"Шагай на красный цвет и нарушай правопорядок/ Законам и запретам поступай наперекор"
Байопик о Стусе с Дмитрием Ярошенко (актер театра Дах, известен по роли похотливого милиционера-подлеца в фильме Брама) – картина, что называется непростой судьбы. Такого пиара, причем незапланированного, в последние годы получал мало какой фильм, снятый в Украине. Виной всему скандал, вспыхнувший еще на этапе производства.
Читайте такжеСкандал вокруг фильма "Стус": в Госкино сделали заявление о Медведчуке и цензуреТогда украинская общественность узнала, что из сценария пропала сцена суда над Стусом 1980 года по сфабрикованному делу. И вырезали ее якобы по требованию юристов одиозного политика Виктора Медведчука (ныне – нардепа и кума президента РФ Путина, а в те времена – адвоката, который был назначен Стусу советскими властями и полностью соглашавшегося с обвинением).
После бурного скандала, создатели фильма сцену вернули и отсняли. Правда, видимо, по требованиям юридического характера, роль, которую исполнил актер киевского Театра на Подоле Роман Халаимов, в титрах значится просто как "адвокат Стуса".
"На всякое насилье отвечай сопротивленьем/ В безликом окруженьи будь всегда самим собой"
В каких-то конкретных и ключевых моментах (по типу легендарного протеста Стуса, Ивана Дзюбы и Вячеслава Черновола против арестов украинских интеллигентов на премьере фильма Тени забытых предков в 1965-м в кинотеатре Украина) сюжет Запрещенного точен. Но в целом (особенно в финальной части мытарств поэта перед смертью в лагере строгого режима "Пермь-36") изображает биографию главного героия и историю его безнадежной борьбы с советской системой в достаточной степени вольно. Чего стоит только введенная авторами полковница КГБ (роль Евгении Гладий) – женщина с пышными формами и порочно очерченным ртом – которая приезжает в колонию, чтобы склонить еле-еле живого Стуса с к сотрудничеству с властями (уже ведь Перестройка все идет и идет по плану). Вообще же лагерные сцены, поскольку сняты на русском и переозвучены за кадром на украинский (по закону) несут на себе какой-то неизбывный дух телесериалов для вечернего показа.
"В минуту умолчания ори как можно громче / По линованной бумаге ты пиши напоперек!"
В фильме есть сцены о временах работы Стуса учителем украинского и литературы в городе Горловка на Донбассе в начале 60-х. Они вроде бы проходные и как бы дополнительно раскрывают образ поэта. Но интересно рифмуются с основным впечатлением, которое производит Запрещенный. Кажется, что перед зрителями не столько живой, страстный и непримиримый человек, сколько оживший портрет из того самого кабинета литературы. Зрелище яркое (что дополнительно подкрепляется в первой части фильма, снятой, такое ощущение, со строгой оглядкой на х/ф "Стиляги"), но плоское, двумерное. Впрочем, авторы фильма утверждают, что снимали фильм не для специалистов и фанатов творчества Стуса, а для школьников, студентов и вообще людей, которые ничего не слышали ни о нем, ни о украинских диссидентах, ни о советских лагерях. Так что остается смотреть по количеству зрителей – получилось ли у кинематографистов к таким украинцам достучаться.
Допремьерный показ фильма, на котором побывал корреспондент Главреда, состоялся в кинотеатра сети Оскар в ТРЦ Гулливер.
Первыми ленту увидели Екатерина Осадчая, Нина Матвиенко, Тоня Матвиенко, Сергей Лещенко, Петр Ющенко, Владимир Омелян, Тарас Тополя, Alyosha, Дмитрий Ярошенко, Роман Бровко, Сергей Неретин, Маричка Падалко, Егор Соболев, Лидия Таран, Игорь Кондратюк, Василий Вирастюк, Ирма Витовская, Римма Зюбина, Женя Янович, Василий Вирастюк, Назар Гук-Юлик, Валерия Толочина, Илья Кваша, Роман Михно, Ирина Кудашова, Вячеслав Соломка, Екатерина Кистень, Евгений Нищук, Юрий Марченко, Алексей Тритенко, Валерия Чачибая, Артем Травкин и многие другие
P.P.S. Цитата в заголовке и подзаголовки взяты из песни "Поперек" Егора Летова и "Гражданской обороны".
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред