Парламентский блиц-криг, когда после бюджетного разогрева были приняты несколько резонансных и скандальных законов, показал, что власть не утратила способностей к нестандартным ходам. Но эта ее победа может оказаться пирровой – принятые законы станут миной, заложенной под балансирующую на грани систему взаимодействия властных структур и гражданского общества.
Власть в очередной раз доказала, что является полноправной хозяйкой Верховной Рады и способна принять нужные решения даже в заблокированном парламенте, не переезжая в другое здание. Ну а ручное голосование, использовавшееся до этого в зале под куполом лишь раз - при утверждении премьером Юлии Тимошенко - стало еще одним достижением депутатов седьмого созыва. Их предшественники поднятие рук подтверждали голосом, да и к подсчету проголосовавших тогда было трудно придраться. Нынешние парламентарии подобными условностями не озабочены. К тому же ручное голосование в произвольном режиме с невиданной оперативностью одобрил президент, подписавший принятые законы уже на следующий день. На фоне таких фокусов утверждение бюджета-2014 без обсуждения выглядит вполне приличным.
Любопытно, что впервые за бюджет в полном составе проголосовала фракция коммунистов. Соратники Симоненко уже давно особо не скрывают своего движения в фарватере провластной силы, но в бюджетной теме всегда были особо щепетильны. Однако на этот раз, видимо, аргументы власти оказались для них более убедительными. Без голосов "единственной оппозиции в парламенте" годовая смета страны не была бы утверждена. К тому же, процессом ее принятия командовал коммунист Игорь Калетник, за что получил похвалу лично от премьера, расписавшего в красках, как первый вице-спикер мужественно выбирался из заблокированного оппозиционерами кабинета. Впрочем, представители КПУ тут же раскритиковали проголосованный документ, и, видимо, теперь пообещают активно бороться за его улучшение.
Стоит отметить еще одну особенность, отличающую депутатов седьмого созыва, – самоубийственные наклонности. Дело не только в уничтожении института парламентаризма, к которому они целенаправленно движутся, но и в их личном участии в обесценивании депутатского мандата. Сначала народные избранники спокойно проглотили лишение депутатов мандатов через суд. Теперь утвердили закон, упрощающий процедуру снятия с парламентария неприкосновенности. Законодатели медленно, но уверенно превращают себя в подконтрольные винтики системы, каждый из которых легко может быть заменен при необходимости. И это касается не только оппозиции. Как показала практика, вступление в провластное большинство вовсе не гарантирует пребывания в депутатском статусе до конца парламентской каденции.
Нынешние оппозиционеры и так практически беззубы. Пожалуй, в деле провальных блокировок они уже рекордсмены. Полторы сотни депутатских штыков и на этот раз оказались не в состоянии ни работу в зале заблокировать, ни спикера и его первого зама - в кабинетах. Равно как и предложить эффективный план действий для отмены итогов "ручного" голосовательного триумфа. Лидеры оппозиции в очередной раз констатировали, что в стране произошел государственный переворот, и пообещали его остановить. Не уточняя ни способов, ни сроков.
Письма президенту с просьбой ветировать законы не подействовали. Перспектива проведения всеобщей забастовки остается туманной, так же как и обещание досрочных выборов. Поэтому они вновь позвали всех на воскресное вече. Пожалуй, единственная реалистичная идея, которая прозвучала после январского "путча" в Раде от не скрывавших растерянности оппозиционеров, - намерение апеллировать к международному сообществу с предложением бойкотировать "убийц парламентаризма" и ввести против них санкции.
Впрочем, официальные представители США и Евросоюза уже высказали обеспокоенность методами работы украинских депутатов. Но к соблюдению регламентных процедур они призывали их и раньше, практически без успеха. Рассчитывать, что к голосу Запада на Банковой прислушаются сейчас, когда бюджетные дыры удалось закрыть благодаря российскому кредиту, а продвижение в ЕС приостановлено на неопределенный срок, вряд ли стоит.
Заявление еврокомиссара по вопросам расширения и политики соседства Штефана Фюле о том, что решения Рады негативно скажутся на партнерстве ЕС и Украины, скорее всего, никого из руководства страны не расстроило. По крайней мере, премьеру теперь не нужно искать предлог для дальнейшего затягивания перерыва в переговорах по Ассоциации, который был объявлен якобы только на время новогодних праздников. Вопрос с введением санкций по отношению к представителям украинской власти в Европе пока даже не обсуждается, а в США признают лишь возможность использования такого метода воспитания в случае применения властью насилия.
На Банковой четко дали понять, что взяли равнение на Восток. Большинство из резонансных январских законов, касающихся ограничения гражданских прав и свобод, являются калькой с действующих в России норм. Да и за технологиями противодействия протестным акциям еще на их старте российская школа была заметна невооруженным взглядом. Руководство страны с упорством, достойным лучшего применения, стремится на практике опровергнуть тезис "Украина – не Россия". Подготовленная законодательная почва для обуздания революционеров нынешних и недопущения рождения будущих – очередная попытка пересадить на украинскую почву селекционированные соседом методы управления активностью граждан. И теперь только от их реакции будет зависеть успешность этой попытки.
Принятие скандальных законов в парламенте показательно сомнительным способом и оперативное их подписание президентом свидетельствует о том, что власть сознательно пошла на обострение ситуации. А масштабы и жесткость новаций, внесенных в различные сферы общественной жизни, подтверждают серьезность намерений найти действенное противоядие революционному "вирусу".
Выход из политического кризиса никто не собирается искать – оппозиционеры уже назвали отмену принятых законов условием для старта переговоров, но на Банковой не привыкли отступать. Даже если в ближайшие выходные на Майдан вновь выйдут сотни тысяч людей. А учитывая, что президент, наконец, отпустил в свободное плаванье уже экс-главу своей администрации Сергея Левочкина, якобы выступавшего против разгона Майдана, очевидно, теперь действовать будут по плану "группы войны".
Дальнейшее развитие ситуации во многом будет зависеть от широты размаха, с которым нормы резонансных законов будут применяться, и ответа общества на каждый случай. Слишком жесткое закручивание гаек может привести к непредсказуемым последствиям, поскольку ситуация в стране остается напряженной. Преподнесенный парламентариями подарок – это еще один тест на зрелость, который предлагают пройти гражданскому обществу и отечественной политической элите.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред