В последние дни все чаще звучат предупреждения о том, что Россия, собравшая войска возле границ Украины, может пойти на прямое военное вторжение. Так, об этой угрозе заявил премьер Польши Дональд Туск, а в НАТО говорят, что войска РФ могут быть введены под видом "миротворцев".
Украинская сторона заявляет, что угроза российского вторжения теоретически существует, и заверяет, что отечественная армия готова отражать атаки.
Опрошенные "Главредом" эксперты считают, что Владимир Путин вряд ли пойдет на полномасштабное вторжение и попытку захватить всю Украину, хотя исключать ничего нельзя, так как его действия невозможно прогнозировать. Также вполне возможна попытка ввести войска в нашу страну под видом "миротворцев".
Вместе с тем, политологи убеждены, что поддержка Россией террористов на Донбассе не прекратится. А от прямого вторжения Путина, по их мнению, могут удержать санкции, только начинающие оказывать влияние на РФ, и то, что подобные действия в итоге могут даже привести к прекращению существования российского государства.
Политический аналитикАлександр Палий:
Санкции чем дальше, тем больше будут сдерживать Россию. Сейчас лучшим сдерживающим фактором была бы жёсткая сила. Определённые намёки на предоставление такой жёсткой силы мы видим по заявлениям представителей разных стран НАТО о том, что они могут поддержать Украину и вооружением, и техникой (в частности, об этом и о возможности миротворческой миссии говорили чехи и немцы). Вчера в Украину прибыли советники из США, которые занимаются расследованием причин крушения малазийского "Боинга". Однако их специализация говорит о том, что заниматься они могут не только расследованием. Эта информация – официальная. Во многих странах бывают советники, но далеко не всегда об этом говорят. Сейчас уже США прямо заявляют о том, что советники будут работать в Украине. Происходят серьезные процессы в Сенате и Конгрессе США.
Так что сейчас полезнее всего была бы поддержка со стороны тех, кто может ее оказать – США и НАТО. Это может оказать определённый сдерживающий эффект на Россию.
Санкции подействуют в более долгосрочной перспективе. Сейчас пока их действие Россия пытается заморозить, но через два года и больше с этими санкциями ей будет жить намного хуже, нежели сейчас.
Однако эффект отдельных санкций мы увидели уже через неделю после их введения. Так, мы видим, что происходит с российскими авиаперевозчиками (пострадала компания "Добролет" - ред.), как реагирует цена акций "Газпрома", как себя чувствуют российские банки.
Я думаю, что за прекращение поставок оружия и своих боевиков на территорию Украины Россия попытается получить какой-то политический дивиденд, о котором она сможет говорить, как о собственном достижении. Так что, вероятно, это станет темой каких-то переговоров – нужно узнать, чего они хотят за то, чтобы от нас "отцепились".
Но сейчас Украина фактически сыграла роль наживки. Потому что Россия сама попалась на крючок: она не только навредила Украине на тысячу жизней и миллиарды гривен, а ущерб самой России – миллиарды долларов. Так что, вредя нам, Россия вредит и себе.
Будет ли полномасштабное вторжение российских войск? Исключать ничего нельзя. Российское руководство пошло ва-банк, однако его ещё можно остановить.
Эксперт по вопросам международной политики, бывший народный депутатТарас Чорновил:
Каким будет дальнейшее поведение России? Трудно сказать. Когда я служил в армии, у меня был прапорщик, "стукнутый на голову". И когда он в очередной раз выкидывал фортели, народ разводил руками и говорил: "Не с умным шутишь". Так вот, мы имеем по ту сторону границы совершенно дегенеративную персоналию с шизофреническими маниакальными синдромами, которой хочется быть императором, которая сама себя загоняет в тупик. Он живёт в империи, где народ достоин своего вождя, и где люди за каждым его шагом ждут новых свершений на империалистическом поле: захватили Крым – должно быть что-то следующее, начали терроризировать Донбасс – значит, всё-таки, должны на эту территорию зайти.
То есть, Путин загоняет себя в тупик, из которого сложно выйти: во-первых, его имперские амбиции, во-вторых, колоссальные проблемы с его психикой, в-третьих, проблема российского народа, которому хочется имперских свершений (пусть мы будем голые и босые, пусть будем задами светить, но мы впереди Европы всей, мы самые главные, нас все боятся). В такой ситуации прогнозировать его поведение сложно.
То, что сейчас Путин делает возле украинской границы, сильно напоминает действия Германии в августе 1939 года перед началом Второй мировой войны. Это действительно очень похоже. Но мне кажется, что всё-таки определённое понимание последствий ещё сохраняется. Очевидно, что к Путину не имеют доступа мудрые и здравомыслящие люди, но к нему имеют доступ те, кто может охарактеризовать все последствия. Россия при любых санкциях и любой изоляции сможет ещё пару лет просуществовать легко. Но после того последствия будут необратимыми. А Путин собирается править вечно - это не Янукович, который пришёл с целью побольше нагрести и вовремя сбежать, а человек, стремящийся быть императором всегда. Потому понимание того, что при такой изоляции через пару лет Россия прекратит своё существование – это угроза для него. Потому у меня есть надежда (не уверенность, не прогноз, а только надежда), что прямого масштабного вторжения (которое предусматривает десант в Киеве, полномасштабную войну, попытку России оккупировать всю Украину) не будет.
Вероятность вторжения с мандатом СНГ под видом миротворческих войск именно на территорию зоны конфликта – в Донецкую и Луганскую области - высокая. Кстати, вчерашняя реприза Чуркина на заседании Совбеза ООН, где он рассказывал, как страшно в Украине и плохо, какая тут гуманитарная катастрофа на Донбассе, как в этом виновата Украина, вполне может быть одним из подготовительных шагов именно для этого. Однако неприятие слов России было очень жёстким, в том числе со стороны ближайших партнёров РФ. Так что попытка разыграть карту о том, что в Украине гуманитарная катастрофа, и только Россия может её спасти, сейчас потерпела фиаско. Однако возможность введения войск под мандатом "миротворцев" СНГ всё-таки существует.
Но мы видим, что в этой войне у нас начались пробуксовки, уменьшилась территория АТО, но увеличилась концентрация войск. Россия массово заводит войска в Украину, технику под видом якобы местных сепаратистов. И я думаю, что в такой ситуации мы можем застрять. На сегодня, по некоторым данным, там воюет 15 тысяч человек, из которых несколько тысяч – россияне, из них не меньше тысячи – кадровые российские военные. Если удвоят это количество, то, очевидно, что мы там застрянем. А техники с их стороны уже, наверное, не меньше, а, может, даже больше, чем со стороны Украины. Думаю, чтобы сохранить зону нестабильности на Донбассе, все может затянуться, и этот вариант наиболее вероятен. Если они не удержат этот плацдарм дополнительным введением туда военных, без официального введения войск, то нам следует ожидать усиления диверсионной составляющей. А нам придется жить в таких условиях, в которых живёт Израиль последние десятилетия.
На помощь мирового сообщества мы можем рассчитывать. Сколько ни критикуют старую добрую Европу, но она сделала достаточно много, больше, чем от неё можно было ожидать. Мы бы хотели большего, но там таких быстрых движений не делают. Потому от Европы сейчас мы вряд ли многое получим. Но мы можем надеяться, что, если будет происходить эскалация конфликта, от Америки может поступить боевое вооружение – это то, в чём мы больше всего нуждаемся.
Нам нужны, чтобы побеждать, две вещи: точная разведывательная информация в режиме реального времени, которую Америка может предоставить, но пока этого не делает, и высокоточное оружие для уничтожения объектов (если вы фиксируете прохождение танковой колонны, то с высокоточным оружием у вас есть возможность уничтожить именно этот танк и не зацепить "жигулёнка", стоящего в 50 метрах от танка). Если эти две вещи мы получим, то – всё, фактически победа. Но для этого нам ещё нужно пройти определённый путь. Сейчас мы только приближаемся к такой поддержке в военных конфликтах, которую имеют Южная Корея и Израиль.
Президент аналитического центра "Политика"Игорь Попов:
Исходя из непрямых сигналов, которые мы получаем из-за границы, от наших международных партнёров, складывается впечатление, что Путина они додавили, и он отказался от прямого военного вторжения. Однако это не значит, что Путин откажется и от поддержки сепаратистов в конфликте. То есть, Россия и дальше будет их обеспечивать оружием, финансами, разведывательной поддержкой, чтобы истощить украинское государство.
Совершенно очевидно, что даже если военная операция завершится полной победой украинских войск на протяжении месяца, то всё равно настроения населения будут подогреваться со стороны России, всё равно она будет способствовать диверсионной партизанской войне. Это, безусловно, будет сжигать и финансовые ресурсы, и политические рейтинги любого политического руководства Украины. Тогда Россия дождётся того, что либо нынешнее политическое руководство пойдёт на большие компромиссы с РФ, либо политическая ситуация настолько обострится на фоне экономического кризиса, что придут другие силы, чтобы заключить сепаратный мир с Россией.
Как Украина может обезопасить себя от таких шагов России? В военном плане (в плане Вооруженных Сил Украины и Национальной гвардии) делается уже достаточно. На дипломатическом фронте многое сделано уже. Это должно быть привлечение иностранных армий других стран. То, что США предоставляют нам статус военного союзника – совершенно верно, так как в долгосрочной перспективе это даст возможность получать беспилотники, высокоточное оружие, инструкторов, имеющих опыт ведения антипартизанской войны.
Но главное задание для Украины – системные экономические реформы и борьба с коррупцией. Тогда проект Украина будет выглядеть привлекательным, и мы сможем победить войну в головах жителей Донбасса, когда они увидят, что в Киеве всё движется в правильном направлении, а не как всегда.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред