Сценарии Путина: грозит ли Украине вторжение российских войск, прогнозы экспертов

16 апреля 2014, 20:33обновлено 3 августа 2018, 01:06
Политологи рассказали, как Украине защитить себя.

Вооруженные захватчики Донецкого горсовета

На востоке Украины продолжается антитеррористическая операция против пророссийских экстремистов и диверсантов из РФ. Эксперты пока не берутся делать выводы о ее достижениях или неудачах, однако дают прогнозы относительно того, как события могут развиваться дальше.

В частности, опрошенные "Главредом" политологи не исключают вероятности полномасштабного военного вторжения России в Украину. По их словам, в таком случае останется вопрос относительно конечной цели Москвы и того, как далеко она попытается продвинуться. Также эксперты отмечают, что Украина должна подготовиться и показать, что готова дать отпор внешней агрессии.

видео дня

Политологи рассказали, каковы возможные сценарии России, и какие шаги Украина может предпринять в ответ.

Павел Рудяков

Директор Информационно-политического центра "Перспектива"Павел Рудяков:

До майских праздников будет еще множество различных перипетий. Сейчас счет пошел буквально на часы, поскольку антитеррористическая операция началась. Но она, судя по всему, неподготовленная, с военной точки зрения. Она больше используется как психологический фактор, чтобы повлиять на решения тех, кто инициирует какие-то шаги в восточных регионах.

Уже прошли сутки, и за это время не удалось достичь каких-то результатов. Не знаю, какие именно задачи ставило руководство перед исполнителями антитеррористической операции, но они не только не достигли целей, но и ухудшили ситуацию. Потому что теперь, согласно информации СМИ, появилась техника, в том числе военная, под флагами России (отметим, что были и удачные атаки украинских военных, кроме того, несколько наших бронетранспортеров вырвались из блокады- ред.). Это – негативный результат, с точки зрения тех целей, которые преследует официальный Киев. Конечной целью власти является избежание дальнейших шагов со стороны юго-востока. Думаю, что до первой половины дня Страстной пятницы (18 апреля - ред.) ситуация должна выкристаллизоваться.

Я вижу три возможных сценария. Первый – крымский: уже появился человек, провозгласивший себя "президентом" и обратившийся к России, соответственно есть формальный предлог задействовать крымский сценарий. Это точная копия, точная калька крымского сценария. Это коснется Донецкой и Луганской областей, без Харьковской.

Второй сценарий – официальный, то есть тот, что существует у высшего руководства Украины в Киеве. Он предполагает доведение до конца АТО, освобождение захваченных объектов и прекращение любых активных действий, направленных на дестабилизацию ситуации. Этот вариант кажется сейчас наименее вероятным.

Третий сценарий – стихийный. Он предполагает на протяжении следующих суток и до первой половины дня пятницы продолжение локальных, спонтанных выступлений, переходов блокпостов из рук в руки, инцидентов с человеческими жертвами. Стихийный сценарий кажется сейчас наиболее вероятным.

Завтра должна состояться четырехсторонняя встреча (Украины, России, США и ЕС - ред.) по поводу ситуации в Украине. Она важна, потому что на ней может быть достигнут глобальный компромисс. Но, вместе с тем, обо всех сценариях можно говорить, исходя из общей ситуации, которая сложилась сегодня. Самая опасная ситуация – отсутствие диалога между центром и юго-востоком. Этот диалог мог бы помочь решить множество вопросов.

Думаю, что фронтальных действий у нас не будет, потому что к ним не готов ни один из реальных и потенциальных участников. Но локальные инциденты при участии отдельных групп подразделений с человеческими жертвами, к большому сожалению, вероятны.

Сейчас мы все пытаемся быть лояльными гражданами, но действия власти открывают широкое поле для критики. Если бы сейчас была не такая острая ситуация на границах, то можно было бы сказать, что власть беспомощна. Она много говорит, при этом один предлагает одно, второй – другое, выдвигает решительные лозунги, пытаясь запугать другую сторону, но не подтверждает это все конкретными действиями. И у меня лично в итоге складывается впечатление, что в тот момент, когда на публику выносятся решительные заявления, власть еще не знает, сможет ли она их реализовать, она не знает своих ресурсов.

К примеру, Василий Крутов (руководящий антитеррористической операцией - ред.) – легендарная личность, очень хороший руководитель, но почему его сразу не назначили, а потратили неделю времени? Мне кажется, что у власти нет плана действий, а, кроме того, она в большей степени полагается не на себя, а на внешние факторы, которые должны сработать, по ее мнению, и урегулировать ситуацию на уровне высшего начальства. Власть сама не знает, что ей делать, и потому совершает не очень убедительные шаги. Сама АТО идет, но положительных результатов пока что не видно. Хотя, возможно, у нас просто нет информации об этом. Но, на мой взгляд, для всех регионов было бы психологически важно, чтобы поступала информация о том, что сделано, что удалось, что не удалось.

Тарас Березовец

Директор Компании BertaCommunications, политтехнологТарас Березовец:

Антитеррористическая операция на востоке в любой момент может вызвать полномасштабную военную интервенцию со стороны России. Она к такому варианту готовится, угрожая срывом переговоров в Женеве. Тем более, что к России звучат обращения марионеточных самопровозглашенных мэров, руководителя "Донецкой республики", который уже просил военной помощи у Путина. Потому нужно понимать, что Россия не будет молча наблюдать. Присутствие их диверсантов из числа сотрудников Главного разведывательного управления постоянно увеличивается. Также подвозят дополнительно "титушек", в частности из Крыма, сепаратистов – людей, которые идут на усиление.

Поэтому прогнозировать то, как быстро будут развиваться события, сложно. Россия играет в следующую игру: если Украина не проводит АТО и смиряется с этим (провокациями на востоке - ред.), то будет осуществлен крымский сценарий – постепенно вытеснят и выдавят, "зеленые человечки" захватят украинские воинские части, возьмут под контроль все, что только можно, немедленно проведут референдум, поставив урну едва ли ни среди площади, где все проголосуют, а тогда обратятся к России с просьбой ввести войска. В итоге – провозгласят независимую республику, как это было с Крымом. С одним отличием – включать Донецк в состав РФ они не собираются. Они хотят там второе Приднестровье. План минимум при этом – захватить Донецкую область, а максимум – Донецкая, Луганская и Харьковская.

Второй сценарий. Если Украина проводит настоящую АТО, арестовывая людей и т.д., есть огромный риск того, что Россия начнет полномасштабное военное вторжение, не скрывая ничего. Она понимает, что Запад вмешиваться не будет. И тогда это будет настоящая война. Сегодня идет война, но необъявленная, тайная. Ведь Россия до сих пор не признает, что это ее военные (в Украине- ред.).

Вопрос только в том, что в случае полномасштабного конфликта будет целью России. Украинская армия противостоять российской не сможет. Россия имеет абсолютное преимущество - 4:100, к примеру, в самолетах истребительной авиации (у нас 40, у них – 1 тысяча). Они почти полностью задавят все, что здесь есть. Если они не остановятся на оккупации нескольких областей (Луганской, Донецкой и Харьковской), то это будет полномасштабное вторжение дальше, включительно с Киевом, с высадкой десанта и т.д.

Как прекратить эту агрессию? Во-первых, сегодня нужно максимально ускорять создание отрядов из числа бывших военнослужащих, которые служили в спецназе, ВДВ, морской пехоте. Туда должны попасть люди, которые имеют соответствующее желание и квалификацию. Но только подготовленные – "пушечного мяса" там не нужно, чтобы вторые Круты не повторились. Во-вторых, нужно обращаться к Западу. Если они не предоставляют военную помощь, то пускай предоставляют помощь вооружением, по крайней мере, тем, в чем нуждается украинская армия. Легкого оружия, автоматов и пулеметов, у нас более чем достаточно. Нам нужны гранатометы, ракеты ("Игла" или "Стингер"), которые будут сбивать цели в полете на высоте до 2 километров. В Украине мобилизационный человеческий ресурс чрезвычайно большой. Это даже не Грузия, здесь не сравнить. И если Россия надеется на полномасштабное вторжение, то у российской армии будут страшные жертвы и тысячи погибших. К сожалению, с украинской стороны – тоже.

Учитывая состояние армии и сил безопасности после Януковича, это (его деятельность - ред.) была прямая диверсия. Были уничтожены все боеспособные подразделения, уничтожена система противоздушной обороны при участии российских агентов – Саламатина и Якименко. То есть, имело место умышленное уничтожение боеспособности страны. Янукович несет прямую ответственность. Фактически он стал агентом России.

Потому власть сейчас действует так, как это позволяет ситуация и мобилизационный ресурс, который на сегодняшний день существует. Потому армия должна опираться на максимальную помощь общества, мобилизацию людей, пребывающих в запасе вооруженных сил или СБУ. Проводить АТО необходимо крайне аккуратно, учитывая, что в том регионе есть неадекватное (частично - ред.) местное население, подкупленное, в том числе, которое россияне используют в качестве живого щита.

Почему сегодня нет жестких зачисток? Потому что россияне используют заложников, ставят перед собой женщин, пожилых людей, чтобы армия не могла выполнить своих действий. Их можно было бы уничтожить огнем артиллерии, с вертолетов. Но они же специально прикрываются мирным населением. То есть, происходит совершенно циничное пренебрежение всеми международными нормами ведения войны. В частности, эти нормы прямо запрещают использование во время войны в качестве заложников или живого щита гражданского населения. То есть, Россия нарушила все возможные конвенции. То, что сегодня задерживают российских агентов, офицеров ГРУ – это все будет использовано потом в суде. Это может быть вполне вопросом, вынесенным на рассмотрение Международного трибунала. Россия нарушает все правила ведения войны.

Виталий Бала

Директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала:

Когда можно ожидать развертывания более активных действий со стороны России? Это будет зависеть от обеих сторон – и от Украины, и от России. Насколько мы позволим им чувствовать себя уверенными в безнаказанности, насколько долго не будем давать симметричного ответа на агрессию со стороны России, настолько велико будет ее желание действовать так, как сейчас.

Мы должны сделать все, от нас зависящее. Провести формирование соответствующих батальонов в Днепропетровске, Одессе, Луганске и везде на местах. Реализовать инициативу относительно общенационального движения сопротивления. Нужно задействовать всех квалифицированных людей, кто служил в спецподразделениях и вооруженных силах. Нужно показывать, что мы готовы защищаться, обороняться. Россия должна видеть, что Украина подготовилась. И тогда мы можем себя обезопасить от дальнейшей агрессии. Но нужны жесткие и четкие действия по локализации и зачистке всех террористов и диверсантов в Донецке и Луганске. Пока мы не покажем, что мы в состоянии дать отпор, нас не оставят в покое и будут держать в напряжении.

Сейчас на востоке страны возможны самые разные сценарии. Кто-то говорит, что Путину нужно забрать прибрежные зоны, и здесь примешивается геополитика. И это действительно так, потому что есть геополитические амбиции Москвы. Но будет ли на самом деле так – только Путин знает. Кто-то говорит, что Путин хочет сделать что-то наподобие "серой зоны", Приднестровья, чтобы постоянно была эскалация конфликта, страна была в напряжении – лишь бы Украина не могла двигаться в ЕС и НАТО. Кто-то может сказать, что Путин хочет забрать украинские земли. Можно допускать разные сценарии – была бы фантазия.

Думаю, тот план, что был у Путина, не осуществится полностью, на 100%, а сейчас происходит перепланирование и переосмысление. России нужно, чтобы Украина не интегрировалась с европейское сообщество в каком бы то ни было виде. Потому она всячески будет препятствовать нам в этом, используя комплекс всех перечисленных выше вариантов. Главный посыл геополитических амбиций Путина – не допустить отхода Украины к Европе. Потому что в геополитике, когда борются земля и вода, они борются за ресурсы. А Украина – это ресурсы (и территориальные, и человеческие, и интеллектуальные и т.д.).

Вероятность прямого военного вторжения России сегодня - 50/50. Такого варианта я не исключаю, исходя из последних заявлений российского руководства, к примеру, министра Лаврова – о том, что они пойдут защищать украинский народ от нелегитимной власти. Поэтому они всячески будут пытаться сорвать выборы в мае. И то, что нас будут пытаться все время держать в напряжении, это очевидно.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять