На сколько может упасть гривна: прогноз экспертов

5 февраля 2014, 20:35обновлено 3 августа 2018, 01:04
Экономисты рассказали "Главреду", что будет происходить с курсом гривны в ближайшее время.

 / vlasti.net

Политический кризис в Украине и экономическая политика последних лет существенно ударили по курсу гривны. Как отмечают опрошенные "Главредом" эксперты, эти факторы стали одними из главных причин ее падения.

В частности, в среду, 5 февраля, курс украинской валюты упал ниже уровня 9 грн за доллар. В начала торгов цена составляла 9,0000/9,4000 грн за доллар, а к закрытию ценовые уровни снизились до 8,9500/9,0500 грн. Однако, это не предел, считают экономисты. Если, конечно, не будут предприняты конкретные шаги, чтобы остановить девальвацию. Сейчас же, говоря о падении курса, эксперты называют цифры 9-10 грн за доллар.

видео дня

На сколько может упасть гривна, а также какими могут быть последствия обвала украинской валюты, экономисты рассказали "Главреду".

Андрей Новак

Глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак:

Политический кризис напрямую влияет на экономическую ситуацию, а больше всего – на нервную систему экономического организма, то есть на финансовый сектор. Последний состоит из двух частей – фондового и валютного рынков. К счастью для нас, сейчас фондовый рынок Украины не развит (если бы он был развит, мы бы сейчас наблюдали падение акций украинских компаний). Реакция на политические события отражается на второй половине финансового сектора – валютном рынке.

Сейчас мы наблюдаем ежедневную девальвацию гривны. Глубина девальвации будет напрямую зависеть от продолжительности политического кризиса. Чем дольше будет он продолжаться, тем больше обесценится гривна. Курс уже опустился ниже первого "психологического барьера" – 8,5. И если он опустится ниже следующего – ниже 9 (что уже произошло - ред.), то выше этих показателей курс уже подниматься не будет.

После этого мы будем жить с новым курсом. И на сколько процентов девальвирует гривна, на столько же обеднеет каждый украинец. На данный момент от начала политического кризиса гривна обесценилась уже на 6%, то есть каждый украинец уже обеднел на 6%, потому что доходы и сбережения большинства украинцев – в гривнах (зарплаты, пенсии, социальные помощи, субсидии, а также большая часть депозитов).

Политики должны осознать эту ответственность и заняться не распределением должностей. Для успокоения валютного рынка сейчас самым необходимым является положительный политический сигнал. Причем сигнал должен быть не в виде слов, обещаний, создания очередных ненужных рад – он должен быть в формате политических решений.

Решение, которое сейчас необходимо рынку, – формирование нового правительства. Потому что и с Востока, и с Запада поступают сигналы, что дальнейшие отношения будут строиться только с новым правительством – с прежним никто уже работать не собирается. Следующие необходимые решения – конституционная реформа и решение по позиции Президента (если этого не будет, Майдан просто не разойдется).

Учитывая то, как сейчас развиваются политические события, в частности, как проходят заседания Верховной Рады, можно утверждать, что как минимум до конца этой недели никаких существенных решений не предвидится. А это значит, что велика вероятность того, что до конца этой недели девальвация гривны продолжится теми же темпами.

Владимир Лановой

Президент Центра рыночных реформ, экс-министр экономики УкраиныВладимир Лановой:

Сейчас нет тормозов, которые бы снизили темпы падения гривны. Все факторы (политические, валютно-долговые, экономические и бюджетные) работают против стабильности украинской денежной единицы. И пока не будет решен вопрос политического кризиса, не стоит ждать, что падение курса будет прекращено.

Гривна будет падать до тех пор, пока это не прекратят. То, когда прекратится падение, зависит от многих факторов (от Национального банка, решения политического конфликта, перемен в международной торговле Украины и кредитовании). Пока что не работает ни один из факторов. А это значит, что гривна будет падать дальше – до 9 и больше. Не хочу нагнетать атмосферу, но пока что нет факторов, сдерживающих девальвацию.

Хорошо хоть это падение плавное, а не обвал. Однако и обвал не исключен. Ведь при падении национальной валюты все процессы ускоряются, и плавное падение может перейти в стремительное.

Александр Кендюхов

Председатель Всеукраинского союза ученых-экономистов Александр Кендюхов:

Спрогнозировать курс сложно. Но на него влияют факторы, имеющие краткосрочный и долгосрочный характер. Последние связаны с национальной производственной базой, которая не в состоянии обеспечивать нашей стране положительный торговый баланс, что приводит к проблемам в получении положительного платежного баланса. В условиях, когда страна ежегодно теряет в мировой торговле от 10 до 15 миллиардов долларов, национальная денежная единица будет в любом случае постепенно обесцениваться. Потому что эту потерю в мировой торговле мы постоянно вынуждены компенсировать новыми кредитами.

Что касается роста курса доллара и евро по отношению к гривне в последние месяцы, то, прежде всего, учитываем краткосрочные риски – политическую нестабильность. Происходящее в стране вызывает негативные ожидания в сознании украинских граждан, и эти ожидания заставляют людей смотреть на зарубежные валюты – доллар и евро – как на более стабильные. Эти ожидания создают риски для национальной денежной единицы.

Если в ближайшее время политическая ситуация разрешится, то курс гривны по отношению к доллару в краткосрочном периоде стабилизируется. Резервов Национального банка на сегодняшний день достаточно, чтобы в течение нескольких месяцев поддерживать курс национальной валюты стабильно. Если политическая ситуация в ближайшее время будет ухудшаться, то со стороны украинского населения и зарубежных партнеров риски будут оцениваться как возрастающие, и курс может меняться в худшую сторону для гривны.

Ярослав Жалило

Заведующий отделом экономической и социальной стратегии Национального института стратегических исследований, президент Центра антикризисных исследованийЯрослав Жалило:

Если ситуация и дальше будет сохраняться, курс не снизится на протяжении дня (с позиции 9,4 грн за доллар - ред.), то это будет значить дестабилизацию экономки. И это уже очень серьезно. Колебания, которые были на уровне 8,5-8,6 – локальны. Если гривна пробивает показатель 9, а, тем более, 9,4, то это уже очень серьезно. Это может запустить цепную реакцию негативных изменений на других рынках, прежде всего, на банковском рынке (депозиты), изменится инфляционный показатель (такая смена курса точно запустит инфляционную спираль). Уже сегодня люди ориентируются на доллар, но когда они видят, что пробита уже даже такая психологическая граница, то не возникает никаких сомнений, что будет рост цен. Если так произойдет, то, значит, дестабилизация набирает размах.

Причины понятны – политическая нестабильность, разрушение правительства, неопределенность в дальнейших перспективах страны. Бизнес готовится к негативным изменениям и готовится к выведению средств из страны. Также деньги все-таки у людей есть, прежде всего – в депозитах. Рост депозитов в гривне на протяжении последних нескольких лет был довольно мощным. Люди, видя происходящие процессы, тоже пытаются как-то обезопасить себя, покупая доллары. Хотя то, что люди готовы покупать их по столь высокой цене, для меня немного странно.

Возможно, здесь есть вина Национального банка, который просто наблюдает за всеми переменами и не влияет на нынешнюю динамику, что и подтолкнуло к негативным последствиям.

Что в данной ситуации делать? Политические шаги имеют определенный временной лаг. Когда на рынке начинается экономическая паника, то любые политические решения рационально уже не воспринимаются. Поэтому в данной ситуации еще вчера нужны были решительные действия Национального банка по предотвращению такого спекулятивного накручивания курса. Частично НБУ пытался это делать за счет интервенций, но, насколько я понимаю, не очень удачно, потому что фактор нестабильности только нарастает.

Однако есть административные рычаги, к которым в этой ситуации НБУ должен был обязательно прибегнуть, вплоть до жестких шагов, связанных с административными ограничениями приобретения валюты, закрытием биржевых торгов, раз уж есть столь резкое возрастание. Такие инструменты есть и сегодня у Нацбанка, и такие инструменты используются в мировой практике.

Но все это не значит, что не будет отката курса назад. Мы помним, что гривна уже пробивала девятигривневый барьер за доллар в конце 2008 года, когда был кризис. Но потом она вернулась к показателю 7,99 (официальный курс). Но, чтобы такая стабилизация произошла, должно пройти какое-то время, нужна определенная политическая воля и экономическая основа. Я подозреваю, что сейчас может не быть ни того, ни другого. Потому – все это крайне негативно для экономики.

Мы сейчас прочувствовали, как экономика реагирует на события в стране. Она долго держалась под потоком коктейлей Молотова, заявлений, дубинок и т.д., но, в конце концов, ей пришлось реагировать.

Олег Соскин

Директор Института трансформации обществаОлег Соскин:

Удержать гривну сейчас не могут, потому что, во-первых, идет печатанье гривны, во-вторых, до 1 марта оставлена возможность рефинансирования банков. Это значит, что банки получают рефинансирование напрямую от Национального банка под очень низкий процент. Как известно, базовая ставка НБ сегодня 7,5% годовых. То есть, банки получают рефинансирование, берут эти деньги, на межбанке покупают валюту, таким образом, скупают валюту для себя, клиентов. Так скупается огромное количество валюты, и она уходит из страны.

Плюс есть большой потребитель валюты – НАК "Нафтогаз", который должен собранную гривну каким-то способом конвертировать в доллар, чтобы рассчитываться с Россией за газ.

Плюс до 12 февраля нужно рассчитаться с МВФ, выплатив ему 1 миллиард долларов по stand by. Естественно, все это требует больших объемов валюты, а брать ее негде. Поскольку существенно уменьшился приток валюты от экспортеров, прекратился приток прямых и портфельных инвестиций. Золотовалютные запасы тоже, по сути, исчерпаны, а потому тоже не могут служить источником поддержания стабилизации курса. Также параллельно идет эмиссия, начиная с октября. В декабре напечатали 10 миллиардов гривен – наличка для выдачи пенсий. Сейчас для выдачи пенсий Пенсионному фонду нужно ежемесячно порядка 23 миллиардов гривен, а у него не хватает до 50% средств. 30% покрывалось через Госбюджет, 20% – через заимствования. Доходная часть бюджета в этом году практически пустая, потому что экономика остановилась, она разрушена. Разрушили ее как раз Азаров и Янукович своими действиями. Если не работает экономика, если падает промышленное производство, то падает и ВВП. Откуда тогда будет свободно-конвертируемая валюта?

Нам рассказывали, что нужна эмиссия гривны, нужно ограничивать движение валюты, нужны ограничения, в том числе банковские. В итоге разрушили валютный, фондовый и энергетический рынок. Теперь пожинаем плоды.

Завтра гривна снова может начать падать. Уже пройдена психологическая черта стабильности. Сейчас назревает самый страшный процесс – разрыв между официальным курсом, который показывает НБУ – 7,99, и реальным курсом. Нужно вспомнить 90-е годы и правительство Звягильского, когда проводилась именно такая монетарная политика, как сейчас, и были разные курсы. Разрыв в курсах приведет к тому, что будут те, кто может получать валюту по 7,99 (близкие к правительству, Нацбанку), а остальные вынуждены будут покупать по рыночному курсу. Это коррупция, нарушение экономического закона стоимости, что приводит к краху экономики.

У меня очень плохой прогноз до конца недели. Если не будет прекращено рефинансирование банков, если по-прежнему будут брать кредиты и бросать их на межбанк, то я думаю, что гривна упадет больше, чем 10 (грн за доллар - ред.). А если не удержат, то конца недели может и до 11 добраться.

Это будет значить обесценивание гривны. Все люди, которые получают доходы в гривне (зарплаты, пенсии), потеряют покупательную способность. Уже потеряно 20% покупательной способности гривны. Но цена нефти, газа и других импортных товаров формируется в свободно-конвертируемой валюте, в долларе, а не в гривне. Поэтому они должны будут подняться на уровень девальвации гривны. Таким образом, покупательная способность пенсий, социальных выплат, зарплат бюджетников упадет на 20-30%. Потому что в бензине сидит цена сырой нефти (60%), газ мы покупаем по 268 долларов (долларов, а не гривен). Нефть и газ сидят в стоимостной матрице любого товара. Таким образом, поднимутся цены на бензин, значит, подорожают перевозки, а, значит, вырастут цены на все продукты питания, электричество, тепло и горячую воду. А зарплаты ведь останутся прежними.

Первый удар будет по пенсионерам и бюджетникам – вот они взвоют. Будет удар по городам, по местным бюджетам, который составлялись с учетом определенного курса, который был раньше. Так, бюджеты станут неэффективными и недееспособными. Фактически это разрушение и коллапс экономики.

То, что в происходящем с курсом виноват нынешний политический кризис, – ложь. Экономический коллапс я прогнозировал еще два года назад. Тогда еще никакого политического кризиса не было. Происходящее с курсом обусловлено неправильной экономической политикой правительства и монетарной политикой Национального банка, который действует в интересах крупных кланово-олигархических систем миллиардеров. Политический кризис только ускорил эти процессы.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять