Слабеющая гривна: что будет с курсом основных валют?

1 ноября 2016, 14:38обновлено 3 августа 2018, 01:21
Эксперты поделились прогнозом относительно того, к каким валютным колебаниям следует быть готовыми украинцам.

 / slovoidilo.ua

Доллар постепенно дешевеет уже несколько дней подряд: так, по сравнению со значениями 28 октября, курс американской валюты снизился на четыре копейки. Нацбанк на 31 октября устанавливал следующие курсы основных иностранных валют по отношению к гривне: 1 доллар США — 25,49 гривен, 1 евро — 27,84 гривны, 10 российских рублей — 4,05 гривны.

Как отмечают опрошенные "Главредом" эксперты, на сегодняшний день нет причин для того, чтобы гривна к доллару падала, а ее девальвация в нынешних условиях — искусственна.

видео дня

Экономисты рассказали, что будет происходить с курсом основных валют в ближайшее время, будет ли дорожать доллар, к чему готовиться украинцам.

Андрей Новак

Председатель Комитета экономистов Украины, кандидат экономических наук

Андрей Новак:

Составить прогноз относительно курса гривны реально невозможно, поскольку у нас нет базы для прогнозирования — нет курсовой стратегии от НБУ и правительства. Единственное, на что мы можем ориентироваться, — на среднегодовой прогноз курса на следующий год, который указан в проекте бюджета на 2017 год, а также неоднократно был подтвержден из уст премьер-министра и главы НБУ. Он закреплен на уровне 27,2 гривны за доллар. Очевидно, что правительство и НБУ будут, как минимум, до этого показателя девальвировать гривну, и на сегодняшний день это на 100% искусственная девальвация.

По экономическим параметрам в Украине уже год нет никаких оснований и причин для девальвации гривны, поскольку три фактора, которые формируют курс любой денежной единицы, в том числе гривны, у нас уже год как положительные.

Первый фактор — внешнеторговый баланс экспорта и импорта. Он у нас более-менее сбалансирован. В начале года у нас было плюс миллиард долларов, сейчас — приблизительно минус миллиард долларов. Это относительно сбалансированная торговля. Это не 2014 год, когда у нас было минус 14 миллиардов долларов по торговле. Сейчас все более-менее сбалансировано. Высокими темпами падает экспорт, еще более высокими — импорт. В основном так происходит из-за того, что мы резко сократили наш главный импорт, а именно — российские энергоносители. Теперь у нас внешняя торговля более-менее сбалансирована.

Второй фактор — платежный баланс, который, помимо торговли, учитывает еще и прямые финансовые потоки, приток и отток валюты. Тут у нас также сведенный баланс положительный — плюс полмиллиарда долларов. Это благодаря масштабной внешней финансовой помощи, которую Украина получает из разных источников. Это и расширенная программа сотрудничества с МВФ, и Мировой банк расширил программу сотрудничества с Украиной, дают также деньги Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк, а, кроме того, правительства многих стран предоставляют нам прямую или финансовую помощь либо кредиты. Например, США дают гарантии на 1 миллиард долларов уже второй год подряд, прямую финансовую помощь на оборону по 300 миллионов долларов ежегодно, ну, и правительства других стран: Германии, Канады, Японии, Австралии, Евросоюза. Благодаря этому у нас положительный платежный баланс.

Третий фактор — государственный долг. Как мы помним, в прошлом году Украина получила реструктуризацию долгов со списанием 20% долга. Так что это сейчас также не давит на курс гривны. Потому теперь не нужно покупать так много валюты, чтобы обслуживать госдолг.

Все три фактора, формирующие государственный курс, у нас уже, как минимум, год — положительные. Поэтому у нас есть все возможности для сохранения не просто стабильной гривны, но и для ее укрепления.

Однако продолжается девальвация, и она искусственная и спланированная. Об этом свидетельствует и Бюджетная резолюция, которую правительство подало несколько месяцев назад. В ней закреплен прогноз курса на уровне 27,2 гривны за доллар. Хотя когда правительство подавало это Бюджетную резолюцию, на рынке курс был 24,5 гривны за доллар. И, даже не имея никаких оснований для девальвации (как я вам уже доказал), тем не менее, в Бюджетной резолюции на 2017 год правительство заложило 27,2, то есть довольно серьезную дальнейшую девальвацию. Как я понимаю, правительство и дальше будет искусственно обесценивать гривну.

Для чего это делается? Очевидно, ныне действующее правительство идет по протоптанной дорожке предыдущего Кабмина, когда за счет девальвации решаются сразу две задачи. Первая из них — наполнение государственного и местных бюджетов посредством инфляционного эффекта, который наступает после девальвации. Вторая — удовлетворяются аппетиты наших экспортеров, то есть главных финансово-промышленных групп. Для экспортеров чем дороже иностранная валюта — тем лучше для них.

Это легкий путь для правительства и экспортеров. А вот для всех граждан Украины и всех предприятий, которые не являются экспортерами, девальвация очень вредна, поскольку она снижает покупательную способность населения и платежеспособность всех предприятий, не являющихся экспортерами, то есть всех малых, средних и крупных (которые ориентируются на внутренний рынок) предприятий, и, как мы понимаем, таких предприятий преимущественное большинство.

Причин для девальвации вообще нет. Если искать связь между поступлением траншей МВФ и стабилизацией курса, то, к сожалению, у нас такая связь почему-то не наблюдается за последние два с половиной года: транши к нам приходили, а девальвация продолжалась. Поэтому что-то прогнозировать сложно. Когда правительство намерено выйти на плановый уровень — 27,2, мы не можем сейчас сказать: то ли это будет в конце этого года, то ли в начале следующего, то в середине следующего года.

Александр Жолудь

Старший аналитик Международного центра перспективных исследований

Александр Жолудь:

На сегодняшний день мы имеем дело с обычными колебаниями курса, которые происходят и в других экономиках. Это просто колебания курса. В целом, никто не ожидает существенного укрепления гривны в среднесрочной перспективе. Такие колебания возможны. Мало кто ожидает и ослабления гривны в среднесрочной перспективе. Однако в целом такие колебания являются нормальными, и они, скорее всего, будут сохраняться и в дальнейшем, просто потому, что они являются довольно незначительными.

Нужно понимать, что сегодня у нас 1% колебаний — это 25-26 копеек. Соответственно, изменение на половину гривны — это 2%. Если мы посмотрим, то колебание на 1% даже в курсах таких больших валют, как доллар и евро, происходят несколько раз в месяц, почти раз в неделю. Так что это не является чем-то критическим.

У нас не привыкли к колебаниям, поэтому за каждым изменением курса ищут изменение тренда. А на самом деле это колебания вокруг одного установленного уровня. В конце года нас ждет курс на уровне 26-27 гривен за доллар. Будет некоторое ослабление гривны, но незначительное. Колебание на 4-5% связано с нашей оценкой, что будет сезонный рост импорта из-за необходимости закупать больше газа для отопительного сезона, особенно в этом году, когда ожидают более холодную зиму, нежели в предыдущие два года. Так что вполне возможно, что будет нужно больше газа потреблять, чем в предыдущие годы. А с другой стороны, у нас, как правило, в зимний период идет сезонное сокращение экспорта, потому что, с одной стороны, идет экспорт металлов, с другой — заканчивается экспорт сельскохозяйственной продукции. Соответственно, если у нас ожидается сокращение экспорта и увеличение импорта, то спрос на валюту должен быть несколько бо́льшим, чем предложение. А это должно вызвать некоторое ослабление гривны зимой этого года.

Курс евро к гривне у нас зависит от курса доллара к гривне и курса доллара к евро. Сегодня пока что существенных ожиданий относительно укрепления евро нет — есть ожидания относительно некоторого ослабления евро (но незначительного) по отношению к доллару. Если у нас гривна ослабнет по отношению к доллару где-то на 5%, а евро ослабнет по отношению к доллару где-то на 2-3%, то евро, соответственно, усилится по отношению к гривне на 2-3%.

Виктор Суслов

Заслуженный экономист Украины, экс-министр экономики Украины

Виктор Суслов:

В Украине проще прогнозировать курс на длительный период: никогда не ошибешься, если сказать, что через год курс гривны будет заметно ниже, чем сегодня. В Украине проводится политика, которая предполагает постепенную девальвацию национальной валюты, и у этой политики нет пределов.

Сложнее прогнозировать краткосрочные колебания курса в пределах недели или нескольких дней, даже месяца. Поскольку такие краткосрочные колебания могут быть разнонаправленными и в большой мере происходят под влиянием конкретных факторов. Иногда это связано с потребностью в валюте для выплаты внешних долгов или оплаты энергоносителей — это то, что ведет к понижению курса. Иногда это связано с поступлением очередных траншей от МВФ и других международных организаций. Это может вызывать стабилизацию курса или даже временный рост гривны.

Делать краткосрочный прогноз — неблагодарное дело. Как говорят, "знал бы прикуп — жил бы в Сочи". Те, кто точно знает, как будут колебаться курсы в краткосрочной перспективе, достаточно успешно занимаются валютными спекуляциями, работая в коммерческих банках или финансовых учреждениях, занимаясь скупкой и продажей валюты. Игра на валютных курсах и валютные спекуляции — это особый жанр. Кроме того, валютный курс в краткосрочной перспективе может решающим образом зависеть от действий Национального банка Украины, который может продавать или покупать валюту, ужесточать или облегчать доступ покупателей валюты на валютный рынок и т.д. Поэтому серьезные игроки на валютных курсах обычно стремятся иметь и своих информаторов в НБУ.

Фундаментальных причин для укрепления курса гривны в Украине в настоящее время нет. Прежде всего потому, что отрицательное сальдо товаров и услуг в платежном балансе страны продолжает увеличиваться. За январь-август 2016 года оно составило минус 2 миллиарда 952 миллионов долларов, по сравнению с минус 932 миллиона долларов годом ранее. Ситуация ухудшается, потому что экспорт Украины продолжает падать. Валютный курс пока держится за счет притока валютных средств от МВФ и других иностранных доноров. Но это означает увеличение государственного внешнего долга и перенос проблем в будущее.

Эти негативные явления могли бы перекрываться притоком иностранных инвестиций, но у нас такого притока нет. И не будет, пока не наступит мир на Донбассе. Мы получили транш МВФ и продолжаем получать некоторые сопутствующие платежи в виде кредитных гарантий США на миллиард долларов, кредитов некоторых других международных организаций и банков. Это, конечно, влияет позитивно, но это все временно, потому что придет момент, когда кредиты придется отдавать. Сейчас надежды на следующий транш, который правительство рассчитывает получить в ноябре или до конца года. Я сомневаюсь, что он будет получен. И тогда тенденция к ослаблению курса проявится. Правительство и НБУ прогнозируют снижение курса в следующем году, поскольку на следующий год в бюджете заложен курс 27,2 гривны за доллар, а это будет значить дальнейшую девальвацию гривны. Однако я не думаю, что удастся удержаться на уровне 27,2 в среднем за год. Я думаю, что девальвация будет более значительной.

Я предполагаю, что с учетом тяжелого кризиса, который переживает Евросоюз и который, очевидно, продолжится, можно ожидать некоторое ослабление евро по отношению к доллару. В следующем году после президентских выборов в США и с возникновением связанных с ними новых надежд стоит ожидать рост курса доллара.

Также в платежном балансе есть такой важный показатель, как наличная валюта вне банков. Этот показатель уменьшается, то есть население больше валюту продает, чем покупает ее. Другими словами, граждане пустили в ход свои индивидуальные валютные резервы и в сложной экономической ситуации свои валютные заначки вынуждены продавать. В принципе, это тоже помогает временно, какой-то период поддерживать курс гривны.

А дальше, кроме чисто валютных обстоятельств, есть большой комплекс внутренней украинской экономической политики. Объявлены необходимые мероприятия, связанные с повышением минимума заработной платы — они тоже будут способствовать ослаблению гривны, это неизбежно. Потому что для того, чтобы поднять минимум заработной платы, нужно изыскать средства. Дополнительные расходы бизнеса на повышение заработной платы и уплачиваемых с нее налогов войдут в цены товаров и услуг. Возникнет инфляция издержек, которая вызовет общий рост цен. Это будет тоже приводить к необходимости выпуска дополнительных денег в оборот и ослаблению гривны.

Но, тем не менее, я поддерживаю данные мероприятия, потому что просто нельзя допускать смерти от голода малообеспеченных людей. При нынешней минимальной заработной плате невозможно оплатить коммунальные услуги, лекарства, продукты. Значит, так или иначе, печатный станок должен будет работать. Вслед за этими повышениями придется идти на дальнейшее ослабление гривны.

Также мы видим и другие факторы. Например, сырьевая ориентация экономики, свертывание высокотехнологичных отраслей, которые дают продукцию с высокой добавленной стоимостью. Все это будет приводить к ослаблению национальной валюты и дальнейшей девальвации гривны.

Пока наше правительство не "дозреет" до понимания необходимости иметь промышленную политику, поддерживать ключевые отрасли экономики, особенно способные производить высокотехнологичную продукцию на экспорт, пока не будет осознана необходимость проведения протекционистской в своей основе политики "экономического национализма", украинская экономика все более будет приобретать аграрно-сырьевой характер, а курс украинской гривны будет понижаться.

Общий прогноз: постепенно, как это уже происходит несколько лет назад, начиная с 2014 года, гривна будет и дальше понемногу ослабляться, девальвировать. Как мы видим, в стране наблюдается бегство от национальной валюты. Очень показательна в этом плане кампания по электронному декларированию, которая говорит о том, что вся наша элита, начиная с президента, главы НБУ и премьер-министра, держит свои сбережения вовсе не в гривне, то есть они не доверяют гривне. Доминирует хранение сбережений в наличных долларах, потому что люди не доверяют ни банкам, ни национальной валюте. Раз этот факт стал настолько публичен (что даже политическая элита не верит в национальную валюту и предпочитает сохранять сбережения в долларах), эта валюта просто не может быть стабильной. Не будет преувеличением сказать, что ситуация с электронным декларированием наглядно продемонстрировала, что украинская политическая элита не доверяет своей собственной политике. А сейчас, когда народ увидел, как действуют более информированные и грамотные люди, он тоже в возрастающих масштабах начнет отказываться от хранения сбережений в национальной валюте, возможно, предъявят дополнительный спрос на иностранную валюту. А все это — факторы ослабления гривны.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
^
Мы используем cookies
Принять