Путин может забрать Крым, но получит большие проблемы - эксперты

12 марта 2014, 23:14обновлено 3 августа 2018, 01:05
Политологи рассказали, чего ждать Украине после "референдума" в Крыму.

В Крыму активно призывают голосовать за присоединение к России

Уже в ближайшее воскресенье, 16 марта, в оккупированном российскими военными Крыму пройдет признанный незаконным референдум насчет того, присоединяться ли полуострову к России. Большинство экспертов считают, что результат "плебисцита" предсказуем, как и то, что его не признает мировое сообщество.

В свою очередь, исполняющий обязанности президента Александр Турчинов заявил, то исключает военные действия в Крыму.

видео дня

Эксперты рассказали "Главреду", какого сценария развития событий можно ожидать в Крыму после 16 марта, и как будет действовать после референдума Запад.

Константин Матвиенко

Эксперт корпорации стратегического консалтинга "Гардарика"Константин Матвиенко:

Я считаю, что Украина Крым не потеряет. А результаты референдума, какими бы их ни нарисовали, будут зависеть от собственной безопасности. Присоединение Крыма к России просто невозможно, потому что в этом случае Россия быстро развалится сама. Ведь за этим последуют международные санкции и экономическая блокада. А финансовые расходы, которых потребует Крым, просто не под силу российской экономике и инфраструктуре.

Аксенов и Константинов (нелегитимный премьер Крыма и спикер парламента автономии - ред.), очевидно, будут "рисовать", что Крым вернется к Конституции 1992 года, и будут выторговывать гарантии безопасности для себя (причем гарантии за пределами Крыма, то есть, чтобы им просто дали возможность куда-то сбежать и спрятаться). На мой взгляд, Крым в любом случае останется в составе Украины.

Относительно заявления Турчинова и Турчинова вообще. Он – случайный человек во главе государства. То, что он себе позволяет – и с точки зрения назначений, и с точки зрения таких заявлений, - недопустимо. Думаю, что ему как можно быстрее нужно оставить пост исполняющего обязанности главы государства еще до выборов 25 мая. Намерение перенести выборы (инициированное Партией регионов - ред.) – это очень плохо, просто неприлично и может стать поводом для очередного Майдана. Ясно, что Тимошенко провисает, что бороться будут Кличко и Порошенко, хотя может вмешаться и третий, неполитический кандидат. Для Тимошенко и партии "Батьківщина" в этих раскладах просто нет места. Потому они будут всячески пытаться перенести выборы, что недопустимо. Это, на мой взгляд, даже большая опасность, чем путинская агрессия.

Путин уже проиграл, независимо от того, заберет он Крым или нет. Россия убедила мир, что она является империей зла, основным фактором опасности для планеты. Цивилизованный мир таких вещей не прощает. У него просто сработает инстинкт самосохранения, и он будет делать все возможное, чтобы произошла либо смена режима в России, либо все для ее дезинтеграции. Но, на мой взгляд, наиболее вероятно сочетание этих двух вариантов. В любом случае, мы на пороге окончательного развала Российской империи.

С начала оккупации Россия думала, что мир это проглотит. Она действует по своему крайне неэффективному и неправильному алгоритму. Расчет был на то, что восток и юг Украины, а также Крым с распростертыми объятиями примут российских оккупантов. А их не принимают. Они думали, что эти территории спят и видят, как бы им вернуться к России. Но, на самом деле, люди, живущие там, понимают, что Украина – это будущее. Безо всякого преувеличения, Украина представляет собой цивилизационного лидера, потому что система общественных отношений, которая сейчас появляется здесь, является прогрессивной, системой будущего. А Россия, как всякое зло, всегда вчерашнее. Люди это понимают (возможно, не теми словами, которыми я это выражаю).

Совершенно бытовой пример. Украинская Самооборона, когда находила кошельки или телефоны, несла их на специальный пункт, где людям потом их возвращали. Крымская и российская самооборона грабит журналистов, отбирая у людей деньги и телефоны. То есть, бандиты против нормальных людей. Бандиты всегда обречены на поражение, всегда маргинальны, всегда существуют в своей нише, из которой их не выпускают. Россия своим бандитизмом сама себя обрекает на маргинес.

Владимир Цибулько

ПолитологВладимир Цибулько:

Результаты данного референдума никто не признает, поскольку он будет проводиться с нарушением украинского законодательства и под оккупационным сапогом. Фактически потом будет длительная пауза и соревнование систем. Будет два варианта предложений Крыму: украинский и российский. На мой взгляд, крымское население уже сейчас ощущает себя заложником Путина, поскольку понимает, что со временем их ждет осетизация (переведение в формат Южной Осетии). Какое-то время все так и продержится, пока не обвалится экономика России, а потом все вернется в законодательное русло Украины.

Россия не обращает внимания на предупреждения о возможном введении санкций со стороны Запада до тех пор, пока экономические потери не начали разрушать всю ее экономическую систему. Пока экономические удары еще терпимы, она ведет себя так. Но вполне может быть задействована такая схема, как когда-то к Саддаму Хусейну, согласно которой сначала применяются экономические меры (уменьшение экспорта углеводорода, аресты счетов и т.д.).

Максим Розумный

Доктор политических наук, завотделом этнополитики и внутреннеполитической безопасности Национального института стратегических исследованийМаксим Розумный:

Результат референдума в Крыму, действительно, предсказуем, и сейчас там только думают над цифрами. Также вопрос о наблюдателях: наблюдатели ОБСЕ отказались ехать на референдум, то есть не будет никакого контроля. Потому, очевидно, будет показана очень большая цифра.

Интрига на данный момент состоит в том, будет ли Крым как субъект присоединен к Российской Федерации, или же на какое-то время будет оставаться в промежуточном состоянии условно независимой страны, непризнанной, наподобие Осетии, Абхазии или Косово. Выбор должна делать РФ в лице своего руководителя Владимира Путина.

Это чисто тактический вопрос. Понятно, что Украина и Россия выстраивают разные формы взаимного сдерживания, противодействия, шантажа. Если говорить об украинской стороне, то подразумевается и консолидированный западный мир. В каком-то смысле независимый статус Крыма уменьшает риски для Путина в ближайшее время. Он позволяет избежать прямой конфронтации с Западом в острой форме, в которой она проявляется в последние дни. Я допускаю, что может быть такой якобы компромиссный вариант – независимый Крым, у которого есть договоренности с Украиной (относительно поставок электроэнергии, питьевой воды и т.д.) и с Россией (относительно вхождения в рублевую зону и т.д.). Такой вариант не исключен, но он будет зависеть от того, как будут развиваться события в отношениях между Москвой и Киевом.

На сегодняшний день параллельно задействованы несколько сценариев давления на Украину наряду с крымским. Это и военное присутствие в непосредственной близости от восточных границ, и сепаратистские движения. Это и заявление Виктора Януковича о том, что он считает себя легитимным президентом. Это и возбужденные (накануне - ред.) нескольких дел в судах о непризнании выборов президента и о непризнании исполняющего обязанности Турчинова. Словом, сегодня ведется массированное давление на украинскую власть, на подрыв ее легитимности.

При этом присутствует взаимный шантаж: если вы не признаете легитимность новой власти Крыма и его новый статус, то мы продолжаем не признавать вас и подрываем вашу легитимность. Здесь и лежит поле для компромисса. Заявление Турчинова может сигнализировать о том, что украинская сторона готова к компромиссу, то есть готова в перспективе постепенно признать легитимность нового статуса Крыма и его власти взамен на признание собственной легитимности и возобновление нормальных отношений между Украиной и Россией.

На данный момент нет оснований ожидать, что аппетиты России после референдума коснутся и другой части территории Украины. Принять соответствующие решения в областных советах Востока Украины сейчас было бы сложно. По крайней мере, такое впечатление складывается, исходя из информационных сообщений.

Понятно, зачем России Крым. Есть имиджевый момент – поддержание имперского мифа. А есть и прагматичные вещи – базирование Черноморского флота, контроль над Керченским проливом и контроль над шельфом Черного моря, богатым углеводородами. Тут все понятно. Однако зачем России дотационные, густонаселенные и депрессивные регионы восточной Украины, которые уже отработали свой основной экономический ресурс – понять сложно. В этом прагматичного расчета я не вижу. Потому думаю, что это лишь элемент политического давления и шантаж дестабилизацией украинской власти, чтобы она была более уступчивой и в стратегических вопросах, и в вопросе Крыма.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять