:

Украине, на мой взгляд, сегодня крайне необходимо сотрудничество с МВФ, если она хочет оставаться агентом на мировом рынке. В этом году по государственным и квазигосударственным долгам нам необходимо выплатить около 10 млрд долл. Такую сумму набрать исключительно за счет платежного баланса, увеличивая экспорт и уменьшая импорт, невозможно. Необходимо откуда-то привлекать эти средства. Из-за того, что для Украины частные мировые рынки капитала в большинстве своем закрыты, поскольку у них есть опасения по поводу дефолта, Украине остаются только МВФ и другие надгосударственные организации, как единственный источник, откуда мы можем получить валюту в таких объемах, чтобы нормально рассчитываться по текущим внешним долгам.

Потому мы ожидаем, что в этом году МВФ предоставит, по крайней мере, необходимые 10 млрд долл. Учитывая, что мы только закрываем старые долги (никакие деньги не направляем в экономику, хотя должны были бы способствовать ее развитию), нам было бы важно, чтобы сумма кредита была увеличена, причем увеличена существенно.

Вместе с тем, считаю, такое развитие событий сейчас вероятно, но пока не гарантировано из-за того, что со стороны Украины не видно никаких шагов по осуществлению конкретных реформ – только разговоры о них. Например, это касается реформирования "Нафтогаза", который на сегодняшний день является самой большой "черной дырой" бюджета, в которую улетают значительные средства, выделяемые на его поддержку, а также увеличение прозрачности и открытости бюджета в целом. Кроме того, нельзя сказать, что бюджет способствует децентрализации. Были некоторые изменения, которые пошли на пользу. Но при этом есть и основания говорить о еще большей централизации, например, увеличилась сумма, которую забирают в Киев из местных бюджетов в виде налога на доходы физических лиц.

Если представить, что было бы, если бы МВФ сегодня отказался от сотрудничества с Украиной, то ситуация была бы значительно хуже. Да, действительно, мы закрываем старые кредиты новыми, а не направляем эти средства на какое-то развитие. Но лучше, чтобы у нас была возможность не думать о текущих кредитах, которые мы должны вернуть, а заниматься реформированием государства.

Олег Соскин

Директор Института трансформации общества

Олег Соскин:

МВФ – это международная организация, в которую входят с разными пакетами голосов более 120 стран. МВФ имеет очень четкие правила. Главная цель его деятельности была сформулирована еще в 1944 году: поддержка национальных банков для стабильности национальных денежных единиц и поддержка стабильного баланса между доходами и расходами государственных бюджетов. У МВФ нет функции кого-то спонсировать и т.д.

Как действует МВФ? Он под небольшой процент (около 3%) дает кредит на три-пять лет. Пять – это очень много; в основном один-три года нужно для стабилизации. Первый транш на 4,8 млрд долл., который мы получили в прошлом году, был дан на пять лет под 3%. То есть возвращать придется немалые деньги – итого 15% за пять лет, то есть около 700-800 млн долл. нужно будет вернуть только за обслуживание.

К тому же, МВФ дает валютные свопы, то есть свои Special Drawing Rights (специальные права заимствования, – Ред.) – это модель корзины из четырех валют: американский доллар, евро, иена и фунт в определенной пропорции, то есть дает "здоровую кровь", а взамен забирает "плохую кровь" (например, гривну) на этот период. Так что МВФ забрал у нас гривну по курсу 13 на эти 4,8 млрд долл., то есть гривна пока у них, а валюта – у нас. Поэтому как себе представляет Сорос и наши деятели – Яресько и Яценюк – то, что МВФ снова нам даст валюту, а напечатанную Гонтаревой гривну заберет себе? По какому курсу?

То есть МВФ не может нам дать больше денег, потому что нет гарантии, что мы эти средства потом вернем, так как нет золотовалютного запаса (осталось всего 8 млрд долл. ЗВР, кто же даст кредит на 15 млрд долл.?). Поэтому очередные кредиты – это все фантазии.

Плюс – МВФ говорит, что если мы страна с рыночной экономикой, то у нас всюду должны быть рыночные механизмы образования цены, прежде всего, на газ. Не может быть преференций по газу, при которых кому-то продают газ по цене, в несколько раз меньше рыночной. Если цена на газ за тысячу кубов – 300 долларов, то люди должны так и платить – и коммунальные предприятия, и граждане. Но если учитывать курс НБУ, то тысячу кубов должно стоить 300 долларов, а 300 долларов по курсу 16 – это, получается, почти 5 тысяч гривен. При этом средняя зарплата в Украине – чуть больше 3 тысяч гривен. Поэтому – как люди могут купить газ по такой цене?

Кроме того, МВФ требует сбалансировать доходы и расходы государственного бюджета, чтобы не было дефицита. Сейчас у нас больше 60 млрд дефицита "нарисовано" в бюджете-2015, а какой он реально – вообще никто не знает. Потому МВФ требует отменить все льготы всем социальным группам, сделать рыночную модель ценообразования. Ведь введенный налог на импорт 5-10% – это антирыночная мера, говорит МВФ. А НАК "Нафтогаз" – или объявите банкротом, или приведите его в порядок, чтобы там не воровали деньги, говорит МВФ. Прекратите пополнять уставный фонд долговыми обязательствами правительства, которые скупает Национальный банк, говорит МВФ. То есть существует ряд очень жестких требований. Поэтому МВФ денег дать не может. Не зависимо от того, будет в Украину приезжать Сорос и собирать народных депутатов или не будет.

Мы получили 4,8 млрд долл. от МВФ, но даже оставшихся по этой программе более 10 млрд он не может дать, не говоря уж о большей сумме, к которой призывал Сорос. Эти деньги просто нет под что давать, не выполнены базовые требования, необходимые для сотрудничества с МВФ. А если деньги все-таки дадут, то его руководство можно будет обвинить в коррупции.

С 1995 года по 2013 год Украина получила от МВФ почти 18,6 млрд долл. В прошлом году мы с МВФ расплатились, отдали все деньги, плюс – отдали более 2 млрд долл. процентов. То есть за этот период с 1995 по 2013 годы через Украину прогнали 20 млрд долл. А, скажите, кто-то из народа от этого выиграл? В 1995 году у нас было 75% условно среднего класса и практически не было миллиардеров. А сегодня у нас 1% миллиардеров, 80% бедных, а среднего класса 15-18% (его почти не осталось). Вот результат этих денег МВФ. Если сейчас мы снова возьмем деньги МВФ, то в результате у нас появится 0,5% долларовых мультимиллиардеров, а остальные будут париями, кастой неприкасаемых. Поэтому, я считаю, что эти деньги нам вообще брать не нужно, все равно они разворовываются правящими кланово-олигархическими группами. Уже полученные несколько миллиардов по новой программе сотрудничества с МВФ пошли на то, чтобы погасить 3,5 млрд долл. остатка долга МВФ, который был по предыдущей программе. То есть мы погасили остаток долга за счет новых заимствований у МВФ – мы перекредитовались. Так какой смысл их брать? Ведь эти деньги идут на одно – они используются правящими кланами для собственного обогащения и усиления своей власти, поэтому эти деньги нам не нужны.

Надежда Майная

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
^
Мы используем cookies
Принять